издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В бой идут одни старики

70% жалоб властям поступает от пенсионеров

Июль – пиковый месяц по количеству жалоб от жителей Иркутской области, поступающих в региональный отдел по работе с обращениями граждан: их число увеличилось в два-три раза. Люди стремились пожаловаться новому областному руководству. Народные претензии из года в год одни и те же: жилищный вопрос, проблемы соцобслуживания, безработицы и выплаты зарплаты. Однако всплеск интереса не перекрыл тренд последних лет по ощутимому снижению количества людей, решивших обратиться за помощью к представителям власти.

В отделе по работе с обращениями граждан управления губернатора и правительства Иркутской области по региональной политике только недавно спал ажиотаж, и количество заявлений, поступающих от жителей, с пикового 140-180 в день стало приближаться к обычным 40-60. Рост начался с конца июня. «В область пришло новое руководство, естественно, люди посчитали, что нужно рассказать о своих проблемах, может быть, что-нибудь изменится», – поясняет начальник службы Людмила Егорова. По данным службы, чаще всего основная часть писем поступает от жителей областного центра, на втором месте – Ангарск, на третьем –  Братск, следом – Усолье-Сибирское и Черемхово. Из районов активней всего ведут себя жители Черемховского, Иркутского, Нижнеилимского, Братского и Тайшетского районов.

Жители Приангарья жалуются и в Иркутскую региональную общественную приёмную руководителя «Единой России» Владимира Путина, открывшуюся год назад. В месяц туда поступает свыше пятисот обращений, говорит сотрудница приёмной Евгения Захарченко.

Больше всего граждан Иркутской области волнуют вопросы жилья и ЖКХ – как в прошлом, так и в этом году примерно треть обращений в оба ведомства посвящены этим темам. Недалеко от жилищного вопроса находятся проблемы социального обеспечения, обслуживания, страхования и здравоохранения – 22% от всех обращений. 15% досталось вопросам рынка труда и выплаты зарплаты. В июне этого года в топе жалоб Владимиру Путину проблемам задержки жалованья, увольнений и безработицы досталось уже «серебро». Соцобеспечение оказалось на третьем месте, поделив его с проблемами предоставления ссуд, субсидий и кредитов населению, взаимоотношений вкладчиков и финансовых организаций и с вопросами о приватизации квартир.

По словам Евгении Захарченко, с прошлого года заметно увеличилось количество обращений вкладчиков различных фондов и кооперативов. «Приходили мама с дочерью, последняя рассказала, что продала свою квартиру и мамин дом, решив пожить в общежитии, а деньги вложить в один из фондов. В итоге фонд лопнул, а договор с общежитием подписан только на два года, – рассказывает Захарченко. – Со слов женщин,  среди вкладчиков есть два активиста, которые, защищая их интересы, пишут письма в различные инстанции. Но другие клиенты фонда писем не видят, зато регулярно сдают деньги, чтобы содержать офис в центре города. Я говорю: «Вы такие добрые, квитанций не берёте, чему вы верите?».  

В то же время, по информации из приёмной Путина, граждан Иркутской области мало интересуют вопросы науки, культуры, информации, спорта, проблемы экологии и природопользования, нюансы международной политики и сотрудничества и принципы деятельности партии «Единая Россия».

Случаются необычные просьбы. Евгения Захарченко рассказала о случае, когда мужчина хотел, чтобы ему помогли опубликовать его трактат о «нестандартных способах оздоровления нации», детали которых в приёмной не стали озвучивать. «Принёс сто экземпляров довольно объёмной брошюры, просил направить в Москву и напечатать. Но мы не коммерческая организация», – сообщила Захарченко. Ещё один посетитель предложил состав по обработке тротуаров и дорог в зимний период для предотвращения образования льда. «Мы направили предложение в инстанции, занимающиеся научными разработками, – а вдруг это действительно открытие», – сказала Захарченко.

Самые частые посетители приёмных губернатора и председателя «ЕР» – пенсионеры. По оценке Захарченко, это 60-70% посетителей. «Люди среднего возраста могут войти в Интернет и найти там нужную информацию, а большинство пенсионеров – нет, поэтому зачастую они просто приходят посоветоваться», – говорит она. По словам Егоровой, среди пенсионеров, пришедших с обращением в правительство региона, основная часть – участники ВОВ. «Хотят получить жильё или машину «Ока». Один ветеран с начала года действительно получил жильё. Бывает, просят материальной помощи: на лекарства не хватает или на протез», – поясняет она.  На втором месте – инвалиды разных групп, после – сироты, затем – малообеспеченные и многодетные семьи, говорит Егорова.  Молодые люди 20-30 лет довольно редко идут жаловаться власти. «Те, кто ещё не вошёл во взрослую жизнь – не родил детей, не женился, – не ощущают серьёзных проблем, – считает Евгения Захарченко. – Студенты обычно приходят только по вопросам трудоустройства на лето. Начинают обращаться молодые мамы, у которых возникают проблемы с оформлением льгот и материнского капитала. Но таких в Иркутске тоже немного, больше в сельской местности».

Обращение к власти – способ спорный, но иногда действенный. И Егорова, и Захарченко признаются, что «на самом деле положительных решений немного». Например, только 25% обращений в общественную приёмную Путина рассмотрено в этом году положительно, и по 49% запросов дана консультация. Из 4779 обращений нынешнего года в администрацию области удовлетворено 425. «Некоторые запросы невыполнимы – просто нет таких законов», – объясняет Захарченко. По словам Егоровой, властям для решения проблем не хватает денег. И в ближайшее время не хватит. Из информации отчёта службы по работе с населением президенту РФ от 30 января этого года ясно, что «финансирование на 2008 – 2010 годы позволит решить жилищные проблемы только 7% всех очередников-северян и 40% очередников категории «инвалиды 1 и 2 групп». До категорий «пенсионеры» и «работающие граждане» очередь не дойдёт».

Между тем количество жалоб в службу по работе с обращениями ежегодно снижается: так, в 2006 году их было 9254, в 2007-м – 8151, а в прошлом – 7666. Людмила Егорова утверждает, что тренд в этом году изменится: сейчас в службу поступило около 4800 жалоб. Но председатель комиссии по вопросам законности, правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов Вооружённых сил Общественной палаты области Сергей Босхолов считает, что у населения снижается уровень доверия к власти. «Людей из одной службы направляют в другую, и случается, что обращение оказывается в той же инстанции, на которую жалуются, – говорит он. – А дальше работает «сарафанное радио»: люди рассказывают знакомым, мол, я к самому губернатору обращался, а результата нет».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры