издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Неугасимый огонь любви

Режиссёр народного театра «Экспромт» города Нижнеудинска Галина Каминская ставит в основном спектакли о любви. Сегодня она приступила к постановке трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», а в середине марта состоялась премьера спектакля по пьесе Франсуазы Саган «Загнанная лошадь».

К работе была взята драматургия, соблюдающая строгие формы классицизма в той последовательности, которую использовал в своих произведениях Жан Расин. Великий автор, как известно, любовные конфликты поднимал на уровень трагедии, подчёркивая тем самым значимость и ценность человеческих чувств. Правда, мадам Саган не Расин, в 70-е годы ХХ века она не могла допустить между героями испепеляющих страстей, которые испытывала, например, Федра. Без смертельного исхода она добивается таких отношений, которые приводят человека к катарсису.

«Загнанная лошадь» – очень непростая пьеса, при воплощении на сцене она требует от исполнителей правды чувств и той искренности, которая делает персонажи достойными сопереживания зрителей. Пьеса Саган – о высоких отношениях, благородных поступках и умении быть милосердным к ближнему.

Приступив к работе над пьесой, которая считается одной из самых репертуарных на парижских сценах, которая шла и идёт не в одном театре России, Каминская была уверена, что актёры театра справятся с поставленными режиссёрскими задачами. «Экспромт» живёт и показывает спектакли более двадцати пяти лет, за это время он стал театром-семьёй, в котором беды и радости общие. В этом коллективе актёры – представители самых разных профессий: есть журналисты, литераторы, студенты, работники культуры и даже вице-мэры Нижнеудинского района. В театр они пришли давно, когда и сами не подозревали, что будут занимать высокие посты. Это люди, увлечённые искусством театра, не предавшие его на протяжении всей жизни.

Не случайно на спектаклях народного театра всегда аншлаги, и, похоже, горожанам другой коллектив не нужен. Они привыкли к «Экспромту», его сценическим работам, полным актёрского вдохновения, порывов души, умения подбирать для своего репертуара сюжеты пьес, которые могли произойти в любом месте и в любое время.

Галина Каминская взяла к постановке «Загнанную лошадь» Саган потому, что чувствует в современной жизни дефицит любви – чувства, которое вместо собственнического «дай» отвечает жертвенными поступками, способностью отречься от своего эго, привычного: «За любовь надо бороться». Поставленный спектакль – это своеобразный протест против распространённого мнения, что «в любви, политике и бизнесе нравственности не бывает…»

Режиссёр утверждает: только нравственность и способна поднять любовь на пьедестал и сделать её великим чувством, облагораживающим человека. Жертвенность собственными чувствами в спектакле театра «Экспромт» становится доминирующей темой, ответом на поступки, совершённые героем в молодости. Это путь проживания актёрами тех любовных неудач, которые очищают душу.

В режиссуре Галина Каминская соблюдает строгое единство действия. Основной задачей она ставит показ внутреннего мира героев в моменты наивысшего психологического напряжения. Изысканно-тонкие фразы Саган звучат со сцены нарочито сдержанно и спокойно, здесь нет бурных выплесков эмоций, волнений, многоречивости, объёмных внутренних монологов. Эмоционально-драматическая окраска происходящего не бросается в глаза, события происходят постепенно, спокойно, плавно.

Герой спектакля Генри-Джеймс в исполнении Владимира Балабанова проживает на сцене судьбу человека, начавшего отсчёт своих воспоминаний с момента, когда, предав любовь, женился на преуспевающей в бизнесе даме. Поменяв чувства на деньги, он платит за этот поступок опустошённостью души, скукой и неумением (или невозможностью) быть счастливым. Это состояние героя актёр играет до момента встречи с Корали и Юбером, внезапно появившимися в его доме.

Молодые люди – влюблённая парочка, решившая вступить в брак с богатыми наследниками, завладев состоянием которых, как им кажется, они смогут обрести счастье. Бывает ли такое? Спектакль вслед за драматургией Саган не приемлет серость и духовное убожество «общества потребления», представляющего себя его элитой. Подлинные ценности не в деньгах и материальном благополучии, самое важное в жизни – это способность человека любить и оставаться верным своему чувству.

Мать благородного семейства Фелисти (актриса Марина Сырникова), её избалованные дети Бертрам (Михаил Кингараев) и Присцилла (Екатерина Жерновкова) – герои, несущие в спектакле функциональное значение. Каждый по-своему, они участвуют в интриге, главная роль в которой отведена совсем другим персонажам. Юбер Дарсэ в исполнении Ивана Бондарева – пылкий француз, покоривший сердце взбалмошной англичанки. Именно он придумал брачную аферу, которая поможет ему и его возлюбленной разбогатеть. Циничный молодой человек предлагает и своей интимной подружке женить на себе сына богатых родителей.

Корали (актриса Елена Бондарева), вступая в игру, затеянную Юбером, останавливается. Она понимает, что попала в ситуацию, в которой необходимо сделать выбор между зовом сердца и совестью. В каких бы радужных красках не представлялась ей жизнь с любимым на добытые нечестным путём деньги, поступиться принципами она не может. А ещё Корали становится источником вдохновения и пробудившихся чувств у Генри-Джеймса – человека, который давно считал себя «живым трупом».

Лев Николаевич Толстой говорил: «Не дай Бог, чтобы у вас пропали желания». Это предупреждение великого писателя, понятное людям старшего поколения, абсолютно подходит к герою спектакля «Загнанная лошадь». Умершие чувства пробуждаются у Генри-Джеймса, Корали он полюбил искренне, поэтому самое главное для него – счастье девушки.

Актёры Владимир Балабанов и Елена Бондарева составляют в спектакле идеальную пару, способную выразить искренность чувств, проявляющихся на сцене сдержанно. Притяжение друг к другу у взрослого мужчины и молоденькой девушки закрыто флёром недосказанности, скромностью в отношениях. Генри-Джеймс Балабанова жертвенной любовью искупает грехи молодости, Корали стоит перед выбором остаться верной прежней любви или пойти навстречу новому чувству. Многолетняя привязанность и долг побеждают, Корали уходит с Юбером.

Если определять жанр пьесы, написанной Франсуазой Саган, отнести её можно к мелодраме. В сюжетах классической литературы чаще описываются истории, в которых финал не оставляет никаких надежд героям, спалённым собственными страстями. Но бывают ли жизнеподобными встречи и расставания людей, притяжение сердец которых предопределено? К сожалению, идеальные герои в наше время (как и во все времена) встречаются редко, чаще всего они становятся обывателями, у которых «желания давно пропали».

Постановщик спектакля «Загнанная лошадь» Галина Каминская не хочет мириться ни с жанром мелодрамы, ни с тем, что рыцарей в наше время не бывает. Она поставила спектакль о поздней любви, которая останется с героем до скончания его земных дней. Будет ли он пытаться погасить вспыхнувший в нём огонь или начнёт предаваться воспоминаниям о прекрасной незнакомке, решать ему – сценическому герою. Режиссёр оставляет финал открытым. Каждый человек волен переживать те чувства, какими наградила его судьба…

Фото Льва ТУМАКОВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры