издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На страх и риск

Тарифы на ОСАГО могут вырасти

Наряду с введением в России прямого урегулирования убытков и европейского протокола автолюбителям стоит быть готовыми и к другим сюрпризам. Представители страховых компаний лоббируют повышение тарифов по «автогражданке». Свои предложения они мотивируют тем, что стоимость полиса не увеличивалась в течение пяти лет, с тех пор как появилось ОСАГО. Уже сейчас многие компании работают себе в убыток, утверждают страховщики. С ними согласны и в Федеральной службе страхового надзора. Если тарифы не изменятся, в ведомстве пророчат банкротство не только региональных, но и федеральных компаний. Насколько обоснованы заявления страховых компаний, как могут подняться тарифы и прибылен ли автостраховой бизнес в регионе, выясняла ДАРЬЯ ВОРОНЦОВА.

Рисковая активность

Сейчас в реестре страховщиков, которые занимаются страхованием автотранспорта в Иркутской области, значится 80 компаний, сообщили в Иркутском филиале Росгосстраха. Крупнейшими игроками на рынке являются филиалы московских страховых компаний: Росгосстрах, Ингосстрах, РЕСО Гарантия, РОСНО, Военно-Страховая компания, Альфа-Страхование, Стандарт-Резерв, а также региональные страховые компании – ВостСибЖАСО и «Ангара». Активно развивают страховую деятельность недавно пришедшие в Иркутскую область компании – Московская Страховая Компания (МСК) и «Ренессанс-Страхование».

В январе-марте нынешнего года сборы по обязательному страхованию автогражданской ответственности составили 248,5 млн. рублей, сообщили «Конкуренту» в представительстве Всероссийского союза страховщиков (ВСС) в СФО. По этому показателю наш регион занимает третье место в СФО, уступая Красноярскому краю (340 млн. рублей) и Новосибирской области (304 млн. рублей). По итогам 2007 года сборы составили 997,5 млн. рублей, тогда Приангарье находилось на четвёртом месте после Красноярского края, Новосибирской и Кемеровской областей.

Эксперты констатируют, что в 2008 году сборы по страхованию автотранспорта растут. В первом квартале нынешнего года по сравнению с предыдущим темп роста по ОСАГО составил 122%, по КАСКО – 185%, отметили в Росгосстрах-Сибирь. Начальник центра страхования А/Т, АГО и перестрахования ОАО «ВостСибЖАСО» Андрей Кузнецов констатировал рост на 15-20%. «Эти показатели связаны с тем, что наряду с увеличением количества договоров растёт и средний взнос по договору КАСКО. Люди приобретают всё более новые и дорогие автомобили», – подчеркнул он. По мнению специалистов Росгосстраха, рост популярности КАСКО связан в том числе и с тем, что этот вид страхования является обязательным при оформлении автокредита. В компании 45-50% КАСКО приобретается именно при покупке машины в кредит. В случае с «Иркутск-РОСНО» речь идёт о 20-25%.

Андрей Кузнецов не склонен связывать повышенный интерес к добровольному автострахованию с кредитными программами. «Наша компания является региональной страховой компанией, мы не аккредитованы в большинстве банков, предоставляющих автокредиты населению», – пояснил он. Между тем в первом полугодии 2008 года ВостСибЖАСО заключило 613 договоров КАСКО, сумма страховых сборов составила 20,7 млн. рублей. По мнению эксперта, отношение к страхованию в России меняется в лучшую сторону, а страхование автотранспорта становится необходимым в понимании большинства автовладельцев.

«Гражданка» с убытками

Несмотря на то, что число проданных полисов ОСАГО постоянно растёт, представители страховых компаний не перестают говорить об убыточности этого вида страхования и необходимости пересмотра тарифов. По итогам первых трёх месяцев соотношение страховых взносов по ОСАГО в Иркутской области к премиям составило 1,7. Между тем в этом показателе не учитываются расходы компаний на ведение дел в размере 20%. Ещё 3% компании направляют в фонды компенсационных выплат, формируемые Российским союзом автостраховщиков. «Если приплюсовать эти показатели, статистика будет не такой радужной», – поясняет глава представительства ВСС в СФО Владимир Голубков. По его словам, в ряде регионов Сибири страховые организации работают на грани убыточности либо в убыток себе.

Тарифы по ОСАГО, которые не менялись со дня введения страхования автогражданской ответственности в 2003 году, нуждаются в увеличении, иначе возникнут необратимые последствия, уверены страховщики. «Необходимо пересмотреть отдельные региональные коэффициенты, коэффициенты по некоторым видам транспорта, коэффициенты по водителям, а также базовые ставки тарифов», – отмечает начальник управления урегулирования убытков по автотранспорту филиала «Иркутск – РОСНО» Артём Знайденко. Без этих изменений к концу года ОСАГО начнёт приносить компаниям некомпенсируемые убытки, возникнет дефицит средств на выплаты, которые можно будет восполнить только новыми продажами. Это создаст эффект «пирамиды» и в конечном счёте пагубно скажется на защищённости страхователей, считают страховщики.

Андрей Кузнецов полагает, что взносы по ОСАГО должны быть как минимум на 30% выше существующих только потому, что стоимость кузовных и иных ремонтных работ, по приблизительным подсчётам, выросла с 2003 года в два раза. О необходимости повышения тарифов по ОСАГО говорят не только страховщики. По словам руководителя Федеральной службы страхового надзора Ильи Ломакина-Румянцева, если не повысить тариф к лету 2009 года, то в категорию убыточных попадут не только региональные компании, но также игроки федерального уровня, что приведёт к «лавиноопасной ситуации», цитируют его федеральные СМИ.

Существуют и противоположные мнения. По словам редактора журнала «Автолэнд» Светланы Потапчук, заявления страховщиков несколько преувеличены. «Я скорее соглашусь с аналитиками, которые полагают, что страховое сообщество, лоббируя изменения в закон об ОСАГО, рассчитывало на одновременное повышение тарифов. Это было логично, поскольку изменения действительно, скорее всего, приведут к увеличению объёма выплат. Теперь, когда вопрос о тарифах остался открытым, а Госдума намерена внимательно изучить экономическую обоснованность заявлений страховщиков, страховые компании понимают, что их ждёт уменьшение прибыли. Возможно, отсюда и громкие заявления». Однако страховщики полагают, что Госдума пойдёт им навстречу и пересмотрит тарифы. Другой вопрос – насколько. Один из сотрудников региональной страховой компании предположил, что депутаты будут исходить скорее не из экономической, а из политической целесообразности. То есть тарифы вырастут, но ровно настолько, чтобы не вызвать раздражение у населения.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры