издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Имя для куклы

Выставка «Малый образ большого мира» в музейной студии областного краеведческого музея открывалась по-русски гостеприимно и широко. Научные сотрудники во главе с заведующей методико-информационным отделом Эмилией Муценек нарядились в старинные сарафаны, на плечи накинули шали, головы украсили кичками и поверх них затейливо повязали платки. Каждому входящему они говорили: «Добро пожаловать, гости дорогие!», подчёркивая тем самым особую атмосферу происходящего действа.

Тепло и уютно в музейной студии становилось ещё и потому, что выставка посвящалась игрушке детства – кукле, и не просто игровой, а кукле-оберегу, талисману, символу событий, празднуемых на Руси. Именно кукла возвещала о Рождестве – рождении Иисуса Христа, дне рождении ребёнка. Кукла олицетворяла нерасторжимость брачного союза мужчины и женщины и быстротечность бытия. Маленькая игрушка, изготовленная из палочек или скрученная из тряпиц, воплощала собой бытовую философию всего русского народа.

Не случайно организаторы выставки к её «малому образу» прибавили название «Кукла и философия семьи». Родилось оно благодаря Лидии Мельниковой, председателю Союза народных мастеров Прибайкалья, и Наталье Чебаковой, преподавателю Центра изобразительного искусства из Большого Луга. Историей рождения куклы, её миграции из российских губерний в Сибирь они занимаются давно, многие знания черпают в научных экспедициях по районам области.

Экспонаты, представленные в музейной студии, выполнены мастерицами по старинным технологиям; многие коллекции представил краеведческий музей, занимающийся сбором кукол со времён экспедиционных находок учёных Восточно-Сибирского географического общества. Отличие городской и деревенской куклы колоссально: первые поражают роскошью, вторые, как полевые цветы, скромны и непритязательны.

Объяснить, почему городские ребятишки играли куклами с фарфоровыми головками, наряженными в бальные платья и сюртуки, усаженными в интерьеры игровых комнат, повторяющих обстановку большого дома, нетрудно: городские жители покупали игрушки. Деревенские такую роскошь позволить себе не могли; и если плакало дитё, чтобы успокоить его, мама брала обыкновенную ложку, заворачивала её в тряпицу, и получалась настоящая кукла.

В куклы играли не только дети, взрослые относились к ним как к оберегу семьи, символу её благополучия. А начиналось всё с куклы «Мировое дерево». В старинных поверьях славян мир уподобляли дереву, корни которого символизировали подземное царство, ствол – мир живых людей, а крона – небеса. В легендах и сказаниях это дерево называли «мировым», могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.

Большое значение в создании семьи придавалось и изготовлению свадебного пирога, украшенного человеческими фигурками дружек и подружек. В его центре возвышалась берёзовая рогатина с изображениями жениха и невесты. Кукла изготавливалась без швов, «чтобы счастья не зашить». Подружки невесты зорко следили друг за другом при изготовлении кукол, не допуская, чтобы ритуальные фигурки отвернулись друг от друга: «Не любы будут друг другу».

Одними из самых главных кукол были «Свадебные неразлучники», в названии которых заложен главный смысл брачного союза – нерасторжимость. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали кукол жениха и невесты, чтобы они отводили на себя недобрые взгляды. Эта пара кукол несла глубокую символическую нагрузку, связанную с особенностью изготовления: лоскутки для них не стригли ножницами, не протыкали иглой – жизнь новобрачных должна быть цельной. Общая рука, красный цвет кукол, косой крест на груди невесты и кисточка у пояса – знаки зачатия и плодородия – всё указывало на то, ради чего молодожёны связываются друг с другом на всю жизнь. Женское и мужское начало соединялись в кукле в неделимое целое.

Ко всем календарным датам женщины в старину шили кукол. На Рождество, Масленицу, Пасху или Троицу появлялись в домах куколки – предвестники праздника. Были куклы «Вербницы», «Веснянки», «Санницы», «Колокольчик», «Коляда» и многие другие, символизирующие переход от зимы к весне и лету. Время года было знаком судьбы в жизни человека, его трудом и отдохновением от труда.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры