издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Смерть - инвентарь

Совсем недавно услышала новость о том, что один из первых в Иркутске игроков в бейсбол был избит подростками, вооружёнными бейсбольными битами. Круг замкнулся. Уличным хулиганам надо было очень постараться, чтобы нарваться в Иркутске на игрока в американскую лапту.

Поклонников этого вида спорта в регионе немного. Известно о существовании лишь четырёх команд: трёх из Иркутска (хотя выступали иркутяне не так уж плохо, «Байкальские медведи» даже стали чемпионами 1995 года Сибири и Дальнего Востока) и одной из Братска. Сами игроки-энтузиасты говорят, что бейсболом занимаются 50-100 человек. Несопоставимо мало по сравнению с количеством бит, которые продаются в спортивных магазинах. А теперь биту можно купить и на обочине дороги, как грибы или ягоду, молоко или картошку. Чем не показатель того, что товар пользуется спросом?

Один молодой человек, некоторое время работавший в спортивном магазине, рассказывает, что чаще всего биты покупают подростки. Не стесняясь продавцов, они прямо в торговом зале примеряют их к длине рукава курток, обнаруживая планы по дальнейшему применению спортинвентаря. После того как мой знакомый, возвращаясь домой, получил битой по голове, он сначала отказался продавать их, а потом и вовсе уволился.

По телевизору рассказывают о случае недельной давности, произошедшем в деревне Кыцигировка. Около полусотни пьяных жителей соседнего бурятского села, вооружённые палками и всё теми же битами, устроили драку, в ходе которой едва не пострадали воспитанники детского дома. Итог нападения — десятки покалеченных. Возбуждено уголовное дело. Чиновники говорят о провокации, о разжигании межнациональной вражды. А кыцигировцы боятся вечерами выходить на улицу, потому что нападавшие обещали вернуться.

Помню, как редакционный охранник спасал двух школьниц от их же одноклассниц, вымогавших деньги посредством угроз поколотить битой. По счастью, реализовать их не удалось: во внутреннем дворике была установлена камера наблюдения. Надо сказать, что события происходили среди бела дня в самом центре города, на улице Сухэ-Батора. Или около двух месяцев назад возвращающийся из велопробега по Монголии иркутянин подвергся нападению подростков возле подъезда собственного дома. Преодолевший расстояние не в одну сотню километров, он был избит битами, когда до двери квартиры оставались считанные метры. Таких случаев можно вспоминать десятки. Одна моя знакомая рассказала, как двух её коллег-врачей забили битами насмерть.

Иркутск вооружается. Вооружается битами. Чтобы заметить это, надо лишь присмотреться. Не исключено, что вы увидите, как идущие вам навстречу подростки прячут в рукавах злополучные биты.

Вооружаются те, кто нападает. Вооружаются потенциальные жертвы. Монтировка уже перестала быть аргументом в споре, ей на смену пришли бейсбольные биты. «Сегодня каждый автомобилист – бейсболист». Это шутка с какого-то форума в Интернете, где шло обсуждение причин непопулярности бейсбола в Иркутске. Но на самом деле в этой шутке есть лишь доля шутки. Очень многие автолюбители предпочитают держать на заднем сиденье машины деревянный спортинвентарь. Он выглядит изящнее и безопаснее монтировки (в смысле, если придётся применить), рассуждает один из водителей-«бейсболистов».

Теперь биты стали орудием самоутверждения. Их просто купить, они недорогие (цена от 150 рублей за дубинку), и никто не запретит их носить по городу – спортинвентарь как-никак, не то что кастет или нож. Конечно, американская лапта, завезённая в Иркутск японцами ещё в 1971 году, здесь ни при чём. И дело не в том, что бейсбол непопулярен, а бейсбольные биты, напротив, в моде, а мода эта изрядно дискредитирует этот вид спорта. Проблема в том, что улица не становится менее агрессивной, она по-прежнему тупо-злая. Поиск ответа на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы у обывателя появилось чувство безопасности на улицах родных городов, – предмет для раздумий чиновников, социологов, политиков и психологов.

А вот девушка, живущая уже года два в Гамбурге, объясняет проявление злобы на российских улицах по-своему: «На нашей «горячей» улице Риппербан каждый второй – полицейский», здесь можно видеть напившихся и колющихся наркоманов, дерущихся болельщиков после матча, но «чтобы агрессия против кого-то на улице — просто ни разу». Оно и понятно, ведь все под присмотром блюстителей порядка. Правда, и она носит вместо брелока на ключах свисток и советует это делать всем: «сразу привлекает общее внимание и отпугивает агрессора». Право наших читателей – воспользоваться её советом.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры