издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Молочная доля

Сельское хозяйство Приангарья «вывозят» на своих плечах крупные агрохолдинги

– Раньше мы были подсобным хозяйством Усольехимпрома, – рассказывает заведующая Кочериковской фермой Татьяна Волгина. – Обеспечивали рабочих свежим молоком, мясом, овощами. Специально теплицу построили. Химики заботились о нас, помогали с приобретением материально-технических ресурсов, удобрений. Имели тогда 280 коров и надаивали более 3 тонн молока в сутки. Ну а потом, когда на химпроме сменилось руководство, попали под сокращение. Случилось это в мае 2003 года.

Кочериково – деревня в Усольском районе, расположенная на границе с Черемховским. Когда-то Кочериково входило в состав крупнейшего совхоза «Мальтинский». Но в разгар перестройки состоятельные промышленные предприятия начали искать способы улучшения снабжения диетическим продуктами питания своих трудовых коллективов. В этом русле стали работать и усольские химики. Так появилось своё подсобное хозяйство. Судя по результатам, работало оно неплохо. В годы же рыночных реформ покатилась обратная волна. Предприятия стали отказываться от «непрофильных» активов. Иначе, как бедой, это не назовёшь, но о Кочериково можно сказать словами поговорки: «Не было бы счастья, да несчастье помогло», поскольку вскоре предприятие «подхватывает» СХОАО «Белореченское». Весной успевает провести посевную, заложить основы кормовой базы.

– Эти коровники возведены в рамках национального проекта «Ускоренное развитие АПК», – показывает на новые помещения Татьяна Волгина. – Телятник тоже построен по нацпроекту. Сейчас у нас 470 коров, ежедневно производим до восьми тонн молока.

Теперь Кочериково входит в ОП (отдельное производство) «Петровское», которое является составной частью Белореченского агрообъединения. Руководство «Белоречки» пошло на обновление и расширение местного дойного стада. Немало сегодняшних коров имеют волжские корни. Из Ивановской области завезён племенной скот. Отделение имеет приличное хлебное поле, кормовое. На фуражном дворе ещё лежат рулоны запрессованного сенажа, заготовленного прошлым летом.

Кстати, наш визит в Кочериково состоялся в конце мая, когда столбик термометра то падал резко вниз, то столь же стремительно поднимался. При таких перепадах травы не очень-то растут. Напомню, что даже в лучшие времена суточный надой накануне лета в 8–9 литров считался хорошим. А здесь чуть ли не вдвое больше доят.

Приятно сознавать, что ещё одну деревню спасло агрообъединение от разорения. Но вот какой парадокс: то село, которое пытается встать на ноги, страдает от нехватки кадров.

Два года назад «Восточно-Сибирская правда» рассказывала о восстановлении Герасимовского молочного комплекса. Был такой в некогда знаменитом колхозе имени Ленина Черемховского района. С ликвидацией колхозно-совхозной системы пришёл в упадок и наш бывший лидер. Его сосед и вечный соперник колхоз «Россия» (ныне ОП «Сибирь»), ранее других попавший в сферу внимания «Белоречки», не мог спокойно смотреть на развал некогда мощного производства. По инициативе директора «Сибири» Геннадия Ивановича Поляковского решили возродить комплекс, взять его под своё крыло. Сказано – сделано. Уйму денег затратили на восстановление порушенного, на закуп оборудования и скота. Но самым сложным оказался кадровый вопрос. Из нескольких деревень возят на работу доярок, скотников.

Кое-кто из белореченских специалистов поругивает Поляковского: на кой ляд сдалась, мол, тебе эта обуза? Но опытные аграрники должны помнить движение под лозунгом «Поле соседа – не чужое поле». На стыке двух эпох, позднего Хрущёва и раннего Брежнева, пропагандировался переход руководителей крепких колхозов и совхозов в слабые, отстающие. В реальной жизни это случалось не столь часто, но положительный эффект давало. Что-то подобное наблюдается и в практике Геннадия Ивановича. Не один год берёт он в аренду земли развалившегося совхоза «Ныгдинский» соседнего Аларского района. Затрачивает немалые средства для приведения их в порядок. И та пашня даёт много хлеба и кормов. Что касается Герасимовского комплекса, то суточный надой у неё пускай не самый высокий по агрообъединению – около 12 килограммов молока получали в конце мая, – но на областном уровне это хороший показатель. Ежесуточно вновь рождённый комплекс производит свыше 5,5 тонны молока. То есть ещё несколько лет назад Герасимово даже кружки молока не могло предложить горожанам, а сегодня обеспечивает ценным продуктом около семи тысяч человек, если исходить из официальных данных потребления молока и молокопродуктов.

Вполне возможно, грамотный читатель задастся вопросом: если, мол, только что возродившийся комплекс имеет весьма хорошую суточную продуктивность, то сколько же доят фермы-старожилы? Хорошо доят. Так, животноводы Табукской фермы ОП «Сибирь» даже на исходе весны надаивали по 23,5 килограмма молока от коровы. В Узком Лугу, который входит в состав ОП «Черемховское», – по 21,5 килограмма. Правда, фермы-рекордсменки – небольшие, там содержится 120–160 коров. Но при всём том эти коллективы выходят на европейский уровень молочной продуктивности в 7–7,5 тысячи килограммов на корову в год. Для Иркутской области результат прекрасный. Два десятилетия назад только ферма в Пивоварихе получала более чем пятитысячные надои.

В Белореченском агрообъединении есть и крупные фермы, результаты которых тоже впечатляют. Например, Петровская МТФ имеет свыше 400 коров и получает от каждой почти по 21 килограмму молока в сутки. Коллектив фермы в Паршевниково (ОП «Черемховское») обслуживает свыше 430 коров и доит почти по 20 литров. Несколько отстаёт от своих соседей ОП «Бельское». В мае суточный надой составлял 15,4 килограмма молока. Но здесь дойное стадо немалое – свыше тысячи голов. А главное – по сравнению с предыдущим годом надой на корову повысился на 2,5 килограмма. Это серьёзный рывок. В целом же по агрообъединению надаивают нынче на 1,1 килограмма молока больше, чем в минувшем году.

– У нас есть бурёнка, которая 12600 килограммов молока дала за лактацию, – говорит генеральный директор «Белоречки» Гавриил Франтенко. – Из Ивановской области тёлкой была завезена.

При наличии такой высокопродуктивной кормилицы полдеревни можно было бы не держать бурёнок. А если говорить конкретно, то при сложившейся норме потребления она одна поит молоком более 50 человек. Между тем ещё год–два назад рекордсменками на «Белоречке» считались коровы-десятитысячницы. И вот теперь новая вершина. Кстати, когда «Белоречка» начинала заниматься животноводством и принимала «убитые» хозяйства, лучшие бурёнки давали по 3–4 тысячи килограммов молока. Вскоре были закупленные племенные тёлки на знаменитой Боровской птицефабрике Тюменской области. С этого и началось обновление ферм. Скот закупали в Ленинградской, Ивановской, Екатеринбургской областях. Когда началась импортная «горячка», в соответствии с национальным проектом «Ускоренное развитие АПК» была предоставлена возможность приобретать импортный скот по лизингу при гашении процентных ставок по кредиту, кто только не заявлял о своём желании приобрести импортную живность. Однако «Белоречка» удержалась от этого соблазна.

– Нет у нас ни одной иммигрантки, – говорит Гавриил Франтенко. – И не будет. Покупать за границей коров – это выбрасывать деньги на ветер. Я часто бываю на Западе и знаю, что на отдельных площадках собирают выбракованный скот, а потом продают нам как высококачественный.

«Белоречка», стремясь внести свой вклад в решение молочной проблемы, выбрала наиболее разумные пути достижения цели. Она взялась за формирование высокопродуктивного стада за счёт закупа качественного племенного скота в пределах России. Опять-таки, здесь активно используют семя голландского быка-рекордсмена Олимпика, который имеет родителей с чрезвычайно высокими племенными достоинствами. Поэтому у заново формирующегося стада наполовину русское происхождение, наполовину голландское. Всего из других регионов завезено в агрообъединение около 2500 тёлок и нетелей.

В преддверии лета животноводы СХОАО «Белореченское» увеличили производство молока по сравнению с предыдущим годом на 9%, или на 7,2 тонны. Рост значительный. Это радует и… вызывает озабоченность. В Приангарье в лидерский ряд с «Белоречкой» во главе можно поставить  Иркутский масложиркомбинат, СПК «Окинский», ЗАО «Железнодорожник», «Большееланское» Усольского района и немногих других. А остальные? Пока наше сельское хозяйство «вывозят» иркутские агрохолдинги. Остальные сельхозпредприятия находятся в тяжелейшем состоянии. И, как правило, не по своей вине.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры