издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Полёт окончен

Объездная дорога пройдёт прямо по гнёздам птиц в Ново-Ленино

Удивительная «птичья гавань» — болотно-озёрный комплекс в Ново-Ленино — может потерять последний нетронутый островок. Новая объездная дорога, которая уже внесена в генплан Иркутска, «разрежет» первозданный участок на куски. Под бетоном окажутся уникальные гнездовья камышовой овсянки – птицы, занесённой в Красную книгу региона. Такая же судьба ждёт чомгу, болотную выпь и болотного луня, говорят орнитологи. Но архитекторы неумолимы: проект может появиться на свет только в таком варианте, иначе не удастся соединить магистрали города в единое транспортное кольцо. За последние 10 лет город «съел» около 100 га птичьего мира. Если в ближайшее время «птичья гавань» не получит реальный охранный статус, птицы сами защитят себя, навсегда покинув Иркутск.

По генплану Иркутска между проектируемым мостом через Иркут и микрорайоном Ново-Ленино должна появиться 6-полосная автотрасса (от устья Каи до кольцевой развязки на въезде в Ново-Ленино). Сама развязка должна быть расширена за счёт пристройки второго полукольца с юга. По словам орнитологов, эта дорога перережет самый крупный и ценный фрагмент озёрно-болотного комплекса Ново-Ленино. По словам научного сотрудника НИИ биологии при Иркутском госуниверситете, доктора биологических наук, орнитолога Игоря Фефелова, площадь размером 0,6 кв. км – единственный крупный участок болот, который пока остаётся нетронутым. На других из-за проложенных дорог, отсыпки образовались новые озёра, которые уже нельзя назвать естественными.

– Ежегодно кусок за куском мы теряем эту уникальную территорию, — говорит заместитель директора Прибайкальского национального парка Виталий Рябцев. — Другого такого места в Иркутской области просто нет. Уникальная кормовая база для птицы – рыба, личинки, моллюски, благоприятный температурный режим. Ещё 10 лет назад утки, крачки, кулики здесь селились в изобилии, сегодня их намного меньше, но всё равно эта территория представляет огромную ценность.

— Это древние места обитания птиц, — поясняет Игорь Фефелов. – Ещё около 100 лет назад натуралисты отмечали, что здесь хороша была охота на куликов. А сам комплекс наверняка много старше. Здесь растут редкие виды растений, к примеру, занесённый в Красные книги Иркутской области и РФ ятрышник шлемоносный. Это единственное место в области, где постоянно гнездятся камышовые овсянки, которые тоже в Красной книге. Дорога должна пройти как раз там, где вьют гнёзда эти птицы. Пять пар овсянок – большая часть местной популяции. Будут уничтожены места обитания чомги, черношейной поганки, болотной совы и болотного луня.

«Птичья гавань», по мнению ряда учёных, может быть отнесена к памятникам природы, так как перелётные трассы проходят через это место очень давно. Археолог Герман Медведев выдвигал такую гипотезу: на месте нынешнего Иркутска могла быть когда-то огромная озёрно-островная страна, которая исчезла после неких трансформаций, произошедших в районе Байкальского разлома. Учёный предполагает, что привычные нам реки – явление по меркам геологического времени недавнее, а ранее существовавший озёрный «оазис» привлекал к себе и животных, и людей. И это может быть одним из ответов на загадку, давно мучающую археологов – почему древние люди предпочитали селиться именно в этом месте. И если у людей не сохранилась память об этом, то птицы, в генах которых «зашифрованы» перелётные трассы, упрямо летят в пойму Иркута, хотя здесь сохранился лишь крохотный кусочек древнего ландшафта.

Пернатое сообщество устья поймы Иркута насчитывает 194 вида. Ежегодно на ново-ленинских болотах отдыхают до тысячи особей водоплавающих перелётных птиц. Через Иркутск кочуют такие редкие для нашего региона птицы, как серая цапля, большой кроншнеп, огарь, и занесённые в международную и российскую Красные книги кречет, сапсан, балобан, степной орёл. Встречаются здесь скопа и чёрный аист. Это единственное место в области, где постоянно гнездится чёрная крачка.

В 70-80-х годах болота претерпели первые удары. Тогда была построена объездная дорога вокруг Ново-Ленино и второй въезд в район по улице Розы Люксембург. Озёра были разбиты на фрагменты, численность уток сократилась в два раза, куликов – в пять раз. «Надо признать, что некоторые птицы у нас до строительства не наблюдались — чомга, болотный лунь, большая выпь, озёрная чайка, — рассказывает Игорь Фефелов. – Они появились благодаря образованию озёр на месте бывших лугов. Но зато перестал гнездиться азиатский бекасовидный веретенник. Вполне возможно, что для этого есть естественные причины. Но если он захочет прилететь сюда снова, то может не найти привычных мест».

В 1988 году площадь комплекса составляла 364 гектара. Сегодня, по оценкам Игоря Фефелова, осталось около 250 га (часть была отсыпана, часть отошла по новому межеванию к Иркутскому району). Информацию о статусе этих земель «ВСП» не сообщили ни в департаменте имущественных отношений Иркутской области, ни в Федеральной регистрационной службе.

Учёные вузов Иркутска, НИИ СО РАН и Прибайкальского национального парка направили письмо разработчикам проекта, в котором предложили три варианта прокладки дороги в обход уникального участка. Первый – в 1,5 км к юго-западу от существующей трассы (с постройкой отдельной развязки), второй — между западной и восточной системами карьеров. Третий – уход на запад, также с отдельной развязкой. Но архитекторы отказались от всех вариантов.

Как пояснил «ВСП» главный архитектор генплана Иркутска Вадим Снежко-Блоцкий, новый участок дороги примыкает к уже существующим транспортным линиям и вместе с ними создаёт единое городское транспортное кольцо. «Мы пристыковали новую дорогу к участку, где в любом случае нужно строить двухуровневую транспортную развязку, даже без проекта объездной дороги. Если же сдвинуть трассу западнее, нам придётся строить ещё один узел, и окажется, что рядом находятся две развязки, что противоречит градостроительным нормам». Вадим Снежко-Блоцкий подчеркнул, что задача архитекторов – создать единую трассу с магистралями города, а в случае отвода дороги это будет невозможно. Надо отметить, что Дума Иркутска при окончательном рассмотрении генплана утвердила именно этот вариант.

– Я полагаю, что при проектировании магистрали необходимо заложить специальные условия для сохранения природного комплекса, – говорит Вадим Снежко-Блоцкий. – Это могут быть щиты, защищающие водоёмы от шума и загрязнения, как на Московской кольцевой автодороге. Ведь при строительстве других дорог птицы не перестали здесь селиться.

Игорь Фефелов полагает, что в данном случае щиты – только полумера. «Главная проблема в том, что отсыпка насыпи дороги уничтожает около 5 га по самому центру участка, – говорит он. – С запада после этого вместо луга вероятнее всего образуется водоём, а с востока, наоборот, пойдёт усыхание. Самое населённое утками место – круглое озеро в центре Ново-Ленинской развязки. Щиты могут создать проблему для утят, когда тем придётся покинуть места гнездовий и перейти в места кормёжки. Большинство насыпей они преодолеть смогут, а вот щиты – точно нет».

Заместитель начальника отдела охраны окружающей среды администрации Иркутска Наталья Ступина рассказала, что в 1988 году решением Иркутского городского Совета народных депутатов водно-болотный комплекс был отведён ПО «Иркутскпромохота» под заказник. И сегодня официально за ним закреплён именно этот статус. Однако, по словам Игоря Фефелова, это решение так и осталось «бумажным», так как в своё время разрешение на организацию его в черте города не было получено из Москвы. Тем не менее в 1999 году заказник был включён в Кадастр особо охраняемых природных территорий Иркутской области с пометкой «рекомендован к особой охране». Наталья Ступина сообщила, что с тех пор охраной этого участка никто не занимался. И на территории велась свободная застройка, в частности ВСЖД.

Но в генплане озёрно-болотный комплекс обозначен как «особо охраняемые природные территории» (ООПТ), и в будущем здесь не должно быть никаких вновь созданных источников загрязнения, а на действующие – наложены ограничения. Запрет вводится и на отвод земель под строительство. Как статус особо охраняемых зон согласуется с проектом объездной дороги, в мэрии не поясняют. Зато в программе социально-экономического развития Иркутска до 2020 года появился проект создания природного парка «Иркутные озёра» на базе ново-ленинских болот.

Учёные убеждены, что любой охраняемый статус даст шанс сберечь то, что осталось. «Территория нуждается в современных комплексных исследованиях, — говорит Игорь Фефелов. — Необходимо выделить охраняемые зоны, рекреационные территории, а затем придать им статус заказника или же природного парка». Орнитологи видят все предпосылки для развития озёрно-болотного комплекса как туристской зоны на базе охраняемой территории. Орнитологический туризм в мире считается одним из самых привилегированных, местные же туроператоры вынуждены возить такого сорта туристов в дельту Селенги и Забайкальский национальный парк. Тогда как иркутский вариант был бы более дешёвым и привлёк бы внимание к городу, считают учёные.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры