издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Заявка на урожай

В Приангарье завершается посевная кампания

– Какая уборка? – ответил вопросом на вопрос Сергей Холодов, директор ОАО «Нива» Аларского района. – Дожди не позволяют хлеба обмолачивать. Караулим погоду.

Этот разговор проходил в начале сентября 2008 года. Проводился областной День поля, и ряд организаций, воспользовавшись мероприятием, выставили большое количество современной импортной техники для обозрения. Специалисты, руководители хозяйств, приехавшие из различных районов, смотрели, примерялись к ценам, но каждый из них сердцем был всё-таки дома, на своих нивах. С кем ни поведёшь разговор о жатве – один ответ: «Погода не даёт работать». Тем не менее хлеба удалось убрать в срок. И вот страда-2009. Связываюсь с сельхозотделом Аларского района.

– Какие полевые работы? В поле выехать не можем, дожди мешают, – почти слово в слово спустя восемь месяцев, точнее в середине мая, повторял фразы своего коллеги ведущий специалист отдела Анатолий Иванов.

А как оценивают ситуацию работники организации, которая призвана отслеживать погодные явления, прогнозировать и предупреждать о неблагоприятных переменах? К тому же дожди – это лишь одна из составляющих майской погоды. Есть и другая, очень настораживающая, – температурные колебания. Как их влияние оценивают метеорологи? Слово Владимиру Ивановичу Гонтарю, начальнику отдела агрометпрогнозов  Иркутскгидромета:

– Если говорить про майские дожди, то выпало в среднем 50–80 миллиметров осадков. Это полторы-три месячные нормы. Считаю, что совсем неплохо для земледельцев. Кратко о температурном режиме. Подводим сейчас итоги и пока можно сказать, что среднемесячная температура близка к многолетней. Но нынешнему маю присуще чередование резких, контрастных температур.

Для Восточной Сибири в этой контрастности нет ничего необычного. Другое дело, что при самом богатом воображении никак невозможно было предположить хорошие дожди в мае. А они вдруг без всяких прогнозов полили. Да так, что надолго остановили посевные работы. Так, на 21 мая земледельцы Осинского и Боханского районов план сева колосовых выполнили на 12–14%.

– Поля так развезло, что техника вязла, – рассказывает агроном Осинского сельхозотдела Пётр Букашеев. – Уж на что трактор «Кейс» мощный, имеет восемь широченных колёс, и тот застрял, кое-как вытащили.

Осинцы на начало июня свой план по севу колосовых выполнили на 81%, пшеницы – на 90%. Досевать придётся уже летом. А июньская посевная чревата поздним созреванием хлебов. Даже в лучшие времена, когда достаточно имелось уборочной техники и транспорта, когда каждое хозяйство держало наготове сушильные установки и цеха, что позволяло смело идти на раздельную уборку, всё равно поздние посевы попадали под заморозки, под снегопады.

Не намного лучше ситуация сложилась в Аларском районе. Зерновыми занято на начало лета 85% запланированных площадей, а пшеничкой – 97%.

– Задачу по севу колосовых выполним, во всяком случае, посеем не меньше, чем в прошлом году, а пшеницу больше не будем сеять, – делится планами Анатолий Иванов. – А зачем сеять её сейчас? У нас бурятские сорта (Селенга и Бурятская-79), которые обладают превосходными хлебопекарными качествами, но не отличаются особой скороспелостью. Перекрывать будем серыми хлебами, то есть ячменём и овсом.

Минувшие заморозки кое-где, наверное, скажутся на урожае. Но, как говорил раньше один из принципиальных сторонников раннего сева, баяндаевский агроном Андриан Петрович Мунгалов, если хлеба попадут под весенние заморозки, то это не такая уж большая беда, а вот когда по невызревшим нивам ударит мороз…

Да, нелегко даётся пшеничный колос восточносибирскому хлеборобу. Нынешний май в какой-то мере можно назвать аномальным, но каким окажется июнь? Что он принесёт? Вдруг над нашими полями пронесётся «монгол» и прольёт потоки влаги? («Монголом» хлеборобы называют циклон, который формируется в основном на территории соседнего государства и приносит обильные дожди. – Авт.) Можно было бы напомнить о других аномальных явлениях сибирской погоды, вспомнить, какой ущерб причинили они в предыдущие десятилетия. Но когда пытаешься сопоставить эти явления с аналогичными в западных странах, приходишь к неприятному выводу. Издержек от этих стихий там меньше. Почему? Да потому, что европейский фермер гораздо лучше обеспечен материальными и техническими ресурсами. Хотя и строго относится к нему государство, но в беде своего кормильца не оставит.

Вообще, майские дожди – это первая и серьёзнейшая заявка на урожай. Но давайте посмотрим на ситуацию трезво. Семенами высших репродукций засеяно слишком мало полей. Элитный посевной материал пошёл либо в кормушки свиньям, либо на размол. Сказалось отсутствие существенной поддержки местному семеноводству. В самих же хозяйствах в апреле половина посевного материала была некондиционной. А какой урожай можно получить от худого семени? Трудно понять, почему у нас в Иркутской области сложилась такая слабая поддержка химизации земледелия. На протяжении последних лет на гектар пашни вносится минеральных удобрений в пределах 11–12 килограммов действующего вещества, или в 40 раз меньше, чем в Голландии, Германии, Бельгии и т.д., то есть в странах, которые кормят Россию мясом и молокопродуктами.

Есть и достойные примеры текущей страды. Вовремя и с хорошим качеством посеяли хлеба СХОАО «Белореченское», СПК «Окинский», ООО «Наследие» и ОАО «Идеал» Аларского района, элитхоз ЗАО «Иркутские семена»… В этих хозяйствах надежды на добрый урожай по осени оправданны.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры