издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Наехали на протокол

Автолюбители и страховщики готовятся к новой «автогражданке»

С 1 марта 2009 года у автолюбителей и страховых компаний начнётся другая жизнь: в России будет введена система прямого урегулирования убытков и европейский протокол. На первый взгляд, нововведения должны упростить жизнь автовладельцам, которым не нужно будет бегать в страховую компанию виновника ДТП и ждать экипаж ГИБДД для оформления происшествия, ущерб в котором не превысил 25 тыс. рублей. Однако эксперты отмечают, что новые законы могут грозить исчезновением небольшим страховым компаниям, у которых просто не хватит финансовых и людских ресурсов, чтобы работать в новых условиях. А возможность при ДТП «договориться на месте» может вдохновить страховых мошенников. Для добропорядочных граждан правовая неграмотность может стать причиной отказа в выплате. Готовы ли страховые компании региона и автолюбители к новым законам, выясняла ЕЛЕНА ЛИСОВСКАЯ.

Минимальная готовность

Прямое урегулирование убытков в России предполагалось ввести с 1 июля 2008 года. Однако парламентарии прислушались к выступавшим против страховщикам и решили, что этот срок чересчур оптимистичен, и сдвинули его на 1 марта 2009 года. Предполагается, что по новой системе пострадавшая в ДТП сторона должна обращаться за выплатой не в компанию виновника, а в ту, с которой у неё заключён договор, пояснил «Конкуренту» заместитель директора регионального центра урегулирования убытков компании «Росгосстрах» Денис Назаров.

«Сейчас нет утверждённой схемы расчётов между страховыми компаниями, не внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс. Отсутствует единая система определения размера ущерба. Например, нет единого определения, что такое «износ», и все компании сегодня определяют это понятие по-разному, – сказал начальник управления урегулирования убытков по автотранспорту филиала «Иркутск-РОСНО» Артём Знайденко. — В этом случае при вступлении в действие прямого урегулирования страховщикам будет трудно оценить сумму ущерба по страховому случаю». «Автогражданка» по новым правилам потребует усилий и от законодателей. «По данным Российской страховой ассоциации, потребуется корректировка порядка 10 нормативных и законодательных актов, в числе которых Кодекс об административных нарушениях, Правила дорожного движения, Налоговый кодекс, Закон «О милиции» и другие», – констатирует начальник центра страхования А/Т, АГО и перестрахования ОАО «ВостСибЖАСО» Андрей Кузнецов.

В ноябре в тестовом режиме должен заработать клиринговый центр, через который будут производиться взаиморасчёты страховых организаций по прямому урегулированию. По данным главы представительства Всероссийского союза страховщиков в СФО Владимира Голубкова, наличие центра позволит сократить издержки компаний на 94% по сравнению с ситуацией, когда страховщики работают по системе двусторонних договоров. Представители страховых компаний не сомневаются в том, что новая система упростит жизнь автолюбителям, уверены в этом и потребители услуги. «Думаю, прямое урегулирование – вещь однозначно полезная. Я покупаю полисы ОСАГО в крупной компании и уверена, что проблем с выплатой не возникнет», – считает редактор журнала «Автолэнд» Светлана Потапчук. «Система станет намного логичнее, – уверен автолюбитель с пятилетним стажем Дмитрий, которому довелось побывать и пострадавшей, и виновной в аварии стороной. – Хотя бы потому, что компания, в которой ты застрахован, относится к тебе лояльнее, чем та, где был застрахован виновник». Впрочем, у него есть опасение, что дополнительные риски, которые берёт на себя страховщик при прямом урегулировании, отразятся на стоимости полиса.

Эксперты едины во мнении, что без потрясений нововведения смогут пережить только крупные компании, обладающие достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами. «Небольшие компании нерадостно принимают новую систему, потому что часто стеснены в своих возможностях, – полагает Денис Назаров. – Увеличение расходов чревато для них ещё большей убыточностью, а в перспективе – исчезновением с рынка». Кстати, в Иркутской области один прецедент был. По словам Владимира Голубкова, зимой 2008 года с рынка ушла компания «Зенит» – филиал московского страховщика.

Протокол в действии

Самый спорный на сегодняшний день вопрос – пойдёт ли система европейского протокола на пользу автовладельцам и страховым компаниям. «Это упрощённая система оформления документов при ДТП, при которой необязателен вызов сотрудников ГИБДД, – рассказал Денис Назаров. – Но есть четыре условия: участниками ДТП стали два транспортных средства, их ответственность застрахована, сумма ущерба не составляет более 25 тыс. рублей, нет разногласий по наличию вины». В ГИБДД Иркутской области нововведение приветствуют. Как рассказал «Конкуренту» глава ведомства Сергей Панченко, водители и сейчас вправе самостоятельно составить схему и явиться с ней в органы. Каждый день, по его мнению, по такой схеме оформляется 5-10 ДТП из 80-100, происходящих в областном центре ежедневно. «Нам приходится отвлекать личный состав на несерьёзные происшествия, которые могли быть урегулированы без участия сотрудников», – отметил он.

Страховые компании опасаются, что европейский протокол развяжет руки мошенникам, которые захотят поправить своё положение за счёт системы ОСАГО и страховых компаний. Светлана Потапчук отмечает, что серьёзные страховые компании давно научились работать с такими проблемами. Член общественной палаты Иркутской области адвокат Вячеслав Плахотнюк рассказал, что и сейчас на рынке есть место договорным авариям с участием коррумпированных сотрудников страховых компаний и оценщиков.

Говоря о значении европейского протокола для автолюбителей, эксперты выделяют несколько скользких моментов. Денис Назаров упомянул о скрытых дефектах, которые можно обнаружить через некоторое время после подачи всех необходимых документов. Владимир Голубков усомнился в том, что при самостоятельном оформлении документов удастся избежать ошибок. Что, по словам Светланы Потапчук, может стать для страховщика причиной для отказа в выплате.

Вячеслав Плахотнюк полагает, что для эффективности европейского протокола нужна огромная просветительская работа. Людям нужно будет по пунктам объяснить, что и как заполнять. Хорошо было бы ввести такой спецкурс в автошколах, считает юрист. А для того, чтобы россияне оценили удобства новой системы и начали активно ею пользоваться, потребуется три-пять лет. В первое время будут работать стереотипы и незадачливые водители по старинке будут ждать ГИБДД. Насколько эффективными будут предложенные законодателями нововведения в России, не берётся сказать никто. Франция постепенно меняла свою систему автострахования в течение 15 лет, Германия вообще отказалась что-то совершенствовать. Как переживёт новые правила Россия, которая всегда идёт своим, особенным, путём, покажет время. Главное, по утверждению Владимира Голубкова, не дискредитировать идею страхования.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры