издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорога к океану

Трансконтинентальная магистраль Чита–Хабаровск («Амур») вступит в строй в 2010 году

О наступившей осени сегодня напоминают не только желтеющие листья на обочинах и первые заморозки, но и красные ленты на сером полотне автомобильных магистралей. Для дорожников пришло время сдачи построенных и отремонтированных объектов в эксплуатацию.

Сезон сдачи открыли дорожники ЗАО «Труд» на одной из самых масштабных и престижных строек страны – автомобильной магистрали Чита – Хабаровск («Амур»). В торжествах, посвящённых первому в 2009 году вводу в эксплуатацию объектов дорожного строительства, приняли участие вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов, губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин, заместитель министра транспорта РФ Олег Белозёров, руководитель Федерального дорожного агентства Росавтодора Анатолий Чабунин, руководитель дирекции ГУ ДСД «Дальний Восток» Владимир Швецов, генеральный директор ЗАО «Труд» Сергей Тен, другие руководители подрядных и проектных организаций, участвующих в строительстве магистрали.

Новостройки, подобные «Амуру», в России можно пересчитать на пальцах  одной руки. Напомним, что эта богом забытая дорога протяжённостью 2165 км строится без малого 50 лет. Наверное, потребовалось бы ещё столько же (к началу 21 века было введено 994 км), не обрати на неё внимание тогдашний президент России Владимир Путин во время своего визита в Корею и Китай летом 2000 года. На совещании в Благовещенске он указал тогда на несоответствие темпов строительства транзитного коридора его стратегическому значению и поручил правительству форсировать работы, с тем чтобы уже в 2003 году открыть сквозной проезд.

Об этом напомнил, открывая торжества, вице-премьер Сергей Иванов.

– До 2000 года дорога строилась, как говорится, ни шатко ни валко. А потом рванули – с 2002-го стройка финансируется с нарастанием. Нынче на неё выделено 15 млрд. рублей, и, как следствие, 705 км дороги с асфальтобетонным покрытием нынче будет сдано в эксплуатацию, на завершающий год останется 600 км.

Открытие каждого нового участка – важнейший шаг в динамичном завершении межконтинентального транспортного коридора, очередной прорыв в развитии транспортной инфраструктуры страны. Причём прорыв на самом слабом направлении, там,  где в стране не было автодороги, связывающей не только Читу с Хабаровском, но и всю страну. С вводом её  в 2010 году мы получим сквозное движение через всю Сибирь, что позволит не только интегрировать восточные регионы в единую транспортную систему, но и включить всю Россию в систему мировых транспортных коммуникаций. И нет ничего удивительного, что руководство страны уделяет этой огромной стройке особое внимание. «Сегодня, – заявил вице-премьер, – «Амур» продолжает оставаться в числе наших приоритетов. Несмотря на трудности, возникшие в связи с мировым финансовым кризисом, строительство не только не остановлено, но и, хочу вас заверить как вице-премьер, курирующий транспортную инфраструктуру, ни одной копейки за последние четыре года не было снято с этой автотрассы».

[/dme:i]

Строящаяся дорога – это не только транспортный вопрос, это целая система, определяющая уровень и условия жизнедеятельности и хозяйствования нескольких регионов с богатейшими природными ресурсами, но с низкой плотностью населения, его занятостью. Дорога обеспечит тысячи рабочих мест, станет своеобразным катализатором в развитии промышленности этих регионов, залогом их успешного развития в будущем. Она станет одной из красивейших и надёжных магистралей России.

Присутствующие на торжествах увидели и убедились, как эти замыслы претворяются в жизнь на очередном сданном участке (380–424 км).

– Впечатления о проезде очень хорошие, – рассказал Сергей Иванов. – Ехали очень плавно, без всяких прыжков и толчков. Даже не поверил, когда водитель сказал: «Идём с расчётной скоростью – 100 км в час». Недаром водители говорят, что федеральная автотрасса «Амур» будет самой современной, самой надёжной и качественной из всех дорог России. Думаю, после завершения строительства дорожники  8 лет к ней подходить не будут. Искренне  благодарю всех, кто строит одну из лучших на сегодня в России дорог.

От души благодарил строителей и губернатор края.

– Есть дорога – есть жизнь, – отметил в своём приветственном слове Равиль Гениатулин. – Когда в Забайкалье появился Транссиб, население его составляло около 300 тысяч человек, спустя несколько десятилетий оно достигло 1,2 млн. Хочу верить, что так же будет и здесь, когда закончим стройку.

Основной проектировщик магистрали ОАО «Иркутскгипродорнии» совместно с региональной дирекцией «Дальний Восток» разработали комплексную программу строительства, она предусматривает создание 121 объекта производственного и технического назначения, 17 дорожно-ремонтных пунктов, 16 постов ГИБДД, столько же – весового контроля с пунктами учёта движения. Для развития инфраструктуры трассы предложено построить полдесятка мотелей, 36 автозаправочных станций, 13 станций технического обслуживания, полдесятка грузовых автостанций с контрольно-диспетчерскими пунктами. В этом году планируется ввести 705 км, завершение строительства намечено на 2010 год.

– 31 августа – число, не характерно для сдачи объекта дорожного хозяйства, – сказал в своём выступлении руководитель дирекции ГУ ДСД «Дальний Восток» Владимир Швецов. – Но мы,   участвующие в этом подрядные организации, постарались сделать всё, чтобы  участки дороги сдавалась в нормальных климатических условиях, а не когда идёт снег. Трудимся с полной отдачей сил.

 И это не просто слова. Темпы укладки асфальтобетонной смеси в два летних месяца достигали 10 км в день. На сегодня сданы акты приёмочной комиссии на 182,5 км, ещё 231 км будет введён в сентябре, а к концу года – 705 км. На 2010 год остаётся около 600 км.        

– Для нас не имеет значения, какой сегодня день: суббота, воскресенье или праздник, – сказал Сергей Тен. – Для нас имеет значение – идёт дождь или светит солнце. Мы работаем круглосуточно и, как видите, немало сделали. Десять задействованных сегодня на строительстве трассы подрядчиков уже могут с гордостью предъявить вице-премьеру 182 км введённых нынче в эксплуатацию участков. До конца года предстоит сделать ещё больше. И я абсолютно уверен, что сегодняшние торжества, присутствие на объекте высоких гостей придадут нашей работе дополнительный импульс и мы с честью завершим и этот сезон, и следующий, чтобы выполнить поставленную правительством задачу. Хочу поздравить своих коллег, которые многие месяцы в году трудятся, не считаясь со временем, вдали от своих семей. Хочу также поблагодарить руководителей нашей страны за внимание, которое они уделяют нам, жителям востока России.

А потом началась торжественная церемония награждения грамотами и памятными подарками Минтранса, Росавтодора и губернатора Забайкальского края отличившихся дорожных строителей, официальное открытие движения по введённому 42-километровому участку трассы. Среди 17 награждённых половину представляли работники филиалов ЗАО «Труд». Это водители Владимир Глоба и Юрий Чоговадзе, машинисты асфальтоукладчиков Евгений Либишов и Серей Паращевин, и.о директора Чернышевского филиала Юрий Володин, начальник участка Забайкальского филиала Олег Пивень и комендант Сергей Фёдоров. Кадры, которые, по словам главного инженера ЗАО «Труд» Сергея Шабурова, «умеют всё». Упомянутый выше машинист асфальтоукладчика Сергей Паращевин родом из Донецкой области. В «Труде» с 1998 года, строил дорогу Москва – Минск, оттуда, когда принялись за укладку асфальта на «Амуре», перебрался сюда, в Жерикенский филиал.

– Умелец, каких нет, – так охарактеризовал его директор филиала Игорь Аваев.

– А у нас плохих нет, – улыбнулся в ответ Сергей. И с гордостью поведал: – Недавно на вводном участке рекорд поставили: за смену уложили  2 тысячи тонн асфальтобетонной смеси.       

[/dme:i]

Подходившие к высоким гостям представители заказчика и подрядчиков более подробно информировали о ходе работ на участках. Люди говорили о своих объектах с гордостью и воодушевлением. Вот что сказал по этому поводу зам. генерального директора по строительству ЗАО «Труд» Юрий Кибирев: «Амур» – это организованность, масштабность, оперативность, возможность маневрировать техникой и людьми, сосредотачивая их на пусковых объектах». Наглядно это подтверждает читинское направление, на котором сосредоточены усилия Забайкальского, Могочинского, Чернышевского, Жерикенского, Баргузинского филиалов ЗАО «Труд». С 1996 года ими перелопачено 16 млн. куб. м земли, уложено в дорожную одежду около 3 млн. куб. м щебня, построено и сдано 300 км дороги по первой стадии. Здесь сосредоточено 1700 работающих дорожников, полдесятка АБЗ, 500 единиц техники. На сданных нынче 80 км дороги ими уложено 300 тыс. тонн асфальта. Летом работали около сотни ребят Байкальского студенческого отряда и небольшой студотряд из Москвы.

На вопрос о готовности к вводу остальных 100 км исполнительный директор ЗАО «Труд» Сергей Томшин ответил: «Готовность их более 70%, в основном осталось уложить асфальт. На 2010 год тоже в планах ввода значится 83 км. На этих участках уже идут работы по второй стадии – усиление дорожной одежды».

А потом все двинулись на церемонию открытия движения по сданному участку. Под бурные аплодисменты Сергей Иванов, Равиль Гениатулин, Олег Белозёров разрезали красную ленточку, дав старт десятку стоявших на обочине тяжёлых самосвалов. И снова нескончаемые поздравления и вопросы к высоким гостям.

– Сергей Борисович, а как вы относитесь к идее нагрудного знака «За строительство Амурской  магистрали»? – поинтересовался генеральный директор Иркутскгипродорнии Анатолий Косяков. – За БАМ есть, а почему бы подобный не учредить за  строительство второго паневропейского транспортного коридора Париж – Берлин – Москва – Владивосток?

– Предложение хорошее, давайте будем его обсуждать, – поддержал вице-премьер.

Фото автора и из архива ЗАО «Труд»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры