издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Русско-бурятское иго

После 12-летнего перерыва иркутские кавээнщики снова появились в высшей лиге. К одной четвёртой финала «вышки» готовится сборная Иркутского государственного университета и Бурятии «Байкал». В команде два лидера: Юрий Яшников – командный и Жаргал Бадмацыренов – «национальный». Юрию 26 лет, 12 из них он играет в КВН. Десять лет игре отдал 28-летний Жаргал. Авторский сбор «Байкала» для подготовки к четвертьфиналу проходит на берегу одноимённого озера, в гостинице «Прибой» посёлка Листвянка. Здесь русская часть коллектива в течение пяти дней принимает бурятскую. До этого ещё пять дней кавээнщики репетировали в гостинице под Улан-Удэ. В разгар репетиций с лидерами команды встретилась КСЕНИЯ ДОКУКИНА.

Каждому по способностям

До создания «Байкала» Жаргал играл в сборной Бурятии, в 2004 году команда дошла до четвертьфинала премьер-лиги. «Иркутск.ru», капитаном которой в течение семи лет был Юрий, годом позже добилась такого же результата. Ребята уверяют, что сейчас между ними не существует конкуренции, а их роли в команде строго определены. Юра признаёт Жаргала лучшим актёром и на выступлениях берёт на себя шутки, не требующие особой игры. Во время интервью функции конферанса Жаргал по традиции предоставил Юре, ограничиваясь короткими, но ёмкими ответами. Возможно, это происходило потому, что прямо перед глазами Жаргала был включённый телевизор.

– Кто из вас главный в команде?

Жаргал Бадмацыренов: Нет такого, в «Байкале» у всех разные функции.

Юрий Яшников: Мне кажется, если начать задумываться об этом, то команды «Байкал» просто не станет.

– То есть проблемы двоевластия не существует?

Ю.Я: Проблемы не существует, а двоевластие, наоборот, есть. Ведь речь идёт о взаимоотношении двух наций, и тут нельзя решать, кто лучше, кто хуже. Хотя конфликтные ситуации, конечно, бывают. По моему опыту, каждому кавээнщику кажется, что его команда самая проблемная. Но у нас есть неопровержимый довод: «Байкал» – многонациональная команда!

Ж.Б: Тем более, перед игрой у всех сдают нервы. Давит и то, что люди долго вместе живут, постоянно репетируют. Как в «Доме-2», смотрели? (смеется).

– Жаргал, можешь описать образ Юры на сцене?

Ж.Б: Он лидер команды. В игре у Юры образ «правильного человека». На сцене у него очень сдержанное, качественное, грамотное поведение. Я не преувеличиваю, это действительно так.

– А изъяны есть?

Ж.Б: Они заметны только на репетициях, а на сцене – нет.

– Юра, со слов Жаргала ты такой безупречный, наверно, держишь жёсткую дисциплину в команде?

Ю.Я: Я сам в шоке от такой характеристики. В комплиментах очень редко друг другу рассыпаемся. Мне приятно, что Жора меня назвал лидером команды. А я вижу лидером его. Лидером национальным, а это важнее. А у Жаргала на сцене образ хулигана. Мы в команде говорим, что ему можно всё. Точно знаем, что если шутку «садим» на Жору, то ему её разрешат произнести, а поставишь на кого-то другого – уберут, потому что испугаются: доверится ли зритель тому человеку. А Жору уже не боятся ни редакторы высшей лиги, ни Александр Васильевич (Масляков. – «Конкурент»). Очень дерзкие шутки остаются, а что впереди, я боюсь даже представить. После тех вещей, которые Жаргал сыграет в будущей игре, его назовут самым смелым кавээнщиком России.

Взгляд с экрана

[ title=»Из досье «Конкурента»» pos=»abs» width=»40%»]
Команда КВН «Байкал»

День рождения: 4 мая 2006 года.

Место рождения: аэропорт «Домодедово», город Москва.

Количество участников: около 20.

Свою первую игру «Байкал» сыграл в 2006 году на кубке города Благовещенска – и победил. «Это было такое начало, после которого хотелось продолжать», – говорят кавээнщики. В том году команда играла в центральной лиге в городе Новосибирске и стала победителем сезона. В начале 2007 года команда попала в премьер-лигу, где дошла до её финала. 18 февраля 2008 года «Байкал» занял первое место в одной восьмой высшей лиги КВН. Сейчас команда готовится к четвертьфиналу у Маслякова-старшего.

К четвертьфиналу высшей лиги «Байкал» начал готовиться за месяц. «Выступая в премьер-лиге, мы думали, что игра просто даётся: встречались командой за две недели и мчались в Москву с шашкой наголо. К «вышке» надо готовиться, как минимум, месяц», – комментирует Юрий Яшников. Четвертьфинал пройдёт 12 и 16 апреля, ребята будут играть с командами «Максимум» (Томск), «Фёдор Двинятин» (Москва-Ступино), «Обычные люди» (Москва), «Астана.KZ» (Национальная сборная Казахстана).

– Судя по репликам на вашем сайте, перед одной восьмой высшей лиги никто не рассчитывал на вашу победу. Чего вы ждёте от предстоящей игры?

Ю.Я: Самое интересное, что недавно появился расклад на четвертьфиналы, и директор команды Миша Зубков вчера бросил мне смс, мол, поздравляю, по результатам отзывов в Интернете мы опять на последнем месте. Но это же не мы пишем. Играть нет смыла, если собираешься проигрывать. Думай, чем победить, и борись до конца. Мы отдавали себе отчёт в серьёзности того, во что мы ввязались. Но выходили на сцену с чувством, что надо просто отыграть и больше нет никаких целей. Вот прошлогодним чемпионам высшей лиги «Обычным людям» в этом плане было действительно тяжело. Команда выходит на игру с установкой: ну нельзя проигрывать одну восьмую. А это же давит.

– А в чём главные особенности игры «в телевизоре»?

Ж.Б: В основном они касаются режиссуры. Телевизор диктует свои законы, и все шутки ставятся так, чтобы они лучше смотрелись с экрана, а то, что увидит зритель в зале, – уже на втором месте. У меня на сцене высшей лиги есть ощущение лишнего контроля. Где и как стоять нам — говорит режиссёр, и когда подаёшь шутку, приходится думать о том, как ты располагаешься относительно камеры, Александра Васильевича, ширмы.

Ю.Я: Дело в том, что мы очень долго шли к высшей лиге. И когда наконец-то прошли, у меня была одна цель – узнать, как оно там. И это оказался потрясающий КВН. Те ощущения, ради которых играешь, там достигают предела. КВН абсолютно непредсказуем, он как лавина.

«Байкальское» движение

– «Байкал» был создан из двух команд – «Иркутск.ru» и сборной Бурятии. Как пришла идея объединиться и где это произошло?

Ю.Я: Объединение случилось в 2006 году, в аэропорту «Домодедово», а поводом к нему стал ежегодный фестиваль КВН в Сочи. Вообще эта идея появилась ещё десять лет назад у «Иркутских декабристов» и «Забайкальского варианта» (команды, которые раньше представляли Байкальский и Забайкальский регионы. – «Конкурент»). Она обсуждалась и нами со сборной Бурятии, когда мы встречались на сочинских фестивалях. Но всегда одна из команд немного вырывалась вперёд, а если кто-то впереди, объединяться нет смысла. Рябят из Бурятии в 2004 году взяли в премьер-лигу, а нас – в первую. Ну зачем им наше объединение? В 2005 году в «премьерку» прошли мы, и уже «Иркутску» объединение не было нужно. 2006 год нас примирил. Не тех, ни других никуда не взяли. Тогда иркутяне задались целью предложить ребятам создать общую команду, но найти бурят в Сочи так и не смогли: мы жили в разных гостиницах, а телефонов друг друга не знали. Домой летели с пересадкой в Москве, и наш самолёт там задержался на два часа. Мы грустные бродили по «Домодедово»…

Ж.Б: С нашей стороны это выглядело так: после игры мы ужасно расстроились, сидели в московском аэропорту и говорили, что всем надоел КВН, предлагали приехать домой и разбежаться. И тут встретились с ребятами.

Ю. Я: На сцене мы показываем сходки бурятов и русских – так же это произошло и тогда. Двумя командами мы сошлись в центре зала и предложили ребятам сделать одну команду. Нельзя сказать, что сразу обо всём договорились, но начало было положено.

– На тот момент буряты и иркутяне были довольны игрой друг друга?

Ю.Я: Действительно, тогда мы не очень представляли, как играть вместе, ведь команды работали в абсолютно разных направлениях и у каждой ко второй была какая-то претензия. Нам казалось, что бурятская команда играет чересчур брутальный КВН, а они считали, что мы подаём попсу.

– А сейчас есть претензии к игре друг друга?

Ж.Б: Нет, сейчас такого вопроса не возникает просто потому, что мы не делим команду на бурят и русских. Претензии бывают к игре команды в целом.

Особенности национального юмора

– Вспомните свою лучшую игру вне «Байкала».

Ж.Б: Одна восьмая премьер-лиги в 2004 году, там мы выиграли и показали, на мой взгляд, лучшее в истории Бурятии музыкальное домашнее задание.

– Можешь рассказать какой-нибудь номер оттуда?

Ю.Я: Это же бурятский юмор, как его словами расскажешь?

– Тогда расскажи о своей лучшей игре?

Ю.Я: Это было моё первое выступление, ещё школьной командой «Красная заря». Мы заявились на какой-то школьный фестиваль, он в кинотеатре проходил. Перед игрой нас предупредили, что как молодая команда мы, наверно, не «зайдём» на зал. А мы «зашли» так, как сами не ожидали.

– А лучшая игра «Байкала»?

Ю.Я: Та, что впереди.

– Вы и дальше будете эксплуатировать на сцене ситуацию противостояния бурят русским?

Ж. Б: Этого от нас требуют редакторы высшей лиги. Честно говоря, мне такой конфликт немного поднадоел. Но, по мнению редакторов, это очень удобная форма выступления. Хочу заметить, что это не противостояние, а полемика: мы не говорим, что буряты хорошие, а иркутяне плохие. Мы играем на том, что вы, иркутяне, чересчур гламурные, а мы более брутальные. Мы – альтернатива, вы – попса.

Ю.Я: А меня полностью убедили в том, что это правильно. Про другое пошутят другие, а мы не будем уходить от того, на чём стоим. В КВН играют много разных команд, каждый зритель найдёт на свой вкус что-нибудь интересное. Редакторы говорят о том, что у нас появился свой зритель, и просят не обманывать его.

– Как вы относитесь к мнению, что «Байкал» выигрывает только за счёт бурят?

Ю.Я: Да, Жаргал, как вы к этому относитесь?

Ж.Б: Буряты для российского КВН – это фишка, экзотика. Русские на сцене – это обычные ребята, а те же шутки в исполнении бурят смотрятся более смешными. Мы говорим: «А у нас в Бурятии так…» — и зал верит и смеётся.

Ориентировка на местности

– Различается ли зритель в разных городах, приходится ли под него подстраиваться?

Ю.Я: Однозначно, в каждом городе есть своя специфика. И самая большая задача кавээнщика – поиграть до «телевизора» как можно в большем количестве лиг, узнать зрителя других городов. Потому что к нему нужно обращаться, выйдя на сцену. А в высшей лиге приходится ориентироваться ещё и на формат Первого канала.

– А чем отличается иркутский зритель от других?

Ю.Я: В Иркутске сейчас формируется очень хороший зритель. Несколько лет назад в адрес местного КВН звучали обвинения в том, что люди на игры приходят с баночкой пива. Но теперь на КВН ходят студенты, журналисты, администраторы ночных клубов, разработчики сайтов. Создаётся достаточно интеллектуальная кавээновская тусовка, для которой интересно писать хорошие шутки. Это стимулирует рост команд. Ещё сейчас на волне подъёма появилось много людей, которые не видят в КВН сверхцели. Они не спешат пройти в высшую лигу и всех победить, они нормально учатся или уже работают, но продолжают собираться вечером с друзьями, и не пивко пить, а придумывать сценарий, репетировать, чтоб потом действительно смешно выступить в местной лиге. Это приятно, что КВН становится досугом.

– Жаргал, каково твоё мнение об иркутском КВН?

Ж.Б: Он весёлый, драйвовый…

Ю.Я: Попсовый – он хочет сказать!

Нешуточное дело

– Как вы совмещаете КВН с работой?

Ж.Б: Я абсолютно ничем, кроме КВН, не занимаюсь. Перед телевизионными играми приезжаю на сборы, репетирую, после игр возвращаюсь в Улан-Удэ, там помогаю другим командам. Езжу по городам республики, занимаюсь редакторской работой. Подрабатываю тем же самым КВН.

Ю.Я: По специальности я психолог, сейчас немного преподаю в филиале московского университета, но делаю это нехотя, как раз потому, что тяжело совмещать работу с КВН.

– А как договариваешься с работодателем, когда приходится уезжать?

Ю.Я: Очень легко договариваюсь, потому что на моей основной работе я как раз один из них. Понятно, что ни один работодатель не станет терпеть наш график. Но прошлой осенью иркутский бизнесмен Александр Иванов, очень давно помогающий нашей команде, арендовал офис и создал творческое объединение «Событие». Туда вошли креативные иркутяне: кавээнщики, музыканты, организаторы концертов. Мы все работаем на один брэнд. Участвуем в организации нескольких лиг КВН, поддерживаем молодые команды, пишем сценарии для корпоративного КВН, проводили День города в Черемхове.

– Насколько иркутский КВН коммерциализирован?

Ю.Я: Я бы не хотел, чтобы в отношении КВН употреблялось слово «коммерциализация». «Байкал» в этом смысле очень неалчный. Деньги для нас не значат ничего, если они не нужны для наших командных целей. Мы никогда не ставили перед собой цели заработать денег на КВН. Случались такие ситуации, когда команде нужно завтра выезжать, а у нас нет ни копейки. Но мы решали эти проблемы.

Вне игры

– Как часто приходилось от чего-то отказываться ради КВН, идти на жертвы?

Ю.Я: Да сто раз. Жертвуешь своими сбережениями, учёбой, отношениями с близкими людьми, семьёй – на всё не хватает времени. Эта штука очень затягивает.

– А от чего бы никогда не отказались?

Ю.Я: От массажа.

– Нет, ради КВН?

Ю.Я: Я даже думать об этом не хочу, сложный вопрос.

Ж.Б: Мне приходится отношениями с младшим братом жертвовать. Мы с ним вдвоём живём в Улан-Удэ, и он дуется, что редко меня видит.

– Бывали случаи, когда КВН в чём-то помогал в жизни?

Ж.Б: Да, с милицией очень удобно. Однажды я провожал человека в другой город, а ему выдали билет с ошибкой. Я пришёл в кассу и стал немножко ругаться. Кассирша вызвала милицию, нас забрали в отделение. Но там милиционер, видимо, узнал моё лицо и говорит напарнику: «Отпусти, это кавээнщик».

– Нужна ли вам слава, известность?

Ж.Б: Чтобы меня назвали, например, лучшим игроком сезона, конечно, охота. А чтоб узнавали на улицах – может быть, и хочется, но тут есть вторая сторона медали. В республике кавээнщиков знают в лицо. Иногда сидишь в кафе и к тебе подходят, пытаются заговорить. Обычно это нетрезвые люди, которые почему-то считают, что раз видел меня в телевизоре, нужно излить мне душу.

– Расскажите о людях, которые сейчас ушли из команды, но сыграли важную роль в её деятельности.

Ю.Я: Это Макс Васильев – патриот из патриотов «Байкала». Сейчас он переехал в Москву, где работает ведущим на МТV, но продолжает летать на наши игры, бросая работу: в позапрошлом году – в Новосибирск, в этом – в Сочи. У нас играл капитан команды ИрГТУ «Гвозди» Алексей Кошик. Правда, сейчас он женился, стал работать и ушёл из команды.

На вопрос, женат ли кто-нибудь из участников «Байкала», Юрий Яшников отвечает очень уклончиво. «Да чёрт его знает», – загадочно говорит он. Ещё более неохотно ребята комментируют собственную личную жизнь. Единственное, что удалось выяснить у Жаргала, это то, что, по его мнению, лучше, чтобы девушка кавээнщика игрой весёлых и находчивых не увлекалась. «Мне КВН и так хватает, когда я приезжаю домой, мне хочется чего-нибудь другого».

Интрига сезона

– Процитируйте лучшую шутку команды.

Ю.Я: «Японец. Я всё поняц!». А вообще мне в исполнении Жаргала нравятся такие вещи, которые считаются «проходными», не ключевыми. Например, у нас был номер, в котором я рву Жорин паспорт и говорю ему: «Попробуй угадай, что это было». А Жора отвечает: «Вау, интрига!». Это же мелочь! Никто не ставил на шутку, в которой Жаргалу предлагали сыграть на губной гармошке, а он отвечал: «Дом-2 – вопрос!» – а она «зашла» на зал. Просто Жора такой человек, который заставляет себя слушать.

– Вы не планируете менять свои роли в команде, выдвигать кого-то другого на передовые позиции?

Ю.Я: В КВН такие вещи не планируются. КВН — это жизнь. Зрители смотрят только на сцену и замечают, что, например, вон тот полненький никогда не играл, а тут вдруг раскрылся. А на самом деле человек с работы уволился, стал на репетиции ходить, пахать.

– То есть развитие в КВН возможно, только если с работы уволишься?

Ю.Я. Это же только пример. Но чаще всего – да. А наши образы тоже вытекают из жизни. Встретились две команды и повели диалог. Что-то изменится в отношениях, изменится и на сцене.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры