издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Деньги на отпуск

Минфин сэкономил на счетах 3 млрд. рублей для бюджетников

Около 7 млрд. рублей – таков остаток средств на счетах областной казны в мае. При этом консолидированная кредиторская задолженность регионального и местных бюджетов достигла 7,7 млрд. рублей. С начала года просроченная кредиторка выросла в 19 раз и достигла 2 млрд. Перед минфином поставлена приоритетная задача – собрать 2 млрд. рублей на отпускные бюджетникам. Ситуация в регионе ничем не отличается от того, что происходит в целом в стране, считает один из собеседников «Конкурента». «Федеральный центр сильно обеспокоен возможной дестабилизацией обстановки на местах, – заявил он. – Бюджеты всех уровней режут всё, но только не зарплаты. Это прямое следствие неумения наладить качественное управление в территориях. Мы можем прийти к абсурдной ситуации, когда врачи будут приходить на работу, а лечить будет нечем – лекарств нет».

9,7 млрд. рублей – такова сумма предстоящего секвестирования областной казны, заявил в минувший вторник на комитете Заксобрания по бюджету заместитель министра финансов Иркутской области Алексей Зезуля. За первый квартал 2009 года доходы областного бюджета составили 14,4 млрд. рублей, отклонение к уровню прошлого года по областной казне – не менее 300 млн. рублей. Как сообщила глава Контрольно-счётной палаты Иркутской области Ирина Морохоева, налоговые и неналоговые доходы составляют 18% к плану года, безвозмездные поступления – 35%. При этом ожидается, что по итогам года сбор налога на прибыль не превысит 48%. Между тем идёт рост отчислений по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) на 13%. Хотя по итогам года ожидается падение на 5-6%, сообщил Алексей Зезуля.

Пока остаётся относительно стабильным федеральное финансирование. За три месяца нынешнего года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года оно не изменилось, отметила Ирина Морохоева. По данным КСП, за первый квартал из федерального бюджета поступило более 5 млрд. рублей при годовом плане 15,2 млрд. рублей.

Помощь из федерального центра не выросла, а вот  консолидированные доходы регионального бюджета упали на 22%, расходы пришлось уменьшить на 7,7%. По сравнению с прошлым годом расходы бюджета сократились на 850 млн. рублей. «Бюджет у нас социально ориентирован и точка», – в который раз поведал Алексей Зезуля. «Социалка» во всех формах и видах отнимает более 80% бюджета. Около 44% идут на межбюджетные перечисления (львиная доля тратится на социальные обязательства), на втором месте – зарплата (25%), на третьем – соцперечисления (12%).

В областной казне на 15% увеличены расходы на социальную политику. Однако это не означает, что бюджетники «жируют». К примеру, раздел «Здравоохранение, физкультура и спорт» потерял 28%. Минус 66% – по стационарной медицинской помощи. Это означает, что бесплатная койка в больнице человеку ещё положена, а еда, бельё и лекарства – уже под большим вопросом. Объёмы снижения – самые высокие по СФО, отметил депутат ЗС Гайдар Гайдаров.

Область загнана в тупиковую ситуацию. Уменьшая почти на 30% расходы на здравоохранение, чиновники минфина вынуждены закладывать рост в 29% на госуправление. Все эти деньги уйдут на госдолг. Регион занимает вторую строчку в СФО по величине госдолга (около 13 млрд. рублей). Это на 8 млрд. рублей выше среднего уровня по Сибири. При этом проценты по кредитам с прошлого года поднялись более чем в два раза. По словам Алексея Зезули, расходы на обслуживание госдолга пришлось увеличить на 87% (около 146 млн. рублей). «В течение этого квартала минфин вёл достаточно жёсткую политику по управлению кассовыми расходами, – сказал чиновник. – В результате мы с достаточно хорошими результатами пришли к 1 мая. И увеличение по долгу за этот период составило всего 300 млн. рублей». К концу года, со слов чиновника, «ожидается снижение» госдолга. Однако ситуация смешная. «В абсолютной величине долг уменьшится, – пообещал Алексей Зезуля. – Но поскольку мы по доходам ожидаем снижение, сам процент будет выше».

7,7 млрд. рублей – таков сейчас объём кредиторской задолженности консолидированной казны по данным на 1 апреля. Просроченная кредиторка области в первом квартале – более 2 млрд. рублей. По сравнению с прошлым годом она увеличилась в 19 раз. Область за первые три месяца имеет долг более 780 млн. рублей по ЖКХ, подрядам на строительство и оказанию услуг госучреждениям, резюмировала КСП. Львиная доля кредиторки – у местных бюджетов, заявил Алексей Зезуля. А вот удельный вес области в общем объёме кредиторки всё время снижается и сейчас составляет 25%. С начала года консолидированная задолженность выросла на 11%, причём муниципалитеты сумели нарастить 14%, тогда как областная казна – только 3,4%. «Что вы ставите себе в заслугу? То, что у муниципалитетов кредиторка выросла на 14%? – заявил депутат ЗС Александр Битаров. – Да у них просто денег нет ни на что, кроме зарплаты и ГСМ». Интересна статистика КСП: консолидированный бюджет исполнен за три месяца 2009 года с профицитом 4 млрд. рублей. При этом территории ушли в минус на 252 млн. рублей. И это только официально заявленные дефициты. Скрытые, по некоторым оценкам, достигают 200–300%. Кроме этого территории сумели накопить 1,2 млрд. рублей долгов по кредитам. Минфин уже заявил об их реструктуризации до 232 млн. рублей.

«Неоднократно говорилось, что для муниципалитетов будут введены какие-то стимулирующие вещи, – отметил глава бюджетного комитета ЗС Сергей Курилов. – Однако какое это будет стимулирование, в чём оно будет выражаться и когда наступит этот счастливый момент, неизвестно». Минфин предлагает подождать внесения нового варианта закона о межбюджетных трансфертах. Тогда станет ясно, какую форму примет «стимуляция». Однако тренд ясен уже сейчас: своих допдоходов у муниципалитетов не будет. Только по санкции субъекта. Минфин уже отказался от предложения ЗС об увеличении фонда финансовой поддержки территорий. Его переформируют в старых объёмах, выделив так называемый «стимулирующий фонд». По сути, организуется система вертикального управления – чем исправнее район выполняет инструкции минфина, тем больше шансов на доступ к фонду стимуляции.

«Серый дом» высказался против и по предложению Заксобрания передать на местный уровень сборы по налогам, взимаемым по упрощённой схеме налогообложения, и транспортному налогу. Финансисты умолчали о сборах по транспортному налогу, лишь упомянув, что они растут. С упрощёнкой можно было быть откровенными – с начала года она упала на 20%. Минфин заявил, что передавать эти налоги на местный уровень «нецелесообразно», поскольку 87% упрощёнки уходит в 9 территорий, а 74% транспортного налога – в 10. «Есть опасения, что налоги попадут в не самые бедные районы», – заметила одна из чиновниц минфина. Иные же формы «стимуляции» больше напоминают внешнее финансовое управление, отметил один из собеседников «Конкурента».

Сам же минфин ушёл в жёсткую экономию. Лимиты по зарплате для муниципалитетов не превышают 72%, а в январе на областных счетах осталось 2,7 млрд. рублей (1,4 млрд. из них – целевые). Более того, в апреле уже накопилось 6,9 млрд. рублей (3,6 млрд. рублей – целевые). «Я сейчас услышал про эти миллиардные остатки, а у нас в Нижнеудинском и Тайшетском районах в марте были долги по зарплате 20 млн. рублей. Как мне людям в глаза смотреть?» – заявил депутат Игорь Милостных. На что чиновники минфина посоветовали главам районов недобор по зарплатным лимитам пополнять за счёт экономии на ГСМ, отоплении и связи. «Интересная картинка получается: а как работать администрация будет без бензина, телефонов и отопления?» – поинтересовался Александр Битаров. «То, что мы экономим, не означает, что в областном бюджете существует избыточная ликвидность, просто мы затягиваем пояс», – заявил Алексей Зезуля. И пояснил, что нецелёвка, по его прогнозам, уйдёт на предстоящие выплаты отпускных бюджетникам. Однако именно такая политика может лишить область дополнительных средств из федерального бюджета. «Если мы добиваемся в федеральном Минфине какой-либо дополнительной помощи из бюджета, то нам скажут: «Да у вас на самом деле денег-то полно! А кроме того, у вас же кредиторов до чёртовой матери. Если на улице узнают, сколько денег в остатке висит на счетах, они начнут подавать в суды», – заявил Александр Битаров. Однако области, как старому банкроту, похоже, всё равно. Регион выступает ответчиком более  чем в 200 судебных делах по долгам.

«Федеральный центр сильно обеспокоен возможной дестабилизацией обстановки на местах, – считает политолог Алексей Мазур. – Бюджеты всех уровней режут всё, что угодно, но только не зарплаты. Наученные горьким опытом федералы стремятся лишить местные власти какой-либо возможности перенаправлять эти средства на другие цели. Мы можем прийти к абсурдной ситуации, когда врачи будут приходить на работу, а лечить будет нечем – лекарств нет». Впереди июнь, когда иркутскому минфину надо будет «без писка и визга», как выразился один из чиновников «Серого дома», отправить бюджетников в отпуск. Цена вопроса – два миллиарда рублей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры