издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Поэзия обыденного

  • Автор: Алёна ВОРОТНИКОВА, научный сотрудник Иркутского художественного музея

Иркутский художественный музей имени Сукачёва обладает значительной частью произведений Владимира Гавриловича Казанцева (1849–1903), талантливого русского пейзажиста 80-90-х годов XIX века: 15 живописными полотнами и двумя акварелями. До настоящего времени известны немногие его произведения, хранящиеся в Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Полтаве.

Среди иркутских произведений В. Казанцева первая его картина «На полустанке. Утро на Уральской железной дороге» (1891) появилась в Иркутске в 1890-е годы в картинной галерее коллекционера и мецената В.П. Сукачёва, который, по всей вероятности, приобрел её на академической выставке в Петербурге. Ещё 16 его работ, поступивших в музей в 1920 году, составляют основу знаменитой «уральской коллекции семьи Казанцевых, конфискованной у Вишневецкого» (запись в музейной книге поступлений).

Владимир Казанцев относится к числу несправедливо забытых художников, без которых история русского искусства представляется далеко не полной. Сведения о нём носят отрывочный характер.

Родился художник на Урале, в Екатеринбурге, в семье золотопромышленника Г.Ф. Казанцева. Усадьба Казанцевых сохранилась до настоящего времени. В иркутской коллекции есть небольшая картина «Сад в дожде», на которой изображён угол каменного трёхэтажного особняка с балконом, обвитый зеленью и окружённый цветущей клумбой.

Казанцевы появились на Урале до основания Екатеринбурга (1723), а к концу 18 века они уже стали обладателями солидных капиталов. Дед будущего художника Фома Федотович был крупнейшим салоторговцем, в течение шести лет являлся городским головой Екатеринбурга. Он один из первых застолбил выгодные участки обнаруженного в Сибири золота и вскоре стал первым в ряду российских золотопромышленников. Отец художника, Гаврила Фомич, владел уже десятком золотых приисков. Как и во всех больших городах Сибири, молодое поколение купцов Казанцевых, к которому относился будущий художник, устремлялось в столичные университеты за высшим образованием. Родные братья Гаврила Гаврилович и Владимир Гаврилович числись уже не купцами, а «потомственными почётными гражданами».

Владимир по окончании курса в местной гимназии учился в Московском университете на юридическом факультете, который окончил в 1870 году. С 1871 по 1874 год он состоит кандидатом на должность судебного следователя в Перми, затем живёт в родном Екатеринбурге. В 1880-м Казанцев решительно меняет свою судьбу, поступив в Петербургскую академию вольноприходящим учеником. Руководителем пейзажного класса, в котором занимался Казанцев, был М. Клодт, влияние которого отчётливо прослеживается в творчестве художника, особенно в эпических произведениях. Его непосредственный педагог – профессор пейзажной живописи В. Орловский, автор академических пейзажей с жанровыми мотивами.

Творческий путь художника длится два десятилетия – 1880–1890-е годы. Но за это время В. Казанцев написал живописные полотна и этюды, акварели, которые проникнуты его мыслями, чувствами и на которых запечатлены разные уголки России – от Карелии до Чёрного моря и Урала.

В 1880–1890-е годы Казанцев создаёт целый ряд небольших пейзажей, подкупающих простотой сюжетов (уголок парка, заросшая аллея, пейзаж с тихой рекой) и тонким поэтическим звучанием.

1880-е годы, если судить по немногим сохранившимся произведениям, – наиболее плодотворный период творчества В. Казанцева. В коллекции иркутского музея более 10 работ этого времени. Среди них пейзажи его ученического периода («Пейзаж с рекой», 1881; «Лесная дорога», 1882), в которых чувствуется творческое «я» художника как лирика. С этого времени все написанные произведения В. Казанцева экспонировались на академических выставках.

Путешествуя по городам России, художник изучает природу севера, юга, средней полосы и вновь возвращается на родину – на Урал. Ему посвящён целый ряд работ В. Казанцева: «На Урале», «Скалистый берег», «На реке», а также картина «На полустанке» («Зимнее утро на Урале

ж. дор.» – так она значится в каталоге В. Сукачёва). Пейзаж был написан в 1890-е годы, в этот период Казанцев получает звание художника 1-й степени, а через некоторое время – звание академика.

Картина «На полустанке» продолжает серию видовых пейзажей 1880-х годов, хотя сам сюжет и колористическое решение выделяют её среди всех произведений художника. На сравнительно небольшом полотне Казанцев сумел создать ощущение бескрайних зимних просторов своей малой родины. Светлый фон высокого неба и узкой полоски снега словно прорезан железнодорожными рельсами, убегающими влево от зрителя. На втором плане изображены готовый к отправке пассажирский состав, станционная будка, строения, маленькие фигурки людей.

Возможно, это один из первых индустриальных пейзажей XIX в. К концу 50-х годов XIX в. относятся первые проекты о проведении железных дорог через всю Сибирь до Великого океана. Проекты по строительству Уральской железной дороги были предприняты в интересах, главным образом, уральской горнозаводской промышленности. В связи с этим в начале 70-х годов была командирована на Урал особая правительственная комиссия для выяснения на месте направления дороги, наиболее соответствующего нуждам уральской горнозаводской промышленности и cибирского транзита. В 1878 году была открыта Уральская дорога (от Перми до Екатеринбурга).

Не случайно именно это полотно приобрёл в Петербурге иркутянин В. Сукачёв, мечтавший, как и все его земляки, о железной дороге для родного города. В Иркутск первый поезд пришёл лишь в 1898 году. А предложение о строительстве железной дороги от Урала до Забайкалья было высказано в 1886-м генерал-губернатором Восточной Сибири А.П. Игнатьевым.

Последние годы жизни (с 1896 года) В. Казанцев постоянно живёт в Полтаве, где и были написаны его последние произведения.

В. Казанцев был членом нескольких художественных объединений. Как живописца и акварелиста его можно отнести к той плеяде цельных русских пейзажистов, которым на протяжении всего творческого пути удалось сохранить в этом жанре гармонический образ русской природы и народного чувства в ней, поэзию обыденного. Вместе с тем его произведениям не чужды романтические мотивы, окрашивающие даже его эпические композиции, а также тонкая лирика, звучащая в его камерных пейзажах.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер