издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Персона месяца: Александр Смирнов

Персоной августа мы выбрали ректора Иркутского государственного университета

В августе ректор Иркутского госуниверситета Александр Ильич Смирнов празднует день рождения. А нынче отметил не просто годовщину – золотой юбилей. Ему исполнилось шестьдесят. Возраст полновесного расцвета личности, больших свершений и новых масштабных надежд. Хорошие подарки преподнесла ему жизнь. Август – вообще месяц очень значимый в вузовском календаре. Может быть, самый значимый. В эти дни идёт зачисление новых студентов. Несмотря на тревожный демографический спад, старейший университет за Уралом успешно провёл бюджетный набор и, похоже, благополучно зачислит новых питомцев по коммерческому набору. Это, конечно, не может не радовать Александра Ильича, который вот уже двенадцать лет держит штурвал университетского корабля. Ведь он всегда главным действующим лицом вузовской мистерии считал именно студента. Аудитории пополнятся вчерашними школярами, бескрайнему миру фундаментальных знаний распахнутся сотни пытливых глаз!

Александр Смирнов. Выпускник Иркутского государственного университета. Будучи студентом, играл за волейбольную и баскетбольную сборные родного вуза на универсиадах, не раз брал призовые места в соревнованиях по настольному теннису. Вместе с известным адвокатом и писателем Марком Крутером становился чемпионом области в парном зачёте. Мастер спорта. Доктор химических наук, профессор. Лауреат премии Правительства России в области образования. Автор серьёзных разработок в создании эффективных лекарственных препаратов для применения в хирургии и онкологии. Долгие годы занимал проректорские посты в Аlma mater, с 1997 года возглавил ректорат. Женат. Вырастил двух дочерей, пестует внука и внучку. Годы студенчества считает самыми счастливыми в жизни. И делает всё возможное, чтобы и нынешним студентам они запомнились как самые яркие и плодо-творные.   

– Радует ещё и то, что мы из года в год встречаем именно своего, не случайного, абитуриента, – говорит ректор. – Приходят ребята, которые осознанно выбирают профессию. Те, что не мечутся между двумя или тремя вузами. У нас, как правило, прошедшие по конкурсу не забирают документов. Разве что когда поступают в МГУ. Но в таком случае и уступить не зазорно. Хотя не всегда мы уступаем Московскому университету. Вот, к примеру, выбирая партнёра для международного проекта научно-образовательного центра, американцы предпочли наш университет. НОЦ «Байкал» сегодня широко известен как интеграционный плацдарм изучения геоэкологии. Он занимается исследованием крупных экосистем на примере озера Байкал. В этом проекте задействованы академические силы региона: институты геохимии, земной коры, динамики систем и теории управления Сибирского отделения РАН.

Также на базе нашего вуза создан институт Конфуция. Это передовой учебный центр, рождённый совместно со специалистами Ляонинского университета в Шеньяне, где наши студенты изучают китайский язык и экономику. Наши связи с миром постоянно ширятся. Недавно мы заложили основу сотрудничества с южнокорейским Квандонгским университетом в городе Каннын. Сегодня студент ИГУ может наряду с европейским языком изучить один из восточных, а может и получить вместе с отечественным иностранный диплом. Для этого надо пройти обучение в течение трёх семестров в Китае, Южной Корее или Японии. Такие возможности имеются. Учитывая развивающиеся связи нашей области со странами Тихоокеанского региона, думаю, перспективы такого образования трудно переоценить.  Стараемся идти в ногу со временем. И это заслуженно признано.

Агентство независимых исследований «Рейтор» провело глобальный рейтинг университетов. Наш Иркутский государственный университет вошёл в число пятисот лучших в мире. Московский университет имени Ломоносова занял 186 место, а наш зачислен в первые четыре сотни. Первыми из вузов России мы получили приглашение войти в образовательную ассоциацию университетов Восточной Азии, куда входят университеты Кореи, Китая и Японии.

– Достойная честь для провинциального университета.

– Не стоит забывать, что наш ИГУ – старейший в восточной части отечества. Нам же в прошлом году девяносто лет минуло! Старше только Томский, основанный ещё как императорский университет. Это и ко многому обязывает. Заложенный в 1918 году, ИГУ стал первым вузом в Сибири и на Дальнем Востоке. За долгие годы создана крепкая фундаментальная школа.

– Кстати, по поводу рейтинга «Рейтор» в Интернете возникла полемика. Говорят, что довольно условно можно сравнивать вузы с разным историческим прошлым и образовательным статусом. Ещё говорят, что «не в рейтинге счастье студента». Вы бывали в самых разных университетах мира: и в европейских, и в американских, и в азиатских. Как Вам кажется, наш ИГУ всё-таки отличается каким-то особенным духом?

– Мне кажется, да. И я всегда ловлю себя на мысли, что у нас всё-таки лучше. Что студенты наши чувствуют себя в стенах родного вуза как-то, ну, если не совсем как дома, то всё же свободнее и теплее, чем ребята в заграничных университетах. Как-то раскованнее, вольготнее. И преподаватели наши демократичнее, на мой взгляд. Всегда можно подойти к ним, посоветоваться, проконсультироваться. Вы сами учились, помните, наверное, какие у вас были педагоги.

– Замечательные, в самом деле. Подвижники своих дисциплин и настоящие старшие товарищи. Достаточно одного только Леонида Степановича Любимова вспомнить добрым словом. Сколько он нам отдавал! Да и разве он один…

–  Вся моя жизнь связана с университетом, с тех пор как в 1966 году ступил на порог химического факультета в день открытых дверей. И вот идут годы, а эта замечательная преподавательская традиция – по-настоящему любить науку и любить студентов – не растратилась, никуда не ушла. Потому и работается в радость с такой надёжной командой.

– Университет развивается, прирастает новыми международными и научными связями. Сегодня в его плеяде пять институтов и десять факультетов. Как Вам удаётся руководить таким большим хозяйством? Как строится Ваш рабочий день?

– Всё начинается с прозы. Вот, видите, главная бумажка на столе: «Смета расходов». Ничего не поделаешь, это базис. Хотя и мало в этом романтики. Нас порой могут упрекнуть, что мы не строим новых корпусов и общежитий. Мало строим жилья. Рады бы больше. Но средства не позволяют. У нас ведь на балансе здания ещё дореволюционной постройки. Очень много поглощает капитальный ремонт. В первом корпусе понадобилось менять полы. Так что это были за полы? Настоящие лиственничные стволы! Но и таким брёвнам когда-то приходит конец. Прогнили. Пришлось всё это убирать, прокладывать железные балки, практически вести новое строительство. А журнальный фонд на Пятой армии? Стали ремонтировать – обнаружили, что в тамошних подвалах, по всей вероятности, находился СМЕРШ: там всё в кафеле. У нашего вуза такая богатейшая история! И легенд не счесть. Есть предположение, что от Тихвинской площади к институту благородных девиц (это наш математический корпус), а потом и до художественного музея были прорыты подземные туннели. Правда, наш знаменитый археолог Герман Иванович Медведев ничего об этом не говорит… Но кто знает…

– Александр Ильич, Вы всё-таки романтик, несмотря на все прозаические хлопоты! Что Вы думаете о падении образовательного уровня в России, о котором так много говорят юмористы?

– На то они и юмористы. Я не считаю, что у нас катастрофически мельчает молодёжь, не согласен, что выросли, мол, ребята с клиповым сознанием, которых ничего не интересует, кроме ночных клубов и попсовой музыки. Нас когда-то тоже поругивали за увлечение группой «Битлз». У всякого поколения свои болезни роста. А мыслящих молодых людей и девушек не становится меньше. Я вижу, как увлечённо и азартно учатся наши студенты. Как стремятся ребята к знаниям, к личностному и профессиональному росту.  Поэтому нужно всячески стараться расширить для них образовательные возможности. Года три назад вновь начала возрождаться традиция содействия трудоустройству выпускников. Но, к сожалению, пока эта тема движется вяло. Трудно найти заинтересованные в специалистах предприятия, трудно убедить банки в выдаче образовательных кредитов. Но хотя бы с малого надо начинать. Мне кажется, нельзя подходить к высшей школе с чисто коммерческих позиций. Если поставить её на коммерческие рельсы, многие вузы вообще не смогут выжить. Но что ещё страшнее – доступ к дипломам будет отрезан для многих светлых голов. Для университета такой путь развития совершенно неприемлем. Наши двери всегда должны быть открыты для юных талантов и дарований, невзирая на имущественный ценз. Никто не спорит: коммерческий студент для нас дорог и желанен, это, что называется, насущный хлеб. Но ведь не хлебом единым… Педагогика вообще по природе своей далека от торгашества и стяжательства. Недаром символом её всегда считался пеликан, по преданию кормящий птенцов кровью своего сердца. Не продажное это ремесло. Это призвание.

– Вы столько лет в образовании. Наверное, знаете главный секрет этого благородного труда?

– А он совсем простой, секрет-то. Моя малограмотная бабушка отлично им владела. Представьте себе, что я учиться начал в первом классе на одни сплошные двойки!

– Не могу поверить.

– Чистая правда. И тогда за меня взялась бабушка, у которой было восемь классов образования. Я каких-то методических тонкостей уже и не припомню. Наверное, всё шло в ход: и кнут, и пряник. Но окончил я первый класс примерным отличником. Как-то сумела она меня поставить в нужную колею. С тех пор я всегда учился успешно, а главное – с горячим желанием. Родителям уже не приходилось меня контролировать или подгонять. А главный бабушкин секрет, наверное, в том заключался, что просто любила она меня. Это, в общем, давняя, фундаментальная истина. Любить надо своё дело, людей, которым несёшь свет знаний. Без этого нельзя. Особенно в университете, сам дух которого призван воспитывать людей широко и творчески мыслящих, прогрессивных, по-настоящему интеллигентных. На сегодняшний день Иркутскому университету это удаётся. И это дороже всех глобальных рейтингов, всех научных регалий.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры