издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Месторождение денег

Губернатор нашёл, кто поможет северу Иркутской области

Самая холодная, самая огромная территория региона. «И самая нищая», – продолжают местные. Но перспективная, уверены власти. «Богом забытый край. Как в песне поётся, только самолётом можно долететь», – поделился впечатлениями Игорь Есиповский после поездки в Катангу. Вспомнить про район губернатор предложил нефтегазовым компаниям, которые хоть и не боги, но пополнить местный бюджет в силах. В среду на специальном совещании, проходившем в селе Ербогачён, Игорь Есиповский изложил схему взаимопомощи и своё понимание спонсорской помощи.

Вип-чартер

У регионального правительства с севером Иркутской области всё серьёзно. Это подтверждало как минимум число высокопоставленных чиновников, полетевших утром в среду в Катангский район. Возле трапа были замечены первый вице-премьер Сергей Сокол, заместитель председателя правительства Александр Моисеев, заместитель губернатора Сергей Кушнарёв и Ольга Гайкова, назначенная на должность министра природных ресурсов и экологии днём ранее. Среди присутствующих был и министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Михаил Кручинин, тоже получивший повышение на зампреда правительства, но уже на следующий день. От федеральных структур были глава Иркутскнедра Владимир Назарьев и руководитель Управления Росприроднадзора по Иркутской области Александр Поляков. Губернатора журналисты увидели позже. В самолёте Игорь Есиповский заглянул к пассажирам, поинтересовался, «всё ли нормально», и вместе с тяжёлой артиллерией в лице генерала Антонова скрылся в салоне бизнес-класса, если так вообще можно назвать несколько отдельных сидений в Ан-24.

По вип-меню чартера до села Ербогачён подавали, как выразилась стюардесса, «много всего»: «Попросили, чтобы были мясо, курица, рыба». В закусках числились также креветки, сёмга и красная икра. Постный завтрак никто не требовал. «Путешественникам можно», – улыбнулась бортпроводница. По прилёте стало ясно: разделять присутствующих сегодня будут не только «усиленные завтраки». Группа первых лиц области пересела на вертолёт Ми-8 и отбыла на Верхнечонское нефтегазовое месторождение.

Уроки ОБЖ

В здании районной администрации стало наконец понятно,  зачем в тот день власть собрала нефтяников в Катанге. В течение совещания руководителей нефтегазовых компаний, среди которых были генеральный директор ОАО «ВЧНГ» Игорь Рустамов, председатель совета директоров ООО «Иркутская нефтяная компания» Николай Буйнов и генеральный директор ООО НК «Дулисьма»  Юрий Мотовилов, настойчиво убеждали, что управление районом –  их «совместная работа» с областным правительством. Нынешняя спонсорская помощь в сумме 30 млн. рублей главу региона не устроила. «Когда богатый человек берёт на содержание балерину, это называется спонсорской помощью, – рассказал собравшимся Есиповский. – А когда здесь люди зарабатывают прибыль, но при этом, деликатно говоря, где-то что-то оптимизируют и пытаются сохранить моральное лицо – это плохие партнёрские отношения».

Тем временем журналистам вместе с Александром Моисеевым была предложена альтернативная программа. В виде коррекционной школы. На неё и остальные объекты у делегации было от нуля до пяти минут. По крайней мере, так значилось в программе. «Это должно нас сплотить», – решили представители прессы. После чего в компании главы Ербогачёнского МО Михаила Кузакова поехали по главной улице посёлка. Разумеется, имени Ленина. Традиционного памятника вождю здесь не оказалось. «Только если в виде снеговика», – пошутили коллеги. В селе даже в конце марта лежали метровые сугробы. «Самая северная столица Иркутской области, – представлял глава вверенную ему территорию. – Район большой – 6,7 млн. гектаров. Население – 2656 человек, из них 500 эвенков». Почти 85% населения работают в бюджетной сфере,  человек десять – на нефтегазовых месторождениях, посчитал Михаил Кузаков. «Кто же думал, что на бурового мастера надо было идти учиться. Сейчас бы жили – не тужили», – рассудил один из корреспондентов.

Александр Моисеев после пяти минут пребывания в коррекционной школе уже был готов признать, что в учреждении ему нравится: тепло и чисто, а персонал приветлив. Если бы не ученица Аня. В тот день она совершила стратегическую ошибку, перечеркнув, кажется, все старания директора Людмилы Волковой. Девочка ответила правильно на все формальные вопросы Моисеева: «Нравится здесь? Тепло? Хорошо кормят?». Но на нестандартных засыпалась. «А когда в последний раз конфету ела?» – «Давно». Тут же Моисеев припомнил, что в детстве очень любил получать в подарок под Новый год кулёк конфет. Фрукты Аня ела тоже продолжительное время назад. Впрочем, позже директор горячо убеждала нас, что на самом деле суточную норму в 112 рублей на ребёнка школа выполняет.

Меж тем, увлёкшись осмотром учреждения, чиновник устроил экзамен ОБЖ на месте. «Назовите действия в случае чрезвычайных ситуаций», –  обратился Моисеев к двум учительницам, стоявшим рядом. Преподаватели смутились, одна из них бойко ответила: «Посчитаю количество детей, выведу их на улицу, потом снова пересчитаю и позвоню в «скорую» и милицию». Присутствующие тут же предположили, что это была учитель математики, но Моисеев ответом вроде бы остался доволен. «Когда последний раз проводили тренировку по безопасности?» – прозвучал следующий вопрос. «В декабре 2008 года. Этого мало, недостаточно», – опередила реакцию зампреда директор.

«Пятиминутки» в детском саду, школе и больнице проходили по такому же сценарию. Александра Моисеева больше всего интересовали те самые вопросы, которыми он протестировал ещё ученицу Аню. На кухне детского сада зампред регионального правительства предложил поварам инновационный подход к еде: кормить детей непременно «мясом, супчиком и фруктами». Сейчас вместо этого у ребят бывают макароны, кашка и кофейный напиток.

«Если работа больницы будет зависеть от котельной, то грош цена такой медицине», – отрезал региональный чиновник в ответ на жалобы персонала местной больницы. «Попросите в котельную его зайти, пожалуйста, – шёпотом обращались к журналистам врачи и тут же спрашивали: – Вы тоже люди подневольные?» В средней школе вице-премьер остался доволен авторским курсом истории Катангского района и шестым «б», уникальным классом. «Прошлую четверть ребята закрыли без единой тройки!» – похвасталась завуч Надежда Гроздова. Но и тут гость нашёл, что улучшить. В комнате психологической разгрузки, по разумению Моисеева, в кувшине должен находиться кислородный коктейль. «Да, в моё время учителя и ученики вместе не отдыхали», – вздохнул он.

Меценатская помощь

На культурном блоке высокие гости смогли отдохнуть от проблем. Местный клуб порадовал новым актовым залом, где со дня на день начнутся киносеансы. Пока на сцене проходят концерты. В программке на двери значились номера с колоритными названиями: «Тройка оленей», «Хоровод с караваями» и «Русский народный хоровод «Ах, река Тунгуска». «Заметьте, ни одно кресло не сломано. А у нас на второй день посещений пишут «здесь был Вася», – восхитился Моисеев. «Надо пару ночных сеансов для старшеклассников провести, и у нас тоже будет», – откликнулись сопровождающие. Выставочный зал привлёк делегацию экспозицией вышивки и национальных эвенкийских нарядов. «Представляете, скоро здесь будут дискотеки устраивать, – сказала хореограф Екатерина Инёшина и показала на установки светомузыки. –  Мы и сами этого не хотим. Пол, стены – всё испортят».

Ербогачёнский музей  растрогал зампреда правительства Иркутской области. То ли приветствием на эвенкийском, то ли рассказом о писателе Вячеславе Шишкове, в чьём романе «Угрюм-река» описана, по легенде, Нижняя Тунгуска, а может, старинным патефоном, который заиграл песню про «дорогих гостей». Как бы то ни было, копилке музея – картонной коробке –  Александр Моисеев выделил средства из личного бюджета, о чём намекнул смотрителям перед уходом. Заинтригованные женщины признались, что надеются увидеть в коробке доллары. Впрочем, сумма пожертвования составила пятьсот рублей.

Большой балет

Интрига основной цели поездки сохранялась до возвращения губернатора и компании с Верхнечонского месторождения. Там, по свидетельству присутствовавших, они пробыли около 45 минут. «Всё сделано осознанно и с пониманием. Присутствует система качества, культура производства. Правительство области готово к диалогу и взаимопомощи», – передали журналистам слова Игоря Есиповского. Вопреки ожиданиям, окончательную договорённость с ТНК-ВР по конфликтному пакету акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз» губернатор так и не озвучил. Между тем на месторождении он встретился с управляющим директором по производству и технологиям ТНК-ВР Тимом Саммерсом. «Мы приближаемся к пониманию и разумному решению. Окончательно не договорились, потому что это зависит не только от нас. Вопрос пошире и позапутаннее», – сказал Есиповский.

В здании районной администрации стало наконец понятно, зачем в тот день власть собрала нефтяников в Катанге. В течение совещания руководителей нефтегазовых компаний, среди которых были генеральный директор ОАО «ВЧНГ» Игорь Рустамов, председатель совета директоров ООО «Иркутская нефтяная компания» Николай Буйнов и генеральный директор ООО НК «Дулисьма» Юрий Мотовилов, настойчиво убеждали, что управление районом – их «совместная работа» с областным правительством. Нынешняя спонсорская помощь в сумме 30 млн. рублей главу региона не устроила. «Когда богатый человек берёт на содержание балерину, это называется спонсорской помощью, – рассказал собравшимся Есиповский. – А когда здесь люди зарабатывают прибыль, но при этом, деликатно говоря, где-то что-то оптимизируют и пытаются сохранить моральное лицо – это плохие партнёрские отношения». Губернатор убедительно попросил Игоря Рустамова провести «консультации с подрядными организациями и обязательно составить перечень работ и услуг, которые они могут выполнить для района в рамках денег, выпадающих по налогам, в том числе на доходы физлиц».

Сколько было этих самолётов

Сценарий продолжения заседания был ясен. Нефтяникам наглядно показали, что району, дотационному на 85%, хоть и перспективному, приходится тяжело. Тут и угроза закрытия коррекционной школы, и старые котельные, и вымирающие эвенки. Под занавес мэр Катангского района Галина Головченко предложила компаниям «объединить усилия в реконструкции аэропорта Ербогачёна». Кроме зимника, авиация – пока единственный вид транспорта, доступный на этой территории. Слетать до Иркутска местным жителям обходится дороже, чем иркутянам до Москвы –  15 тысяч рублей за билет туда-обратно, при этом рейс выполняется раз в неделю.

Власти заверили население, что вскоре между поселениями, которые «разбросаны» по всему огромному району, будет установлено воздушное сообщение. По словам Михаила Кручинина, сейчас просчитываются варианты, на каком судне будет выгоднее выполнять рейсы. Чиновники не преминули напомнить собравшимся о проекте региональной авиакомпании, которую они намеревались создать вместе с «Интеравиа». На вопрос о том, кого возьмёт правительство взамен банкротящейся компании, Михаил Кручинин ответил: «Иди-иди давай», –  он повернул горячо интересовавшегося этой темой журналиста от будущего региональной авиации к её настоящему и легонько подтолкнул к трапу Ан-24.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры