издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Учитель достоин уважения

Считаю, что публикация открытого письма преподавателей и сотрудников Иркутского государственного педагогического университета учительнице физики иркутской школы N57 Ларисе Валентиновне Фисенко («ВСП» от 25 января 2008 г.) является большой ошибкой.

Конечно, с одной стороны, у нас каждый гражданин имеет право высказать своё мнение. Но, с другой стороны, поднятая в письме проблема имеет далеко не частный характер, а огромное социально-политическое значение для нашего общества. Учащиеся наших школ и вузов, насмотревшись зарубежных передач о трагических событиях в Америке или Англии, где очень часто «обиженные» хватаются за ножи или пистолеты, чтобы расправиться с не угодными им преподавателями и однокашниками, начинают поступать точно так же. Мы всё чаще и чаще в различных СМИ слышим или читаем о подобных драматических событиях. Угрозы и насилие по отношению к преподавателям приобретают характер эпидемии. За примерами ходить далеко не нужно. Относительно недавно преподаватель в Сибирском институте права, экономики и управления не принял зачёт у нескольких безответственно относящихся к учёбе студентов, выдворив их из аудитории. Реакция последовала сразу же: «обиженные» начали угрожать преподавателю. Между прочим, и ножом тоже. Слава Богу, что на этот раз беда не стряслась. Но до чего же мы дожили, если наши студенты и школьники ходят на занятия с ножами!

Трагедия, произошедшая в обычной иркутской школе, – яркий пример правового нигилизма, царящего в стране. Подросток мог бы возникший конфликт разрешить очень просто. Он имел полное право написать официальное заявление директору или завучу школы о том, что учитель физики подходит к нему необъективно и предвзято (если только это так на самом деле). Тогда у него принял бы экзамен по злополучной физике другой преподаватель. И всё встало бы на свои места.

Правовой культуре надо учить всех с самого раннего детства, тогда стало бы меньше трагедий в учебных заведениях, в быту, на улицах.

Но в данной конкретной ситуации у меня возник вполне закономерный вопрос: что же это за родители, которые воспитали сына, носившего нож? Ведь, как известно, яблоко далеко от яблони не падает. К тому же, как я узнала из открытого письма, мать ученика, поднявшего руку на учителя, работает в престижном педагогическом учебном заведении. Ясно, что профессорско-преподавательский состав педуниверситета горой встал на защиту своего работника. Но уважаемые профессора забыли о педагогической этике – нельзя публично уничтожать свою бывшую выпускницу, обвинять учителя физики в профессиональной непригодности, не имея на то никаких оснований. Профнепригодность – страшное обвинение, и вынести его может только специальная комиссия, предварительно детально во всём разобравшись. Огульное же публичное обвинение подпадает под соответствующую статью, и, на мой взгляд, школьная учительница имеет право подать в суд на авторов открытого письма.

Престиж учителя (в нашей криминальной стране) надо укреплять во всех отношениях, а не унижать его. Хотя у нас сейчас и проходят громкие мероприятия типа «Учитель года», но этого далеко недостаточно. В советские времена, о которых принято сегодня отзываться только отрицательно, был период, когда народным учителям за 25-летний стаж работы в школе вручали высокую правительственную награду – орден Ленина. Почему бы и сегодня не поощрять учителей не только морально, но и материально? И не только поощрять, но и защищать их, а не унижать!

Марина Мартемьяновна КРАСНОСЕЛЬЦЕВА, заслуженный учитель школы РСФСР, ветеран труда

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры