издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Полёты во сне и наяву

На открытии выставки Сергея Григорьева в галерее современного искусства «Дом художника» можно было зримо ощутить многогранность его таланта. Он оформитель и дизайнер, график и живописец. Григорьев фотохудожник и педагог, ученики которого гордятся тем, что занимались у него. Одним словом, это мастер, которому подвластны все направления изобразительного искусства.

Трудолюбию Григорьева можно только удивляться. Он разработчик эскизов диорамы и интерьеров отдела природы краеведческого музея, экспозиций музеев института географии, города Иркутска, авиации и космонавтики. Выставок «Охота пуще неволи», «300 лет Иркутской епархии» в Спасской церкви. Плакатов международных фестивалей «Человек и природа», «Поэзия на Байкале», Ердынских игр, экологических тем. Оформитель спектакля «Сидеть, лежать, любить!» академического драматического театра имени Охлопкова.

Особое место в творчестве Григорьева занимают книги. Он оформитель не одного десятка томов, выпущенных разными издательствами Иркутска. В буклете, который выпущен к открытию выставки, можно увидеть несколько вариантов логотипов Международного фестиваля поэзии на Байкале, издания его сборника «Иркутское время». Книги стихов и прозы, исторических очерков, антологии по своему художественному стилю продолжают строй образного мышления их авторов.

Сергей Григорьев часто меняет направление работы: он может выполнять социальные заказы, устав от обязательств, начинает заниматься свободным творчеством. Картины, написанные масляными и акриловыми красками на холсте, тушью на бумаге, он посвящает в последнее время Байкалу. Выставка в галерее современного искусства названа им «Магический Байкал».

Придирчивый зритель, предпочитающий видеть реалистическое изображение озера, может подумать: «Какой же это Байкал? Так, очертания какие-то…» У каждого своё видение этого чуда природы. У Григорьева он живой, меняющийся, наполненный духами, материализованными образами ветров, спокойным или учащённым дыханием. Байкал, похожий на легенды, слагаемые всеми народами, живущими на его берегах.

Местом притяжения Григорьева давно стал Ольхон. На остров он приезжает работать и просто поздороваться с ним. Расстояния его не смущают, садится на автобус или маршрутное такси и едет до парома, потом дальше, в посёлок Хужир. Здесь ему знакомы все обрывы берегов, каждая тропинка, пыльные дороги, деревья, врезавшиеся своими могучими корнями в скалистую почву. Здесь он разговаривает с тишиной.

Природа и человек на Ольхоне становятся едины, они его гости. Только ветры чувствуют себя такими же хозяевами Байкала, как и сам остров. В своих картинах Григорьев не пишет чётких очертаний природы, для него Ольхон – это место странных превращений сознания, которые могут происходить у человека, наделённого воображением и восприятием тонких материй. Какой может быть Сарма, самый сильный и разрушительный ветер Байкала?

Григорьеву она представляется разгневанной гордой женщиной, окутанной чёрным одеянием. Это смерч, обернувшийся прекрасной девой, являющей собой погибельную и разрушительную силу, превратившей свои чувства в страсть. Образы, созданные художником, рождают самые неожиданные ассоциации, в них можно увидеть миры, скрытые глубоко в подсознании или являющиеся прекрасным сном. Одни картины полны лиризма и романтики, другие тихой грусти и затаённой печали.

Блестящий портретист, Григорьев сегодня почти не прописывает лица, он старается повернуть героев своих работ спиной к зрителю, чтобы не замутить их восприятие конкретикой, своим представлением о прекрасном и возвышенном. Картина, на которой изображены скалы, наоборот, полна лиц, пристально вглядывающихся вдаль своими немигающими глазами. Это образы духов, поселившихся среди неприступных вершин, сделавших их местом своего обитания.

Сергей Григорьев переполнен теми чувствами, которые могут родиться у человека, побывавшего на Ольхоне. Это сакральное место, здесь слышны голоса природы, её странные переливы от яростного состояния к глубочайшему покою. Эмоциональны и картины художника, в них он выплёскивает свой восторг и восхищение, которые переполняют его.

Выставка «Магический Байкал» — это подведение итогов определённого этапа творческого пути художника. На открытии он признался, что к 60-летнему юбилею не успел подготовить те картины, которые хотел бы показать зрителю. Не сделал и каталог, в котором можно проследить объём всех направлений его работ. Спустя год художник завершил задуманное, написал новые картины, издал и альбом, в котором можно увидеть уникальность и разнообразие его художественных интересов.

Сергею Григорьеву постоянно некогда, он спешит завершить главное: выразить в живописи своё мироощущение, показать мир образов, которые по воле художника или не спросясь у него выплёскиваются на полотна его работ.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры