издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пельмени для «деда»

  • Автор: Татьяна СЕДОВА

О дедовщине в армии сейчас пишут немного. Некоторые вообще считают, что с сокращением срока службы это уродливое явление исчезнет само собой. Но вот держу в руках совсем свежее уголовное дело, которое в открытом заседании рассматривал Черемховский военный суд. На скамье подсудимых – рядовой Иван Крупов (имена изменены), который на глазах у всей казармы систематически издевался над сослуживцем более позднего срока призыва Михаилом Камаловым – парнем не из крепкого десятка. Михаил подчинился воле уверенного в себе казарменного «авторитета» с первых дней службы. И, в конце концов не выдержав издевательств и унижений, повесился в подсобном помещении на одном из крепёжных болтов. Естественно, суду он уже ничего не мог рассказать. Картину многочисленных издевательств над ним воссоздали свидетели – те ребята, с кем самоубийца проходил срочную службу.

В солдатской казарме «авторитеты», претендующие на звание «дедов», безошибочно вычисляют слабовольных и физически не очень развитых ребят. Вот и покончивший жизнь самоубийством Михаил Камалов поначалу не почувствовал для себя  опасности, когда старослужащий стал его «приручать»,  то посылая за продуктами, то приказывая оплачивать телефонные разговоры, стирать, убирать и прислуживать в разных мелочах. Но постепенно прихоти «деда» становились всё более наглыми.  

За любое неповиновение следовало жестокое наказание. Чаще всего «дед» бил своего «раба» по голове, затем следовали удары в живот, грудь, и каждый раз насилие сопровождалось отборнейшими ругательствами. В один из вечеров самодур потребовал от своей жертвы пельмени к ужину. Камалов отказался, объяснив, что у него нет денег. И тут же получил удар ребром ладони по шее. Приказ добыть пельмени прозвучал снова. И тогда, чтобы разом прекратить физические и нравственные страдания, парень решился на самое страшное.

Сослуживцы без всяких эмоций рассказывали в суде о том, как били их сослуживца. Безучастно свидетельствовали и о том, что никто из них не заступился за товарища.  А некоторые чистосердечно признались в том, что «в их части давно существует традиция, в соответствии с которой те, кто служит только год, обязаны угождать старослужащим».

Существование такой традиции подтвердил перед судом и штатный психолог этой войсковой части, определив её как «зло, с которым бесполезно бороться».

Подумалось: за что же в таком случае получает деньги штатный психолог, если даже попытки не сделал как-то разрешить тяжёлую ситуацию и предотвратить трагедию? Ведь трагедия разыгрывалась у всех на глазах! Между прочим, не только от штатного психолога, но и от командира подразделения молодой человек, решивший свести счёты с жизнью, никакой помощи не получил.

На суде адвокат подсудимого пытался вызвать к нему жалость: мол, парень рос без отца, у его матери больное сердце и она нуждается в сыновней поддержке. Но ведь у погибшего солдата тоже есть мать…

Черемховский гарнизонный военный суд приговорил «любителя пельменей» к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Что ж! На фоне армейских будней – обычное, рядовое дело.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры