издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«О нарушениях санитарного законодательства в общеобразовательных учреждениях»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

3 сентября 2007 г. № 30 г. Иркутск

«О нарушениях санитарного законодательства в общеобразовательных учреждениях»

Я, главный государственный санитарный врач по Иркутской области П.К. Кауров, проанализировав положение дел с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при организации питания и условий обучения в общеобразовательных учреждениях за период 2006-2007 учебного года, установил:

В 2006-2007 учебном году на контроле Управления по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области находилось 1074 учреждений.

Число общеобразовательных учреждений в динамике за пять лет уменьшилось на 84 объекта. Отрицательная динамика числа общеобразовательных учреждений отмечается практически во всех территориях Иркутской области.

Сокращение сети общеобразовательных учреждений связано с реструктуризацией системы образования и закрытием в сельской местности малокомплектных общеобразовательных учреждений, а также учреждений, находящихся в аварийном состоянии. Такое положение приводит к переуплотнённости и увеличению сменности занятий в школах. В ряде территорий области дети учатся в 2-3 смены, в том числе и в гимназиях, колледжах и школах с углублённым изучением предметов.

В 2 смены функционировали в 2006-2007 учебном году 390 школ в гг. Иркутске, Ангарске, Братске, Саянске, что составило 36,3% от общего количества школ. В 3 смены работало 20 классов в гг. Иркутске, Усолье-Сибирском.

В результате проведения гигиенических исследований установлено, что реализация большинства учебных программ сопровождается интенсификацией учебного процесса, широкой компьютеризацией обучения, увеличением суммарной учебной нагрузки, снижением физической активности. Возросшие учебные нагрузки на школьников нередко в несколько раз превышают их возможности.

В нарушение утверждённого регионального базисного плана количество уроков в начальной школе достигло 6, в средних и старших классах — 8. Учебный день школьников младших классов достигает 10 часов, старших — 12 — 15 часов.

Расписание уроков составляется нерационально, учебная нагрузка распределяется в недельном цикле без учёта динамики работоспособности учащихся, не соблюдается принцип чередования предметов различной степени сложности (особенно у старшеклассников), в расписания включаются сдвоенные уроки по предметам повышенной сложности в старших классах, факультативные занятия проводятся без 45-минутного перерыва после обязательных уроков, проводятся «0» уроки, допускается сокращение перемен до 5 минут, что является нарушением СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002 №3997).

Физическое воспитание в образовательных учреждениях является неотъемлемой частью формирования здоровья детей.

Однако далеко не все школы имеют возможность проводить занятия на своей базе. Cпортивные залы оборудованы в 810 (75,4%) образовательных школах. Остальные 264 (24,5%) учебных заведения осуществляют физическое воспитание учащихся на базах других учебных и спортивных заведений по заключённым договорам. Так, спортивные залы отсутствуют в районах: Мамско-Чуйском в 100% школ, в Куйтунском — в 60,4% школ, в Качугском — в 58% школ, в Черемховском — в 50,7% школ, в Балаганском — в 50% школ, в Заларинском — в 49% школ, в Тулунском — в 45,7% школ, в Киренском — в 43,3% школ, в Усть-Удинском — в 40,9% школ.

Спортивные площадки имеют 222(20,6%) школы.

Большинство школ испытывают дефицит спортивного инвентаря и оборудования, спортивные площадки оборудованы на 50-70%.

В большинстве обследованных в текущем учебном году образовательных учреждений Российской Федерации выявлено отсутствие медицинского контроля за распределением учащихся на физкультурные группы, не организованы занятия специальных групп и отсутствует медицинский контроль в подготовительной физкультурной группе учащихся.

В ряде территорий Иркутской области складывается особо сложная ситуация с санитарно-техническим состоянием общеобразовательных учреждений. Большую часть общеобразовательных учреждений со слабой материально-технической базой составляют сельские школы. В первую очередь такое положение складывается за счёт начальных и неполных средних школ в сельской местности, половина из которых не имеет централизованного отопления, водоснабжения и канализации.

Из 1074 школ области 588 (54,8%) имеют централизованное водоснабжение, 486 (45,2%) — децентрализованное, в том числе в 368 (34,3%) школах вода привозная (малокомплектные школы в сельских районах области), 447 (41,6%) общеобразовательных школ не имеют централизованного отопления, из них половина имеет печное отопление.

По итогам 2006-2007 учебного года капитального ремонта и реконструкции требовали 97 (9%) общеобразовательных школ. Из них почти половина требуют капитального ремонта в Катангском, Нижнеудинском, Киренском, Тайшетском районах.

Важной составляющей частью внутришкольной среды, оказывающей воздействие на здоровье детей, является мебель, которая при несоответствии росту является одной из причин развития функциональных и патологических состояний опорно-двигательного аппарата.

В области 12,7% исследованной мебели не соответствует росто-возрастным особенностям учащихся. В ряде территорий этот показатель значительно выше. В образовательных учреждениях Усть-Кута, Нижнеилимска процент мебели, не соответствующей санитарным требованиям, составляет 48%, в районах: Зиминском — 37%, Усольском — 27%, Братском — 23%.

Основными причинами несоответствия ученической мебели росту учащихся являются приобретение мебели без учёта потребности в определённых номерах и кабинетная система обучения.

Одной из важнейших проблем, определяющих здоровье детей, является организация их питания, и в первую очередь — в общеобразовательных учреждениях.

Существенное место в общей структуре питания детей и подростков занимает их питание в образовательных учреждениях. В школе питаются около 50% учащихся 1-4 классов, 40% учащихся 5-9 классов и 30% старшеклассников. Организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения.

В 878 (81%) школах области имеются столовые или буфеты-раздаточные.

Удельный вес учащихся, получающих питание в общеобразовательных учреждениях, составляет 66,0%, горячим питанием охвачено 62,2%, буфетным — 30% от общего количества питающихся. В ряде территорий этот показатель значительно ниже. Так, удельный вес школьников, получающих горячее питание, составил в г. Слюдянке 45, 5%, г. Черемхове — 45%, г. Иркутске — 51%, г.Усть-Илимске — 48% (по РФ — 68,5%), в то время как в г. Нижнеудинске и Нижнеудинском районе 82% учащихся обеспечены горячим завтраком. Только 10% школьников области получают горячую пищу 2 раза в день (завтрак и обед).

Повсеместно отмечена тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией, которая имеет несбалансированный состав и низкую калорийность.

Одним из существенных недостатков организации питания является составление меню исходя из стоимости продуктов питания, а не из физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, в результате чего рационы не сбалансированы по основным пищевым ингредиентам. В меню не включаются мясо, рыба, кисломолочные продукты, фрукты, молоко, яйца, превалирует углеводистая модель питания, отмечаются уменьшение объёма выхода порций, отсутствие витаминизации.

С целью удешевления питания зачастую прибегают к уменьшению объёма и веса блюд, кроме напитков (г. Усть-Илимск, Жигалово, Усть-Илимский и другие районы). В п. Тальяны, с. Сосновка, п. Большая Еланка, п. Тайтурка Усольского района в рационе питания школьников практически отсутствует молочная продукция, сыр, яйца, фрукты, соки. Зачастую натуральные продукты замещаются консервированными: мясной тушёнкой, рыбными консервами. Аналогичная ситуация отмечается в СОШ г. Иркутска № 6, 27, 32, 35, 77 и других.

При наличии групп продлённого дня и длительном пребывании детей в образовательных учреждениях не организованы полдники практически в большинстве территорий области. Диетическое и щадящее питание в образовательных учреждениях не организовано.

В ходе надзора за организацией питания в детских образовательных учреждениях всех типов установлено, что продукты, обогащённые микронутриентами (молоко, хлеб и др.), на пищеблоки вышеназванных учреждений не поступают, соль йодированная — периодически (в гг. Ир-кутске, Усть-Илимске, Усольском, Ир-кутском и других районах).

Слабой остаётся материально-техническая база пищеблоков, почти повсеместно имеет место изношенность технологического и холодильного оборудования, несвоевременно производится его ремонт и замена на более современное. Обеспеченность электротехнологическим оборудованием составляет всего 87%, холодильным — 82 %. В каждой четвёртой школе (25%) изношенность оборудования составляет более 80% (гг. Усть-Илимск, Зима, Усть-Кут, Бодайбо и др.). Около 85-90% технологического и холодильного оборудования морально и физически устарело и требует замены на оборудование новых марок.

Ассортимент реализуемых блюд в школьных столовых хотя и согласовывается с отделами Управления Роспотребнадзора по Иркутской области перед началом учебного года, но постоянно отмечаются факты его невыполнения либо замены продуктов без учёта утверждённой таблицы замены.

Неудовлетворительно решаются вопросы кадрового обеспечения пищеблоков . Штатное расписание работников пищеблоков образовательных учреждений составляет 3-4 человека, что недостаточно в условиях наполняемости образовательных учреждений (свыше 1000 — 1300 учащихся), это касается в основном гг. Иркутска, Ангарска, Усть-Илимска. Зачастую в школьных пищеблоках работает персонал, не имеющий специального образования, это в свою очередь приводит к нарушениям технологии приготовления готовых блюд, режима обработки яиц, мытья посуды и т.д.

В ходе осуществления мероприятий по контролю за образовательными учреждениями в период 2006-2007 учебного года и текущего года специалистами Роспотребнадзора вынесено постановлений об административном правонарушении 1200, из них за невыполнение планов-заданий и неудовлетворительную подготовку образовательных учреждений к учебному году — 280.

Основными причинами административных санкций и приостановки работы учреждений явились:

— неудовлетворительное материально-техническое состояние пищеблоков;

— неудовлетворительная оснащённость пищеблоков технологическим и холодильным оборудованием и кухонным инвентарём;

— необходимость проведения ремонтных работ, замена устаревшего оборудования;

— недостаточное число посадочных мест в школьных столовых;

— несоблюдение санитарно-противо-эпидемического режима;

— отсутствие медицинских осмотров и непрохождение гигиенической аттестации персоналом пищеблоков;

— неудовлетворительные показатели лабораторно-инструментальных исследований.

В целях обеспечения санэпидблагополучия детей и сохранения их здоровья на территории Иркутской области на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Cобрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст.482)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Рекомендовать органам исполнительной власти в административных территориях Иркутской области:

1.1. Заслушать вопрос о готовности школ к 2007-2008 новому учебному году, обратив особое внимание на подготовку к отопительному сезону.

1.2. Обеспечить оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием; оптимизировать рационы питания детей, и в первую очередь — пищевыми продуктами, обогащёнными витаминами и микронутриентами.

1.3. Принять дополнительные меры, направленные на обеспечение учащихся малокомплектных школ горячим питанием.

2. Рекомендовать департаменту образования Иркутской области:

2.1. Допускать к использованию в общеобразовательных учреждениях программы, методики и режимы воспитания и обучения только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения в части гигиенических требований.

2.2. Обеспечить соблюдение общеобразовательными учреждениями режима учебно-воспитательного процесса, в том числе не допускать обучения во вторую смену учащихся гимназий, лицеев, школ с углублённым изучением отдельных предметов.

3. Территориальным отделам Управления Роспотребнадзора по Иркутской области:

3.1. Усилить взаимодействие с территориальными органами образования и здравоохранения в работе по соблюдению санитарных правил и улучшению медицинского обслуживания школьников.

3.2. Совместно с территориальными органами образования проанализировать материально-техническое состояние образовательных учреждений, разработать планы мероприятий, предусмотрев реконструкцию и строительство образовательных учреждений, обеспечение их необходимой мебелью, техникой, спортивным инвентарём, подготовить и внести на рассмотрение органов местного самоуправления предложения, направленные на улучшение их материально-технической базы.

3.3. Ежегодно в срок до:

3.3.1. 10 апреля разрабатывать планы-задания по подготовке общеобразовательных учреждений к новому учебному году, предусмотрев в них вопросы укрепления материально-технической базы и организации горячего питания учащихся.

3.3.2. 20 мая совместно с органами исполнительной власти в административных территориях Иркутской области рассмотреть планы-задания, утвердить в установленном порядке и обобщённую информацию направить в Роспотребнадзор не позднее 5 июня.

3.3.3. С 10 августа проводить надзорные мероприятия по проверке выполнения предписаний по подготовке школ к новому учебному году с применением, при необходимости, лабораторно-инструментальных исследований.

3.4. Обратить внимание на недостаточное применение специальных статей КоАП РФ, предусматривающих административное наказание, в т.ч. ст. 6.7, 6.6, 19.5.

4. Территориальным отделам Управления Роспотребнадзора по Иркутской области представить информацию о принятых мерах по усилению надзора и контроля за состоянием обучения и питания в общеобразовательных учреждениях и выполнении планов-заданий в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области до 05.08.2008.

5. Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области»:

5.1. Обеспечить достаточность, полноту и качество проводимых лабораторных исследований за условиями обучения и организацией питания в общеобразовательных учреждениях.

5.2. Не допускать взимания платы при проведении лабораторно-инструментального контроля для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5.3. Осуществлять лабораторно-инструментальный контроль за сельскохозяйственной продукцией, выращенной на приусадебных участках общеобразовательных учреждений, на безвозмездной основе.

6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя главного государственного санитарного врача по Иркутской области Пережогина А.Н.

Главный государственный санитарный врач по Иркутской области П.К. КАУРОВ

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры