издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Птица-тройка

Около полутора лет назад телевизионная компания «НТВ» совершила настоящую провокацию против российского педагогического сообщества, а также против всей родительской общественности. В одном из документальных фильмов на всегда популярную в народе тему «богатые и знаменитые» крупным планом, можно сказать, во весь экран, были продемонстрированы школьные оценки Романа Аркадьевича Абрамовича. Оценка «тройка», политкорректно именуемая преподавателями оценкой «удовлетворительно», в ученических достижениях будущего знакового олигарха была даже не средним баллом, а, скажем так, потолком.

В одном из семейств, разумеется, не предупреждённых на тему того, что во время показа данного сюжета следовало бы удалить от экранов телевизоров детей, достигших возраста задавания самостоятельных вопросов, разыгралась замечательная сценка. «Папа, а зачем стараться хорошо учиться, если у Абрамовича вышло вот так?» – озадачил даровитый тинэйджер в принципе совершенно логичным вопросом отца, не подготовленного к подобному развороту педагогической проблематики.

«Ну, это… как бы… ну вот Ходорковский, говорят, хорошо учился в школе», – промямлил в ответ обескураженный папаша. Сынок посмотрел на семейного авторитета несколько свысока. «В целом ничем хорошим для него это не закончилось», – резюмировал вчерашний ребёнок и, гуманно предпочтя не развивать явно не выигрышную для родителя тему, отправился в дружескую компанию делиться сокровенной информацией.

Поневоле задумаешься над тем, насколько повезло советским педагогам в том, что Владимир Ильич Ленин, будучи ещё кудрявым Володей Ульяновым, очень прилично учился в гимназии и его оценки в аттестате не были подрисованы советскими пропагандистами. Его пример мог служить другим наукой, и не возникало поводов для провокационного вопрошания со стороны вечно ищущих слабых мест во взрослой картине мира школьников. Как человек, немного заставший школу времён Брежнева, партийного лидера, не демонстрировавшего высоких показателей в обучении, не могу не вспомнить, что тема школьных оценок «второго Ильича» не поднималась в воспитательном процессе. Ибо Ленин как бы решал все проблемы, подтверждая своими оценками бережно лелеемую педагогами всех обществ и эпох заповедь: хочешь хорошо жить – учись хорошо! Ну и не дерзи никому, конечно.

Между тем троечник, добившийся убедительного жизненного успеха, продемонстрировавший в реальной жизни чудеса конкурентоспособности и прочих социальных компетенций, может рассматриваться как интереснейший общественный или даже социально-психологический феномен. Любой педагог средней школы со стажем расскажет вам массу впечатляющих историй на эту тему. Про то, что вроде был ученичок с последней или предпоследней парты в учёбе звёзд с небосвода не хватал, перебивался с четвёрки на тройку, на олимпиады не выставлялся, похвальных грамот не получал, даже хулиганил помаленьку, а тут – минуло пять-десять лет, и вот вам пожалуйста: «Марьванна, можно я вас на своём «Мерседесе» до дома подвезу?».

Создаётся впечатление, что происходит вот что. Отличники с их назойливыми успехами в учёбе, от которых, кстати, они сами попадают в серьёзную психологическую зависимость, постепенно склоняются в сторону этакой житейской пассивности: мол, у нас одни пятёрки, и общество само должно приносить нам на блюдечке всё, что мы пожелаем, потому что этого заслужили. Хорошисты смиряются со своей ролью «вечно вторых» и не требуют и не ожидают большего. Двоечники привыкают к своей роли «изгоев», к тому, что на них все махнули рукой, что их никто не любит, что от них никто ничего не ждёт. И предпочитают коснеть и киснуть в положении лишних на любых праздниках жизни. И только троечники остаются неугомонными ребятами, неуклонно продолжающими биться за место под солнцем, и выталкивают за его пределы отличников, хорошистов, двоечников – короче, всех, кто не принадлежит к особой когорте учившихся на «удовлетворительно».

Был в моей преподавательской практике уникальный случай. Я объяснял всё вышеизложенное студентке, слегка пустившей слезу из-за только что полученной тройки. Мол, нет причин расстраиваться. Тройка – это на самом деле жизненный шанс, а не что-то унизительное. Троечники – это самые успешные в жизни люди. И приводил ей массу реальных примеров того, что тройка в аттестате сегодня – считай, что последняя модель BMV завтра. Ободрённая такими наставлениями девушка отправилась домой передавать их основное содержание вечно недовольным результатами её учёбы родителям, а получивший четвёрку студент, слышавший этот разговор, подошёл и на полном серьёзе попросил: «Вы не могли бы переправить мне четвёрку на тройку, я тоже хочу».

А вот не мог бы! Тройка – это дар судьбы, её нельзя выпросить у преподавателя, в отличие от более положительных оценок.

Живо представляю себе возможную процедуру гаданий троечника на школьном дневнике или зачётке. Гаданий в этаком «гоголевском» духе: «Тройка, птица-тройка, до каких жизненных высот поднимешь ты меня?».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры