издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Цвет живой природы

Великий Авиценна говорил: «Ешьте мёд – будете здоровы, смотрите на зелёное – будете вечно жить»

В мае, месяце пробуждения природы, в галерее современного искусства «Союз художников» открылась выставка с интригующим названием «Зелёный». Она стала частью общего проекта «Семь чудес цвета», рассказывающего о переливчатой гамме оттенков цвета на палитре художника. Когда проходила презентация картин с белым и жёлтым цветом, галерея состояла из одного зала, сегодня в ней три, и каждый может вместить работы, относящиеся к разным жанрам изобразительного искусства.

Экспозиция представляет живопись, графику, декоративно-прикладное искусство. Тридцать пять мастеров показывают около восьмидесяти работ. Надо заметить, картины для этой выставки специально никто не писал, художники приносили их из собственных коллекций, поэтому и выполнены они в разные периоды времени.

Автор проекта Сергей Элоян рассказывает: «На выставке хотелось представить художников разных возрастов, направлений, техник, хотелось показать, чем является зелёный цвет для каждого из них. В любой культуре есть общие символические понятие цвета, но есть и индивидуальное его понимание художником, которое связано с ним личным опытом, душевным строем, эмоциональным настроением. В каждый цвет он вкладывает своё содержание, по-разному с ним работает и по-разному к нему относится. Один берёт его ярко и звучно, другой, наоборот, пытается приглушить.

Несколько лет назад в Русском музее проходила выставка «Красный цвет в российской живописи». Это была масштабно воплощённая идея, которая мне очень понравилась. Я подумал: может быть, нам её продолжить? Так появился проект, который представит семь основных цветов палитры. Зелёный – наиболее сложный для работы цвет, в нём есть определённая тайна. Все, кто занимался живописью, знают, как трудно написать природную зелень, свежую траву, листву на деревьях. Если берёшь цвет, который соответствует природе, на холсте он может получиться неубедительным, откровенно наивным и мало профессиональным. На выставке эти особенности зелёного цвета особенно видны».

Каждый оттенок зелёного цвета имеет своё название, но часто на полотнах появляются такие переливы красок, что впору художнику самому придумывать для них имена. «Зелёная» выставка умиротворяет, успокаивает стремительный бег времени, заставляя подолгу останавливаться у каждого полотна. Например, художник-фронтовик Евгений Ушаков свой «День Победы» оттенил сочным зелёным цветом, потому что пришёлся он на месяц май, пробудивший не только природу, но и сердце солдата.

Мэтр живописи Анатолий Костовский свои пейзажи сделал нежно-зелёными – это запах весны, сравнимой со свежестью раннего рассвета, теплом первых отблесков зари. Евгений Турунов цветы «райского сада» делает изумрудно-перламутровыми, переливчатыми, такими, какими в природе они не существуют, а являются художнику в грёзах, его фантастических снах.

Изображение зеленого цвета ночью отличается особой таинственностью, странным мерцанием, которое навевает ностальгическое настроение о прожитом и пережитом. В картинах молодых живописцев присутствует декоративность, стремление к созерцательности, осознанной простоте. Юрий Гимов, например, свой «Лунный портрет с дыней» определил образом красоты, соединившим отблески изумрудной ночи с очертаниями зеленоватого плода, расчерченного, словно молниями, тёмными полосами.

Полной юмора, фантазийного представления о природе представляется работа молодого художника Андрея Полянички «На заливных лугах», на которой корова похожа на персонаж из детства, радующийся своему путешествию по бесконечным просторам зелени. Алексей Подгорный в «Тайной вечере» знаками обозначает место, где могла бы состояться встреча сына Божьего с апостолами.

Яркими, ликующими, написанными уверенной рукой предстают работы отца и сына – Александра и Никиты Шелтуновых. Наталья Довнич свою работу назвала «Малахитовое настроение». Зелень контрастирует в этих работах с ярким блеском, тем великолепием, которое создаёт природа, не задумывающаяся о гармонии придуманных ею цветов.

Геннадий Кузьмин в своих картинах возвращается к трактату Гёте «О цвете». Зелёный у поэта и философа предстаёт нейтральным цветом, он не выражает ни силу власти, ни страстность натуры человека, зато ассоциируется со спокойным потоком времени. «Травяная Флора», «Ночь на Байкале», «Уличные музыканты» – все эти сюжеты объединены темой волшебства, нежного колорита, которого добивается в своих работах Кузьмин.

Гобелены Натальи Балакиной, встроенные в рамы батики Елены Петровой, в отличие от живописи, являют собой произведения искусства, требующие от исполнителя не только художественного воображения, но и особого мастерства, отличающего работу женщины, наделённой терпением, достойным верной жены Одиссея Пенелопы.

Художники, представившие на выставку работы, очень разные. Каждый мастер по-своему трактует зелёный цвет, у каждого свои ассоциации и темы, связанные с ним. Вместе они смотрятся Эдемом, в котором торжествует умиротворение и покой.

Фото Егора СОБОЛЕВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры