издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Тайна сия велика есть

Как это часто случается, крохотное, в несколько строчек, читательское письмо обнажило проблему, актуальность которой, годами вызревая, только стала острее. В сегодняшнем выпуске редакционной почты это обида Марии Алексеевны Дурново, разменявшей десятый десяток, из своей скромной пенсии ежегодно откладывающей деньги на подписку «Восточки». Знакомая коллизия: почта за услугу аккуратно доставлять газету очень пожилому человеку, экономящему не только копейки, но и силы, берёт немало. А потом ведёт себя, мягко говоря, некорректно, не выполняя обязательства.

Если бы речь шла об одном, скажем, пятом отделении связи в Иркутске, обслуживающем нашу читательницу, и лишь об одном конкретном, доверчивом, преданном нашей газете читателе, — полбеды. Но в Иркутской области 22 почтамта и уж никак не меньше, если не больше ста, подобных пятому, почтовых отделений связи. Если по всей России, то им и числа несть. И среди них – ни одного достойно выполняющего заключённый на деньги договор с подписчиками. А это уже кризис, в который связисты не годами — десятилетиями втягивались, как бы парадоксально ни казалось, с фанатичным отчаянием самоубийц.

Самоё себя эта система в разные времена называла по-разному. Сегодняшнее имя ей – Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России». Но она всегда была и остаётся, несмотря на всевозможные технические новшества, одним из самых громоздких, консервативных детищ государства. К тому же отнюдь не склонных к общению. Встречалась с её осмотрительной угрюмостью неединожды, поскольку количественно жалобы на работу отделений связи занимают одно из первых мест среди всех приходящих в редакцию. Последний случай – с письмом Марии Алексеевны, опубликованным на этой полосе, и вовсе анекдотичен. В надежде получить к нему комментарий я прошла все ступеньки внутренней карьерной «лестницы» Иркутского почтамта. Рядовой работник службы эксплуатации, начальник службы эксплуатации, наконец, сам начальник почтамта – каждый отсылал меня «выше», ссылаясь на должностную инструкцию, не разрешающую открытый диалог с прессой.

Пока, наконец, не взял на себя ответственность заместитель начальника Иркутского филиала «Почты России» Николай Селезнёв, за что я ему и благодарна. Он открыл мне «страшную тайну»: в отделениях связи сегодня просто-напросто некому разносить по адресам газеты. Старая, не за страх (даже не за малую копейку!), а за совесть служившая своему скромному, но очень нужному делу гвардия иркутских почтальонов истаяла, так и не дождавшись молодого пополнения, не передав ему свой опыт, свои традиции, своё понимание профессионального долга. Но скажите на милость, за 4000 рублей в месяц (во столько сегодня «Почта России» ценит труд своих самых что ни есть рядовых «служак») кто наденет на себя сумку почтальона и пойдёт в жару ли, в распутицу ли, в мороз ли разносить газеты? Не к утренней чашке кофе или чаю, как водится на Западе; не к полуденной сиесте, как привыкли кое-где на Востоке. Кто за 4 тысячи рэ в месяц будет опускать в ваш почтовый ящик газету хотя бы к вечеру? Конечно, существуют какие-то надбавки «за классность», но, во-первых, до них ещё нужно дослужиться — текучесть же кадров в любом почтовом отделении почти стопроцентная: сколько человек приходит, столько же и увольняется. Во-вторых, надбавки настолько мизерны, что говорить о них всерьёз нет смысла. Зато есть смысл задуматься над тем, что в служебной иерархии связистов почтальоны – самая низкооплачиваемая, самая нищая категория.

«Доставка всегда была нам внаклад», — говорит мой собеседник. И нет оснований упрекнуть его в отговорке. Будь иначе, разве оставалась бы громоздкая, вопреки своему предназначению совсем не оперативная, но дорогостоящая «Почта России» монополистом в той сервисной сфере, о которой сейчас речь? У неё действительно нет конкурентов. Даже такие медийные «киты», как «Комсомолка» или «Коммерсант», наладив подвоз своих каждодневных изданий от типографий к отделениям связи, сделать последний шаг, то бишь наладить доставку, не решились: обсчитали все расходы — вышло себе дороже. Скорее всего именно потому, что никто «Почте России» в затылок не дышит, её всерьёз и не волнует уходящая, как ей представляется, в прошлое служба доставки. Но сегодня обстоятельства всё равно принудили искать хоть какой-нибудь выход. Например, как собираются это делать в Иркутске – предлагать сумку почтальона безработным жителям пригородных сёл, организуя их службу вахтовым методом. Учитывая цену на бензин, в какую копейку станет такое новшество, связисты не говорят. Наверное, тайна сия велика есть.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры