издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Лицейская история

27 декабря выходит в прокат историко-приключенческий фильм «18-14»

В названии фильма «зашифрован» не только 1814 год. Для России это время эйфории от победы над Наполеоном, взятия Парижа и участия в переделе Европы. Местом действия становится Царское Село, столичный пригород, лицей, созданный по указу императора Александра Первого. Самому старшему из ребят 18 лет, младшему — 14. Их 29. Они из лучших российских фамилий. Юноши постигают обширную программу обучения. И, конечно, хулиганят, влюбляются, бегают на свидания, в театр, пьют вино, стреляются на дуэли, играют в «чижа», пишут стихи… Пушкин, Пущин, Горчаков, Дельвиг, Данзас, Кюхельбекер. Сыграли их студенты и совсем ещё молодые актёры, пока не известные зрителям.

20-летний Стас Белозёров, недавний выпускник Санкт-Петербургского театрального института «Школа русской драмы» имени И.О. Горбачёва, не рассчитывал, что его возьмут на роль 15-летнего Александра Пушкина. На кастинг он пришёл за компанию с другом Романом Ярославским, которого впоследствии утвердили на роль одного из лицеистов. Юного Антона Дельвига сыграл студент Санкт-Петербургской театральной академии Александр Быковский. Первой ролью в кино для него стал Толстый в фильме Алексея Германа-младшего «Гарпастум». Самым опытным из ребят был Иван Макаревич (Иван Пущин), снявшийся ранее в «Бое с тенью» и в его продолжении.

Зато в остальных ролях — созвездие знаменитых московских, киевских и петербургских актёров. Богдан Ступка — в роли директора Царскосельского Лицея Малиновского, Алексей Гуськов — в роли следующего директора, полковника Фролова, Александр Лыков — профессор Куницын, один из самых любимых лицеистами преподавателей, Сергей Гармаш — дядька Сазонов. Фёдору Бондарчуку досталась роль графа Толстого, императорского гофмейстера, владельца крепостного театра, человека жестокого и эксцентричного, Наталии Сурковой — придворной фрейлины, княгини Волконской. Хороши Александр Баширов, Леонид Громов, Юрий Ицков… Текст за кадром читает Константин Хабенский.

* * *

В размеренную жизнь юных лицеистов неожиданно врываются страшные и печальные события. Зверски убита дворцовая горничная, затем — ведущая актриса театра. Внезапно умирает директор лицея. Появляются новые жертвы… Таинственный убийца неуловим.

Фильм основан на реальных исторических событиях. Тем, кто знает историю Царскосельского лицея, знаком рассказ о том, что один из дядек, бывших в услужении у Пушкина, Пущина, Горчакова во времена их учёбы, оказался серийным убийцей. Он описан в разных источниках: у Натана Эйдельмана, Юрия Тынянова, Марины и Светланы Руденских. Ссылок на эту историю немало в воспоминаниях Пушкина, Пущина. Не случайно в финале звучит эпиграмма Александра Сергеевича:

Мой друг! остался я живым,

Но был уж смерти под косою:

Сазонов был моим слугою,

А Пешель — лекарем моим.

Картина снята кинокомпанией «Нон-стоп продакшн» при поддержке телеканала СТС (продюсеры Сергей Мелькумов, Александр Роднянский). Поставил её Андрес Пуустусмаа, петербургский режиссёр с эстонскими корнями. Бывший актёр эстонского драмтеатра, закончивший в Москве Высшие курсы сценаристов и режиссёров, перебрался из Таллина в Северную столицу, чтобы снимать сериал «Убойная сила-6», да так и остался. После «ментов» снял два полнометражных фильма: остросюжетную мелодраму «Красный жемчуг любви» (в прокате ожидается весной 2008 года) и «18-14», в производстве телефильм «Волшебник».

— Андрес, «18-14» называют историческим (педагогическим!) триллером. Согласны?

— Исторический, приключенческий, с намёком на детектив. Триллер — это уже перебор. Автор сценария — петербуржец Дмитрий Миропольский — перелопатил много литературы. Это его дебют в большом кино. Царскосельский душегуб, как окрестили в народе убийцу, действительно существовал. Я нашёл книгу, изданную ещё до революции, в которой те события описаны в дневниках, стихах лицеистов.

— Когда проводили кастинг, портретное сходство с историческими личностями было важным условием?

— Совсем нет. Гораздо важнее были артистические характеры. Я стремился, чтобы актёр жил в кадре, пусть это и звучит пафосно. Искали ребят долго, три месяца, по всей России. Отсмотрели около 500 человек. Возраст наших героев не позволял пригласить медийных актёров, ведь они выглядят гораздо старше 15-16-летних лицеистов. Все ребята — молодцы! Надеюсь, их ждёт хорошее творческое будущее.

Как считают продюсеры картины, их фильм не об убийце и убийствах. Он о молодых людях, проходивших обучение в закрытом элитном учебном заведении, о становлении личности, о том, как проявляется первая дружба, о первой любви и первых переживаниях. Происходящие убийства — это фон, поддерживающий историческую линию.

Для фильма не было построено ни единой декорации. Съёмки проходили в Царском Селе и окрестностях, в исторических помещениях государственного музея «Лицей», Екатерининского дворца, в бывшем особняке барона фон Дервиза, где ныне расположен камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ опера». За операторской камерой — Юрий Райский («Анкор, ещё анкор!», «Какая чудная игра», «Бригада», «Бой с тенью», «Солдатский декамерон» и др.).

Материала было снято так много, что в монтаже Андресу Пуустусмаа помогал известный режиссёр Дмитрий Месхиев.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры