издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Злая кассирша

  • Автор: Леонид БЕСПРОЗВАННЫЙ

Директора процветающего оперного театра спросили, как ему удалось добиться успеха. Он ответил: «Первым делом уволил злую кассиршу». Интересное признание, не правда ли?

Шлагбаумы из хамства стоят на многих перекрёстках. «Злая кассирша» – лишь условное обозначение этого распространённого явления, отравляющего нашу жизнь. И всех не переуволить. Таблички «Осторожно: злая собака!» можно, заменяя собаку на что угодно, вывесить во множестве мест. Впору вспомнить Достоевского: «Всё сбилось в одну яростную, полусумасшедшую массу укушенных бешеной собакой». Вот, опять «собакой», но ведь кусаются и люди.

Такт – этот столь необходимый в человеческом общении момент – соблюсти, казалось бы, так нетрудно. А на деле, оказывается, ещё как трудно. Хамят нам – хамим мы в ответ, не сдержавшись. И получается та весёлая жизнь, в месиве которой мы повседневно варимся.

Так отогревается черствеющее сердце, когда встречаешься (что, по счастью, всё-таки случается) с тактом, вежливостью, деликатностью, обходительностью. Как-то по радио читал свои стихи и рассказывал о своём творческом труде незрячий поэт. Корреспондент, которая вела с ним продолжительный разговор, ни звуком не обмолвилась о физическом недостатке своего собеседника. Мы, радиослушатели, догадались об этом лишь по каким-то обмолвкам стихотворца. Журналистка проявила высокое чувство такта.

Или вот случай из театрального мира. Молодой актёр пришёл на репетицию в парадном костюме, в бабочке. По всему было видно, что он где-то провёл ночь без сна и оттуда прямиком прибыл на работу. Он плохо соображал, едва не засыпал на ходу и в конце концов свалился с лестницы, являющейся частью декорации. Режиссёр, которому впору было разгневаться, после репетиции подошёл к греховоднику и сказал ему: «Толик, вы, пожалуйста, больше не приходите на репетицию в бабочке».

Но всё же грубость и бестактность лезут у нас во все щели.

Сколько встречалось горьких рассказов, как ВИЧ-инфицированные страдают от хамства – трудно поверить – медицинского персонала. К ним относятся, как к изгоям. А ведь далеко не все из них наркоманы или гомосексуалисты. Как известно, можно пойти на приём к стоматологу и вернуться оттуда инфицированным.

Стою раз у окошечка справочного. Хозяйка, молодая девушка, разговаривает по телефону и вся светится радушием и нежностью. Жду, чтобы задать свой вопрос, предвкушаю, что и мне достанется частица её обаяния и добросердечия. Но – положена трубка. С лица девушки вмиг сползает улыбка, глаза леденеют, тон охладевает. Передо мной неприветливая, агрессивная мымра, от общения с которой хочется поскорее сбежать. Понятно, что рядовые посетители не могут в её восприятии сравниться с тем, с кем она ласково и влюблённо балакала по телефону. Но уж хоть капельку вежливости положила бы на свою служебную чашу.

Звоню в одно учреждение, навожу справку. Ответ холодный, плохо скрывающий недовольство, – надоели все до чёртиков. Потом увидел этого человека. Очное общение носит такой же характер. Формально придраться не к чему, вопрос – ответ. Но уходишь из этого учреждения облитый обжигающим холодом.

Но есть, по счастью, и случаи, от которых сердце ликует. Скажем, многие в Ангарске обратили внимание, что в известной аптечной сети безоговорочно царствуют вежливость и обходительность. Работники там время от времени меняются, но это остаётся нерушимым правилом. Скорее всего, это не случайное совпадение, а явление, к существованию которого прилагаются сознательные, целенаправленные усилия.

Нельзя, разумеется, сказать, что больше нигде этого нет. Есть, безусловно, есть. Но всё же ощущение, что то тут, то там вас могут ни за что ни про что облаять, живо, да?

О, хамство, родимое и близкое, что же нам с тобой поделать?

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры