издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Быть полезным – заводское предназначение

  • Автор: Снежана ДРОЗД, руководитель пресс-службы ОАО «Иркутский релейный завод»

В январе 1934 года руководство Восточно-Сибирского края поставило перед Всесоюзным аккумуляторным трестом вопрос о постройке в Иркутске нового элементного завода. И уже к 1935 году он должен был выпускать не менее десяти миллионов изделий в год. Задача имела ранг государственной важности и была исполнена. И неважным тогда было то, что производство разместили на базе кустарных мастерских, а в помещениях не было ни дверей, ни окон. Не хватало и рабочих рук, ведь Иркутск в то время считался отсталым в промышленном отношении. Поэтому к прессам встали крестьяне и молодёжь иркутских предместий. Графитовую крошку они мололи на ручных мельницах прямо на улице, запорашивая округу чёрной угольной пылью.

Почему таким срочным был вопрос создания этого завода? И почему местом его организации стал именно Иркутск? Официальные архивные документы и воспоминания заводских ветеранов связывают этот процесс с развитием телеграфной связи в нашем крае. В середине 19 века единственным средством связи с внешним миром в нашем городе была почта. Целый месяц шла сюда корреспонденция из столицы и ровно столько же – из Пекина и Амурского края. Между тем Сибирь являлась наиболее удобным путём для установления оперативной телеграфной линии между Западной Европой и Восточной Азией. И эта линия, конечно же, появилась и не миновала Иркутск. В 1863 году одна из датских фирм построила и обслуживала здесь первую телеграфную станцию.

После революции 1917 года «иркутские» датчане вынуждены были вернуться на родину. А надёжность и безупречная работа городского телеграфа покатилась под откос. И только к 30-м годам двадцатого века советская власть смогла заняться его восстановлением. Кстати, иркутские старожилы утверждают, что именно в это время опять же датские рабочие и инженеры строили в нашем городе какой-то особо секретный объект связи. И, скорее всего, именно для его технического обслуживания в 1934 году и потребовались гальванические элементы питания, для производства которых в ускоренно сжатые сроки был организован завод «Востсибэлемент». На правильность этой версии указывает и тот факт, что в штате его руководства долгое время находились воентехники Наркомата промышленности и специалисты Восточно-Сибирского краевого Управления связи.

Производство гальванических батарей просуществовало на заводе до 1946 года. С 1956 года предприятие специализируется уже исключительно на коммутационной технике. В 1963 году завод получил новое официальное название – Иркутский релейный завод. Пережив сложное время экономических реформ, переоценки ценностей и массовых переименований, он сумел сохранить не только имя, кадровый костяк, производственный профиль, но и свою военно-гражданскую специфику. До сегодняшнего дня демонстрирует он и свою принципиальную принадлежность к устройствам средств связи.

Сегодня ОАО «Иркутский релейный завод» – одно из старейших промышленных предприятий Иркутска. В январе 2009 года ему исполнилось 75 лет. И это событие стало знаменательным не только для его трудового коллектива – руководителей, специалистов, рабочих и ветеранов. В торжестве по случаю юбилея приняли участие многие авторитетные и уважаемые люди Иркутска – друзья, соратники и помощники предприятия. Те, кто считает поддержку и развитие регионального промышленного комплекса главным делом своей жизни. Те, кто хорошо знает специфику и проблемы стратегического производства. Те, кто ясно понимает государственную, экономическую и социальную важность подобных предприятий – как для города, так и страны в целом. В адрес ОАО «Иркутский релейный завод» и его генерального директора В.Н. Максименко поступили многочисленные поздравительные адреса с высокой оценкой трудовых заслуг коллектива и пожеланиями новых побед. Среди них поздравления от губернатора Иркутской области И.Э. Есиповского, и.о. мэра г. Иркутска Н.С. Хиценко, зам. мэра – председателя комитета по управлению Октябрьским откругом администрации г. Иркутска А.М. Алферьевского, начальника ФСБ России по Иркутской области генерал-майора С.Г. Старицына, военного комиссара Октябрьского и Правобережного административных округов  г. Иркутска полковника В.В. Головина, врио начальника 677 военного представителя Министерства обороны Российской Федерации А.М. Дмитрова, руководства предприятий-потребителей, поставщиков и др.

Принимая гостей, подарки и поздравления в день заводского юбилея, руководство ОАО «ИРЗ» особо подчёркивало, что нынешний юбилей – это не пафосное торжество. В первую очередь это хороший повод вспомнить историю предприятия, судьба которого связана с нашим городом долгие 75 лет, поблагодарить за труд заводчан – ветеранов и нынешних работников предприятия, и, конечно, оценить, как изменилось оно с последнего юбилея и каким будет через пять лет.

[/dme:i]

Стоит заметить, что это пред-приятие на протяжении всей своей истории остаётся для большинства иркутян малоизвестным и малопонятным. И этому есть объяснение. Этот завод больше привык к напряжённым трудовым будням, чем к долгим речам и широким праздникам. К тому же с первых дней своего рождения он является стратегическим – закрытым для посторонних режимным объектом. Плюс ко всему достаточно трудно на обывательском уровне оценить сложность и значимость выпускаемой здесь продукции. Что такое высокотехнологичная коммутационная техника? Однозначно, не свежий хлеб и вкусное масло, которое можно намазывать на тот самый хлеб каждый день и всем без исключения! А между тем иркутские реле «командуют» работой лифтов и космических спутников, холодильниками и башенными механизмами тяжёлых танков, дверями в автобусах и вектором тяги на современных истребителях. Фирменная заводская продукция – это герметизированные реле весом не более 15,5 грамма, переключатели, способные работать при температуре от +125 до -64 градусов Цельсия, комбинированные и ленточные соединители, обеспечивающие надёжность ядерного щита России – ракетных комплексов «Тополь-М» и «Булава».

В общем, это иркутское предприятие по-настоящему уникально. Оно обладает технологиями, которые оттачивались годами. Трудно представить, но, согласно технической документации, предельные отклонения размеров на некоторые детали, изготавливаемые на предприятии, составляют от 6 до 12 микрон. Это тысячные доли миллиметра. А на миниатюрных катушках заводских реле количество витков провода может доходить до 7 тысяч. При этом толщина самого провода составляет всего 0,06-0,032 миллиметра – размер рассечённого на пять частей волоса. С учётом этих требований и сложности оборудования на освоение технологических операций заводскому новичку требуется срок от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому главной ценностью на предприятии являются люди. Это они, заводчане разных поколений, своим напряжённым трудом и великим терпением с нуля и «голых стен» поднимали первое заводское производство. Это они ценой невероятных усилий обеспечивали план выпуска военной продукции в грозные годы Великой Отечественной. Это они в рекордные сроки проводили масштабные реконструкции и выводили предприятие в лидеры районных, областных и министерских соревнований.

«На заводе никогда не было легко!» – любят повторять его ветераны. И действительно, трудных времён и испытаний с лихвой выпадает на долю каждого заводского поколения. Нынешнему пришлось бороться за живучесть родного предприятия в сложнейших условиях экономических реформ и государственного переустройства. К 1994 году релейное производство перестало быть рентабельным. На заводе замолчали радио и телефоны, за долги были отключены вода и тепло. На участке намотки герметизированных реле вместо сотен работал один человек. Производственная деятельность выживала только за счёт коммерческих операций и аренды высвободившихся площадей. Но и тогда вопрос об остановке производства или ухода в иные сферы деятельности не поднимался. Напротив, активизировались работы над модернизацией традиционной продукции и расширением номенклатуры товаров народного потребления.

Вполне по силам оказалось заводчанам за предельно короткий срок освоить электроинструмент, мебельное производство, литьё одноразовой посуды и многое, многое другое. Попробовали они себя даже в работе с солнечным кремнием. Сегодня эти направления уже «списаны» в заводской архив. Однако тогда именно эта деятельность помогла предприятию удержаться на плаву и сохранить рабочие места. В определённой степени благодаря и тем наработкам сегодня это стратегическое предприятие предлагает своим потребителям товары, востребованные в коммунальном хозяйстве, строительстве, торговле и других сферах бизнеса. Это реанимационные тренажёры «Витим», изделия для шкафов управления и оборудования лифтовых шахт, урны для мусора, строительные хомуты и крепёжные системы для вентилируемых фасадов.

Хорошие наработки были сделаны в последние годы и на длительную перспективу. В интересах Министерства обороны планируется увеличение количества исполнений уже освоенных реле и разъёмов, модернизация переключателей ручного управления, освоение реле с повышенной степенью герметичности, а также ряда высокочастотных реле и соединителей. Под эти новые задачи предприятие усиленно работает над проблемой обновления основных фондов. Уже удалось провести техническое перевооружение сборочного производства герметизированных реле, выполнить реконструкцию испытательной базы и инструментального производства. В ближайших планах – обновление станочного парка механоштамповочного цеха и оборудования гальванического производства.

Интересной и насыщенной становится жизнь заводчан и вне рабочих смен. Например, только в 2008 году здесь прошли конкурсы профессионального мастерства за звание «Лучший по профессии» среди регулировщиков сборочного производства и прессовщиков. Впервые за последние двадцать лет удалось организовать творческие и спортивные состязания – конкурсы детского рисунка и стихов о заводе, шахматный и волейбольный турниры. И этому энергичному всплеску работоспособности и активности работников предприятия имеется объяснение. Долгое время осуществлению многих заводских планов мешала главная проблема ОАО «ИРЗ» – наличие задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, накопленной в период экономической нестабильности 90-х годов прошлого столетия. Она тормозила выработку стратегии его дальнейшего развития, негативно влияла на текущее положение экономики и, конечно, настроение людей. Именно она спровоцировала наглый рейдерский «налёт» на предприятие, когда лицам, желающим поживиться за счёт его имущества, удалось собрать достаточно серьёзный пакет акций предприятия и начать тяжбу с целью растаскивания и отторжения его мобилизационных площадей.

Очень серьёзной опасностью для жизнедеятельности завода в то время являлось и то, что параллельно с рейдерскими атаками многочисленные контролирующие госорганы буквально душили его бесконечными проверками и всевозможными штрафными санкциями. Работу по решению вопроса урегулирования этой задолженности коллектив Иркутского релейного завода вёл долгие 15 лет. И вот, наконец, 2008 год стал для неё переломным. 18 июля 2008 года премьер-министр Российской Федерации В.В. Путин подписал постановление правительства, которое предоставило ОАО «Иркутский релейный завод» возможность реструктуризировать этот долг. Ещё одним подарком к 75-летию стало для предприятия решение проблемы с пакетом акций, разными путями попавших в нечистые руки «бизнес-пираний». В настоящее время им владеет вполне легальная и адекватная структура, с которой у руководства предприятия выстраиваются открытые и деловые отношения. Их задача – увеличение капитализации ОАО «ИРЗ». Причём не с целью раскола его имущественного комплекса, а с целью увеличить ценность предприятия в целом, едином. Это и улучшение основных фондов, сооружений, оборудования. Это и поиск конструктивных идей в области производства.

Благополучное решение этих наболевших и самых острых для завода проблем, без сомнения, станет для него прекрасным импульсом к динамичному развитию и движению вперёд, поможет успешнее решать его насущные внутренние задачи – привлечение и закрепление на производстве молодых кадров, увеличение заработной платы, расширение возможностей заводского соцпакета. Своё будущее ОАО «Иркутский релейный завод» видит в удержании позиций профессионального и надёжного партнёра для потребителей его товаров и услуг, выполнении опытно-конструкторских разработок и научно-исследовательских работ. Техническая база, интеллект, профессиональный опыт и огромное желание приносить пользу городу, обществу и государству здесь имеются. А значит, в летописи этого старейшего и уважаемого предприятия обязательно появится ещё много новых страниц.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры