издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Аэропорт влетит в копеечку

На этой неделе власти презентовали площадку нового иркутского аэропорта. В 10 километрах от деревни Поздняково к 2016 году планируется построить крупный авиационный транспортный узел, который обойдётся государству и инвесторам в сумму около 50 млрд. рублей. По предварительным параметрам у будущего аэропорта есть все шансы получить статус хаба. Однако амбициозный проект уже ставят под сомнение эксперты. По их мнению, строительство аэропорта, вероятно, подорожает из-за новой железнодорожной ветки сразу на несколько миллиардов рублей, а создание на базе порта регионального авиаперевозчика может сорваться из-за финансовых трудностей партнёра обладминистрации – ООО «Интеравиа».

В среду журналистов повезли осматривать площадку под будущий аэропорт. В поле рядом с селом Поздняково вместе со СМИ отправились начальник отдела аэродромов и аэропортов Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Василий Волобуев и начальник департамента градостроительной деятельности и дорожного хозяйства Иркутской области Рита Низамова. Проехав через село Хомутово, экскурсия остановилась в десяти километрах от предполагаемого аэропорта, напротив реки Куда. Один из журналистов пошутил, что вместо аэродрома здесь будет строиться речной порт.

На фоне плавающих гусей и мирно пасущихся овец чиновники дали пресс-конференцию по строительству аэропорта «Иркутск-Новый».

Пока до места строительства аэродрома доехать можно только по бездорожью. По словам Риты Низамовой, от Иркутска до будущего аэровокзала будет построена подъездная автодорога протяжённостью 20-25 км через посёлок Плишкино. Кроме того, планируется продолжить существующую трассу от Поздняково до аэровокзала. Её общая протяжённость от Иркутска до аэропорта составит около 40 км. Подъездные дороги предполагается построить за счёт регионального бюджета.

Детали финансирования, по словам Василия Волобуева, появятся после того, как проект будет подготовлен. 9 октября Росавиация объявляет конкурс на подготовку обоснований инвестиций в аэропорт «Иркутск-Новый». На сайте ведомства будет размещено техническое задание на разработку проекта будущего аэропорта с учётом требований Министерства обороны. «Министр обороны уже дал согласие на перенос военных объектов с площадки Поздняково. На это будут выделены средства из федерального бюджета», – отметил Волобуев. Проектирование, по его оценке, продлится примерно год. На проектные работы Росавиация планирует затратить около 500 млн. рублей.

До сих пор региональные власти говорили о стоимости объекта в 50 млрд. рублей. Взлётно-посадочную полосу и рулёжные дорожки возьмут на себя федералы. Региону остаются дороги, канализация и объекты водоснабжения. Аэровокзальный комплекс и другие технические устройства обслуживания планируется профинансировать по схеме частно-государственного партнёрства, сообщил Волобуев. В частности, он полагает, что электрические сети могут быть построены за счёт ОАО «Иркутскэнерго», а ветка железной дороги от Мегета до аэропорта – за счёт ОАО «Российские железные дороги».

Новая ветка железной дороги может значительно увеличить стоимость строительства порта. Однако её точные параметры и объём необходимого финансирования пока неизвестны, заявил в сентябре начальник ВСЖД Анатолий Краснощёк. В свою очередь вице-президент ОАО «РЖД» Алексей Воротилкин подчеркнул, что РЖД готова поддержать в таких проектах местные и федеральные власти. По оценке директора аналитического департамента компании «Ингосстрах Инвестиции» Евгения Шаго, стоимость строительства однопутной железной дороги протяжённостью около 25-30 км до Поздняково составит порядка 1 млрд. рублей, двупутной – 1,5 млрд. рублей. Но необходимость создания по пути в аэропорт моста может увеличить эту сумму в разы. Учитывая, что договорённостей с РЖД ещё нет, строительство ветки железной дороги остаётся под вопросом, полагают эксперты. Таким образом, будущий аэропорт может лишиться статуса хаба (министр транспорта Игорь Левитин заявлял, что для получения статуса хаба аэропорты должны иметь железнодорожное сообщение с городом. – «Конкурент»).

Стать хабом новому иркутскому аэродрому могут помешать и проблемы с созданием регионального авиаперевозчика, который базировался бы в Поздняково. На этой неделе авиакомпании «Интеравиа» – партнёру областной администрации по этому проекту – Росавиация запретила продавать билеты на рейсы с 26 октября 2008 года. Это произошло из-за большой задолженности «Интеравиа», говорится в сообщении на сайте ведомства. Глава Росавиации Евгений Бачурин потребовал в срок до 10 октября 2008 года предоставить информацию, касающуюся погашения задолженности перед поставщиками услуг. Росавиация опасается, что задолженность может повлечь остановку перевозок и невыполнение обязательств перед пассажирами. Уже в пятницу на сайте «Интеравиа» табло показывали, что абсолютно все рейсы компании задержаны.

Возникшие трудности вынудили «Интер-авиа» задержаться с разработкой бизнес-проекта региональной авиакомпании. Ранее планировалось передать документ властям Иркутской области к 1 октября. Однако, как сообщил «Конкуренту» генеральный директор «Интеравиа» Виктор Глошкин, бизнес-план предполагается передать только после 12 октября. Между тем министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Михаил Кручинин полагает, что ещё рано требовать с авиакомпании документы, но, в принципе, инвестор проекта может измениться. «Просто выберем другого партнёра», – отметил чиновник, но возможные кандидатуры не назвал. Строительство инфраструктуры и самого аэродрома планируется начать в 2010 году. Заработать в полную силу аэропорт сможет в 2016 году.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры