издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Коллекция амбиций

Иркутск разработал программу развития на 13 лет вперёд

67 млрд. рублей бюджета и 620 тыс. населения – таким видится Иркутск через 13 лет авторам программы социально-экономического развития города до 2020 года. Неделю назад документ был одобрен на общественных слушаниях, до конца августа его рассмотрит парламент города. Эксперты «ВСП» полагают, что проект реализуем только за счёт мощных инвестиционных вливаний. Авторы признают амбициозность документа, но считают, что именно сейчас у Иркутска есть шанс сделать рывок сразу по нескольким направлениям – агломерация, инновации, логистика.

В работе над программой принял участие «временный творческий коллектив» из 191 человека (учёные вузов и НИИ во главе с Байкальским университетом экономики и права (БГУЭП), городские чиновники). Как сообщил глава Управления по стратегическому развитию и инновационной политике Иркутска Николай Потороченко, в основе документа – программа развития РФ до 2020 года и ген-план города. Программа разрабатывалась по трём сценариям – инерционному, инновационному и переходному. Авторам нравится инновационный путь.

Опережающее развитие

Иркутск, по мысли разработчиков, должен войти в число российских «зон опережающего развития». «Город, наряду с другими сибирскими центрами, отнесён федерацией к таким зонам, — отметил проректор БГУЭП Виктор Самаруха. – Однако конкуренция будет очень серьёзной. В 60-е годы Иркутск опережал по развитию Красноярск, но там появились мощные лидеры, которые сумели «перетащить» точку роста на себя. Необходимо повернуть ситуацию в нашу пользу».

Из пяти городов Сибири (Томск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск) наш город по объёмам инвестиций в основной капитал пока стоит на последнем месте. В 2005 году Иркутск инвестировал 8,3 млрд., Кемерово – 15 млрд., Красноярск — 22,8 млрд. Однако Виктор Самаруха предлагает ориентироваться не на объём, а на годовой рост вложений. Красноярск в 2006 году практически не увеличил объёмы инвестиций (25,8 млрд.), Кемерово потеряло около 2 млрд. рублей. Иркутск же повысил вложения более чем в 1,5 раза и вышел на уровень Томска.

В прошлом году предприятия Иркутска инвестировали 14,9 млрд. рублей (60% — связь, 24% — торговля). Объём отгруженных товаров в 2006 году вырос на 59,6%. К 2020 году эти объёмы увеличатся в 2,8 раза (ценовое выражение – 130,1 млрд. рублей), инвестиции в основной капитал вырастут до 64,6 млрд., прогнозирует Виктор Самаруха.

Пока основной рост показывают добывающие предприятия и генераторы электроэнергии, поставщики газа и воды. Говорить о серьёзных успехах в обрабатывающей отрасли нельзя, тяжёлая промышленность – в кризисе. Иркутск теряет позиции промышленного центра, но стремительно набирает торговые обороты. За пять лет оборот розничной торговли вырос в 2,7 раза. Ещё два года назад город был на четвёртом месте в СФО (42,1 млрд. рублей), но в 2006 оборот вырос до 57,5 млрд., что сразу обеспечило городу третью позицию после Новосибирска (118 млрд.) и Красноярска (78 млрд.).

За два года город вложил 1,2 млрд. рублей в 142,2 тыс. кв.м торговых площадей. О строительстве торгового центра в Иркутске заявили компании Hermitage Construction &  Management, ЛПК «Континентальинвест» и сеть «Фортуна» (общий объём площадей – 265 тыс. кв.м.). Интерес проявляют федеральные сети «Пятёрочка» и «Метро кэш-н-керри». В ближайшие годы в Иркутск торговый будет инвестировано 3,5 млрд. рублей. Однако уже сегодня количество торговых площадей превышает норму на 157%. Мнения экспертов «ВСП» расходятся: одни считают, что часть инвесторов «прогорит» на низком спросе, другие полагают, что все площади будут востребованы. Уже сейчас иркутяне тратят на покупки каждый день по 151 млн. рублей.

Показательно, что большинство заявленных в программе инвестпроектов связано со строительством торгово-развлекательных центров и деловых зон. 114 млн. рублей будет инвестировано в логистический центр (ОАО «Иркутский хладокомбинат»).

Бюджет Иркутска в 2020 году должен исчисляться в сумме 67 млрд. рублей, заявил Виктор Самаруха. По его словам, эта цифра достижима за счёт увеличения числа инвестиционных проектов с 60 до 250, включения Иркутска в доходную сферу туристско-рекреационной зоны. Эксперт «ВСП», пожелавший остаться неназванным, считает, что такой бюджет возможен при серьёзном росте темпов инфляции. «Мечтать о росте бюджета в чистом виде практически в 10 раз за 12 лет можно, но подобного прецедента мировая экономика не знает, — отметил он. — Но если проект агломерации будет реализован хотя бы наполовину от заявленного объёма, Иркутск ждут значительные вливания федерации».

— Если взять средние темпы роста промышленного производства и средний же рост инфляции, то к 2020 году бюджет составит около 50 млрд. рублей, — отметил глава Фонда регионального развития области Алексей Козьмин. – Вариант в 67 млрд. реален в случае интенсивного развития города, прежде всего сектора услуг. К примеру, за счёт стягивания на Иркутск транзитного транспортного потока.

Как рассказал Виктор Самаруха, к 2020 году город мыслится как крупный логистический центр, годовой поток туристов составит 1 млн. человек. Доход среднего иркутянина увеличится в 2,33 раза и достигнет показателей высокоразвитых стран. К этому времени объёмы ежегодного ввода жилья составят 930 тыс. кв.м (к сегодняшним 237).

Миграционный стимул

Иркутск перешёл в «демографический крест» РФ (смертность превысила рождение) в 1992 году. Сейчас рождается 12 младенцев на 1 тыс. жителей, и город пока не может повторить бум 1987 года, когда число малышей было на 45,3% больше. Этот же год вошёл в историю Иркутска как год самой низкой смертности. Теперь же идут самые высокие потери населения за 20 лет (с 1992 г. — более 55 тыс.). Город лишается ежегодно 3-4 тыс. человек. С такими темпами к 2020 г. население Иркутска составит 539 тыс. человек к нынешним 578. Однако в программе заложен оптимистичный сценарий — 620 тыс. человек.

— Реализовать задачи программы за счёт естественного прироста не удастся, — считает старший научный сотрудник Института географии СО РАН Николай Воробьёв. – Денежные поощрения матерей вряд ли смогут перевернуть ситуацию. Мы можем рассчитывать только на приток мигрантов.

— Иркутск – очень дорогой город, с высокими ценами на недвижимость и продукты питания, крайне слабой инфраструктурой в сфере услуг, — полагает эксперт «ВСП» в областной администрации. — Город может стать привлекательным только как центр торговли, с большим количеством рабочих мест.

По мнению доцента кафедры регионоведения Иркутского гос-университета Виктора Чебунина, основной фактор, который снижает рождаемость, – жильё. 515 семей ждут своей очереди по муниципальной программе «Молодым семьям – доступное жильё». В 2007 году новые квартиры должны получить не менее 140 семей.

Однако Виктор Самаруха убеждён, что заложенные в программе инвестиционные «точки роста» и проект агломерации повысят «пиар-статус» города. «Своё дело сделает и материнский капитал, — уверен он. – Это международная практика, оправдавшая себя». К 2020 году число семей, получивших помощь мэрии в покупке жилья, будет увеличено в четыре раза.

Мир. Труд. Старость

Как отмечает Виктор Самаруха, с 2004 года идёт постоянное увеличение числа трудящихся Иркутска (391 тыс. человек). Но трудовые ресурсы стареют. За четыре года на 13 тыс. увеличилось число работающих пенсионеров, тогда как количество трудоспособного населения сократилось на 9 тыс. (люди умирают, не успев выйти на пенсию). На 23,4% за три года выросло число инвалидов. Инвалидные «корочки» имеют 10% населения города. Учёные склонны думать, что часть корочек – фиктивные. Размеры пенсий не успевают за ростом инфляции, и пожилые отвоёвывают «инвалидный» соцпакет.

50,8% всех безработных, обратившихся в центр занятости, – люди до 29 лет. Ежегодно город покидает не менее 1 тыс. человек, большинство — молодые специалисты. Работодатели не хотят рисковать и на «интеллектуальные» места приглашают старшее поколение. Молодым, имеющим завышенные ожидания, отдают рабочие профессии. Но и на этом поле серьёзная конкуренция – дешёвая иностранная рабочая сила (с 2002 по 2006 год число гастарбайтеров увеличилось с 3,3 до 5,7 тыс.).

«Конкуренция на рынке труда будет расти, — отметил Виктор Самаруха. – В 2001 году в центр занятости обратилось 12,3 тыс. человек, в 2006 – 19,9 тыс.». В рабочий возраст вступает поколение «бэби-бума» 1987 года, и зарплатный демпинг пенсионеров и иностранцев усугубит отток молодых из города. Уже сейчас из 150 тыс. студентов в Иркутске остаётся 5 тыс. К 2020 году в городе должно оставаться минимум 25 тыс. студентов.

«Структура экономики России перекошена в сторону столицы — разрыв в уровне жизни Москвы и Иркутска не может не привести к массовому переезду молодёжи на запад. Проблема в том, что никто не прилагает усилий для стимулирования молодёжи к работе в регионе», — считает собеседник «ВСП» в областной администрации. «Иркутску необходимо вернуть статус рейтингового города, интересного для молодых», — отметил Николай Воробьёв.

Инновационный холодец

Инновационные продукты составляют около 5,5% от общего объёма иркутских товаров. Авторы программы считают, что этот показатель через 13 лет вполне может быть увеличен до 44%. Но если в Томске или Новосибирске инноватика «выстрелила» 2-3 года назад и выходит на окупаемость, то Иркутск, по мнению экспертов, борется с двойной инерцией — бизнеса и науки. В Иркутске только 25 инновационных предприятий. Большинство из них ассоциированы с крупными пищевыми, энергетическими и нефтехимическими игроками. Интересно, что в числе инновационных продуктов, доведённых до реализации, в программе фигурируют самолёт СУ-30 МКИ (НПК «Иркут») и холодец «Домашний» (ОАО «Мясокомбинат «Иркутский»).

Предприятия не стремятся раскрывать инновационный потенциал. «Мы обратились к 66 ведомственным предприятиям с просьбой предоставить паспорта инновационного развития – ответ нулевой», — отметил Виктор Самаруха. Охотно раскрывают свои проекты научные институты. Но эти разработки существуют в лабораториях, а бизнес не готов вкладывать деньги на начальном этапе.

— Нам с трудом удалось наполнить бизнес-инкубатор при ИрГТУ, — рассказал глава регионального центра развития инноваций ИрГТУ Евгений Семёнов. – Только пять иркутских компаний сумели принять участие во Всероссийской венчурной ярмарке, уровень остальных не удовлетворял условиям венчурного инвестирования. А при консервативной политике банков венчур — практически единственный шанс получить финансирование под инновации.

По научному потенциалу Иркутск пока впереди Красноярска. Однако после победы в федеральном конкурсе на национальный университет Красноярск начал процесс «выкачивания» научных кадров из других сибирских регионов, и прежде всего из Иркутска, где нет мощных инновационных структур, способных обеспечить учёным дополнительные доходы. Без «завязки» местных НИИ на производство научная база рискует сдать свои позиции.

— В ближайшие годы в России появятся 500 бизнес-инкубаторов, — отмечает глава общественной организации предпринимателей Иркутска Ильдус Галяутдинов. – Иркутск нуждается в расширении инфраструктурной сети, связывающей бизнес и инновации. Нам нужно несколько технопарков и инкубаторов. Пока мы слабо участвуем в федеральных программах поддержки малого бизнеса, в том числе и наукоёмкого.

Как сообщил Николай Потороченко, к концу 2007 года в городе появится Концепция инновационной политики Иркутска и координационный научный совет при мэре города. По программе к 2020 году в Иркутске должны появиться 4 технопарка (первые два – в 2008 году) и 8 организаций, содействующих инновационному бизнесу. Мэрия намерена сформировать инновационный фонд и учредить систему грантов.

Проекция будущего

Программа получила одобрение на общественных слушаниях, следующий этап – согласование с обладминистрацией и вынесение на Думу Иркутска. И если гражданский сектор был лоялен, то в парламенте документ, судя по всему, ждёт критика.

— Я бы назвал эту работу прогнозно-аналитическим материалом, но не программой, — заявил депутат городской Думы Владимир Рожков. – На месте авторов я бы вывел 2-3 генеральные цели и следовал им. Мы занимаемся «текучкой», а развитие Иркутска отстаёт от ведущих городов Сибири. В программе должно быть заложено опережение. Не надо пытаться переиграть, к примеру, Новосибирск. Гарантированный прорыв обеспечит Иркутску своя уникальная ниша.

— Динамика промышленных показателей Иркутска выглядит обнадёживающей, однако обнаруживаются резкие скачки по отдельным секторам в годовом разрезе. В таких условиях составить прогноз даже на ближайшие 3-5 лет сложно. Программа должна пройти «обкатку» на практике, и тогда она приобретёт конкретное выражение, — считает доцент БГУЭП Сергей Чупров.

Попытка детального описания социально-экономической ситуации Иркутска уникальна для последних 10-15 лет, отметил Виктор Самаруха. Учёные сумели сформулировать концептуальный прогноз будущего города на 13 лет параллельно с принятием генплана. «Проект выглядит амбициозным, — отметил Виктор Самаруха. – Но именно амбиции вывели Красноярск сегодня на те позиции, которые исторически должны были принадлежать Иркутску».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры