издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Первая проба бюджета

Областная казна на 2009 год может недосчитаться федеральных денег

«Большим шагом назад» уже назвали бюджет 2009 года эксперты. По прогнозам, на 3 млрд. рублей сократятся безвозмездные вливания из федерального бюджета. И это на фоне сокращения собственных доходов. Область вышла на третью строчку по объёмам бюджетного дефицита в СФО. А вот расходы в условиях грядущего макроэкономического кризиса пока оставлены в объёмах 2008 года, но региональный минфин уже предупреждает о том, что их придётся «резать».

Первая проба бюджета–2009 состоялась 30 октября на парламентской комиссии по контрольной деятельности. Доходы областной казны будущего года оцениваются региональным минфином в 61,8 млрд. рублей, сообщил и.о. главы департамента финансов администрации Иркутской области Алексей Зезуля. Это на 1,3 млрд. рублей больше, чем ожидаемое исполнение 2008 года. Собственные доходы составят 45,7 млрд. рублей (на 5 млрд. рублей больше, чем в нынешнем году).

Составлять бюджет в регионе, который пережил смену власти, завершил выборы и сейчас вплывает в макроэкономический кризис, – занятие не из лёгких. Вот уже несколько лет «Серому дому» не удаётся увязать плановые показатели с реальным исполнением бюджета. Они расходятся, как ветви параболы. По итогам 2007 года недобор по налогам составил 840 млн. рублей. Расхождения с плановыми показателями только по налогу на имущество тогда обнаружились в 3–5%. Однако эти проценты – мелочь по сравнению с тем, как можно вручную «поправить» бюджет. Если очень нужно. В прошлом году областная администрация, зная о налоговом «провале» в 840 млн. рублей, внесла «задним числом» изменения в план социально-экономического развития, увеличив фонд заработной платы на 613 млн. рублей.

В этом году игры с бюджетом будут скромнее – противостояния элит нет. Но интриги не менее впечатляют. К примеру, в документ закладывается 23-процентный рост тарифов на ЖКХ. Основание – письмо Федеральной службы по тарифам. А региональных нормативов до сих пор нет. «Плывут» и другие базовые показатели. К примеру, региональный минфин пока очень схематично представляет, что произойдёт с налогом на прибыль предприятий и организаций. Лучше всего ситуацию охарактеризовал депутат Андрей Швайкин: «При таком количестве неизвестных сложно говорить о каком-то планировании бюджета». Основные параметры бюджета верстались в сентябре. «Что будет сейчас, неизвестно. Последствия финансового кризиса не предсказуемы», – отметила аудитор Контрольно-счётной палаты Юлия Михтина.

Но и «докризисные» показатели бюджета пессимистичны. «Этот бюджет – большой шаг назад по сравнению с тем, что было», – считает заместитель председателя комиссии по контрольной деятельности Евгений Рульков. «Бюджет очень тяжёлый, – заявил «Конкуренту» заместитель председателя правления Байкалросбанка Павел Зорин. – В нём не предусмотрено финансирование нескольких областных программ и нет софинансирования ряда федеральных». Общий рост налоговых и неналоговых доходов по прогнозу областного минфина – 11%. Это меньше, чем аналогичный показатель 2008 года. Примерно на 500 млн. рублей снижаются сборы по налогу на прибыль предприятий и организаций (в целом плановые сборы по этому виду налога – 20,5 млрд. рублей). Около 470 млн. рублей бюджет следующего года потеряет из-за проигрыша в арбитражном суде Коршуновскому ГОКу (переплата налогов).

Сейчас Иркутская область находится на пятом месте в Сибирском федеральном округе (СФО) по темпу роста бюджетных доходов (примерно 17% в год). Однако это получилось благодаря крупным безвозмездным поступлениям последних лет. А федеральная финансовая волна, окатившая объединяющиеся регионы, уже сходит на нет. Для нашего региона этот срок – 2010 год. А Красноярский край прошёл «точку невозврата». Сейчас 11 субъектов СФО имеют положительную динамику роста доходов. И только Красноярский край – в минусе. Иркутской области тоже надо готовиться закрывать дыру «безвозмездности». А нечем. По данным КСП, по налоговым и неналоговым доходам темпы роста у нас значительно ниже, чем в других регионах СФО. В среднем по округу это 30–35%, в Иркутской области – около 14%.

А безвозмездные поступления, судя по всему, начнут падать уже в 2009-м. В этом году из федерального бюджета в область пришло 17 млрд. рублей. А в проекте нового бюджета – только 14 млрд. рублей. По данным Юлии Михтиной, федеральные субсидии региону уменьшились на 30%. При этом в федеральном бюджете на 70% увеличены средства для поддержки регионов. Алексей Зезуля призвал не паниковать, поскольку точная сумма поступлений из федерального центра неизвестна. Он сообщил, что Иркутская область в этом году в 2,5 раза увеличила объём своих заявок по федеральной адресной инвестиционной программе. По его мнению, это косвенный признак – регион может рассчитывать на увеличение московских вливаний. «Я не знаю, из каких составляющих сложилась сумма в 14 млрд. рублей, – заявил «Конкуренту» депутат Госдумы, первый заместитель председателя думского Комитета по бюджету и налогам Виталий Шуба. – Но могу сказать, что субвенции, направляемые в регион по делегированным полномочиям, придут на 100%. Я полагаю, не будет снижения и по субсидиям. И что сейчас известно точно – регион стал более активно участвовать в федеральных целевых программах. Это я говорю о тех направлениях, где будет безусловный рост. Об остальных судить не могу». Однако кризис может свести на нет надежды чиновников. Федерация, предчувствуя 2009 год, рекомендовала оставить бюджетные расходы в пределах обязательств 2008 года.

Предварительная сумма расходов областного бюджета – 66,8 млрд. рублей. Это только на один процент больше, чем в 2008 году. Для сравнения: при вёрстке бюджета на 2008 год финансисты прогнозировали увеличение на 3,3%. И Контрольно-счётная палата тогда заявила, что такой рост не покроет даже инфляции. Теперь инфляция «съест» не менее 6,9% расходной части – 4,5 млрд. рублей. Это при том, что бюджетополучатели подали максимальную за последние годы заявку – 80 млрд. рублей. С учётом дефицита областного бюджета расходы придётся «порезать», кратко пояснил Зезуля. Однако расшифровать этот пункт отказался, отметив лишь, что затраты на заработную плату предусмотрены в полном объёме с учётом повышения минимального размера оплаты труда до 4,3 тыс. рублей. При этом нет 6,8% роста зарплат госслужащих, не включены расходы на три областные целевые программы. По информации Евгения Рулькова, существенно снижены расходы на сельское хозяйство. «Судя по расчётам КСП, проект бюджета необъективен и не обеспечивает расходные обязательства не ниже прошлого года», – резюмировал Рульков.

Дефицит областной казны – 4,9 млрд. рублей (или 10,4%). По данным КСП, Иркутская область сейчас занимает третью строчку в СФО среди самых дефицитных регионов. Впереди только Новосибирская область и Республика Бурятия. 10,4% – это ниже дефицита 2008 года, который уже достиг 15,9%. По словам Алексея Зезули, структуру источников финансирования дефицита теперь придётся пересмотреть. Раньше власти хотели разместить областные долговые обязательства на сумму 8,4 млрд. рублей. «Вероятнее всего, привлечения по облигациям на следующий год будут уменьшены, – заявил Зезуля. – Мы хорошо осознаём, что в текущей финансовой ситуации большую маневренность обрели те субъекты, где госдолг ниже». Региональный долг за последние пять лет вырос в семь раз. По мнению Зезули, единственное, что сейчас достижимо, – заморозить его, выйдя на конец 2009 года с суммой 20,1 млрд. рублей, или 42% к объёмам областного бюджета. «20,1 млрд. рублей к концу 2009 года – это очень тревожно, – считает Павел Зорин. – Я уверен, что озвученная на бюджетном комитете новая политика – заимствование 6,5 млрд. рублей у коммерческих банков под высокие процентные ставки – это в корне неверно» (все эти кредиты придётся вернуть в 2009 и в 2010 годах). «Выход из ситуации с госдолгом, который очень высок, только один – нужна комплексная программа по его сокращению, – заявил Виталий Шуба. – И если регион мне предложит участие в такой программе, я готов сотрудничать».

Контрольная комиссия не сумела вынести никакого решения по проекту. Были перенесены с 31 октября на 12 ноября депутатские слушания по бюджету. Вопрос не вошёл в повестку сессии 1 ноября, первое чтение главный финансовый документ пройдёт только 18 ноября.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры