издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Кто в тюрьму, кто на погост

  • Автор: Александр КРЮКОВ, старший преподаватель Юридического института ИГУ

10 часов утра. Студент колледжа бизнеса и права Суван, приехавший учиться в Иркутск из Тывы, открыл глаза. День был солнечный, а настроение поганое – начиналась сессия, и надо было что-то с этим делать. «Однако, - подумал Суван, – одна голова хорошо, а две – лучше». Встретившись со своим однокурсником и земляком Монгушем, они подошли к ларьку и купили пива. Издав шипящий звук, открылись пробки. Настроение медленно поднималось.

Четыре часа дня. Цуй Мулун в компании земляков из Поднебесной, торгующих на рынке «Шанхай» в Иркутске, отмечал окончание тяжёлого рабочего дня. Подождав, пока спадёт пена, он сделал большой живительный глоток холодного пива.

Половина первого ночи. На перекрёстке улиц Трилиссера и Байкальской в Иркутске обнаружен труп гражданина Китая с закрытой черепно-мозговой травмой, многочисленными ушибленно-рваными ранами лица, переломом щитовидного хряща, закрытой травмой груди, разрывом печени, кровоизлиянием в стенку желудка и т.п.

Восемь месяцев спустя Октябрьский районный суд приговорил Сувана и Мунгуша к 7,5 года лишения свободы каждого. Они хотели стать прокурорами или судьями, но стали осуждёнными.

Что произошло в тот роковой день? Студенты с утра безудержно пили пиво. В половине двенадцатого ночи недоучившиеся правоведы собрались наконец домой. Суван решил купить ещё пивка на дорожку, а Монгуш двигался к дому, когда столкнулся плечом с незнакомым мужчиной бурятской национальности (о том, что тот китаец, выяснилось на следствии). Монгуш перебросил прохожего через себя и стал наносить удары ногами по телу и лицу лежачего. Подбежавший Суван с удвоенным рвением поддержал товарища. Бездыханное тело пинать было уже неинтересно, и друзья, подобрав сотовый телефон жертвы, отправились в студенческое общежитие. Однако до своей кровати добрался только Суван. Его дружка однокурсники обнаружили крепко спящим на газоне бульвара Постышева и доставили домой, взвалив на спину.

По словам врача городской клинической больницы № 1 Михаила Кабанова, травмы, которые привели к смерти потерпевшего, могут появиться, если на человеке «танцевать» в течение пяти минут. Для сравнения: боксёрский раунд длится две минуты.

Почему парни, успевающие в учёбе, имеющие хорошие характеристики по месту жительства и в колледже, зверски убили совершенно незнакомого человека? Да потому, что были пьяные в хлам. То же самое можно сказать о потерпевшем. Будь он трезв, конфликта, скорее всего, не случилось бы. Либо прохожий смог бы дать отпор драчунам либо убежал бы от них. Во всяком случае, не лежал бы с проломленной головой и порванной печенью в центре города. Во всём виноват «зелёный змий». Между прочим, пьяный преступник всегда получает больший срок, чем трезвый. Безмерное пьянство влечёт за собой совершение таких поступков, в которые человек на трезвую голову не может даже поверить.

Мало кто знает, что две бутылки водки, выпитые менее чем за два часа, считаются смертельной дозой. По словам экспертов, на праздниках и в выходные дни многие наши земляки не добирают до неё совсем чуть-чуть. При этом, отмечают эксперты, 160 тысяч погибающих от травм ежегодно – жертвы зло-употребления алкоголем. Порядка 80% всех убийств происходит на фоне пьянки. Совершают их не маньяки и бандиты, а, как правило, собутыльники.

Государство не имеет эффективной программы преодоления алкоголизации населения. Больше того, алкоголь на протяжении всей истории России был одним из важных средств пополнения госбюджета. Со второй половины XX века его оборот в стране достиг невиданных масштабов. На Западе так называемое душевое потребление составляет не более 5–6 литров чистого спирта в год. На одного гражданина России приходится в среднем около 15 литров. При этом критическая норма, приводящая к тотальному алкоголизму, – 8 литров. Попытка по примеру Западной Европы приучить россиян потреблять вместо крепких напитков пиво привела к неожиданным последствиям: водки меньше пить не стали, зато продажа пива выросла за последние пять лет в три раза.

Думается, проблему должны решать новоявленные депутаты, а не суды. Потому что если по каждой пьяной драке будут применяться законные меры, то полстраны перекочует в тюрьмы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры