издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Деньги приняты, офисы закрыты

Поставщики товаров и услуг иногда «небезопасны» для клиента

Количество и структура обращений в отдел защиты прав потребителей администрации Иркутска характеризует положение на рынке: качество товаров и услуг остаётся неизменным, а количество сделок и совершённых покупок падает. Специалисты отдела отмечают ещё одну тенденцию: всё чаще возникают ситуации, когда поставщики услуг берут предоплату, а потом не исполняют взятые на себя обязательства. Чтобы обезопасить себя от подобных инцидентов, сотрудники отдела рекомендуют перед заключением договора показать его специалистам.

В кризисный год количество обращений граждан в отдел защиты прав потребителей уменьшилось. Как сообщил начальник отдела Виктор Низовцев, в первом квартале было зарегистрировано 992 обращения, во втором – 865, в третьем их было 893. «До кризиса в отдел ежеквартально обращалось до 1500 человек, — рассказал Виктор Низовцев. – Отрицательная динамика нынешнего года характеризует положение дел на рынке: качество товаров и услуг не меняется, а количество сделок, покупок и заказов падает».

Как и обычно, большая часть обращений потребителей – 66% — связана с качеством товаров. На сферу бытового обслуживания приходится 17%, коммунальные услуги – 3%, строительство и риэлторские услуги – по 3%. «Я считаю положительным тот факт, что граждане стали более осмотрительно подходить к выбору застройщика и риэлтора, — рассказал начальник отдела защиты прав потребителей. – Они обращаются к нам с просьбой сделать анализ договора приобретения квартиры, долевого участия или предоставления услуг». Остальные обращения связаны с качеством услуг связи, кредитными и страховыми услугами.

В структуре обращений, связанных с качеством товаров, специалисты отдела зафиксировали перераспределение. «На бытовую технику, включая компьютеры, приходится 23%, на установку стеклопакетов – 14%, на обувь – 6%, на мебельные фирмы – 4%, — рассказал Виктор Низовцев. – Число обращений, связанных с сотовыми телефонами, уменьшилось с 25 до 15%. Объём продаж упал, кроме того, владельцы салонов сотовой связи стали бережнее относиться к своим клиентам и предпочитают решать спорные вопросы без нашего вмешательства».

Объём обращений, связанных с поставками мебели, уменьшился в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из-за кризиса и ужесточения закона в части того, что продавец должен платить неустойку, если товар будет поставлен не вовремя, многие игроки покинули рынок, часть компаний просто «лопнула». Такая же участь постигла многие фирмы, занимавшиеся установкой пластиковых окон. По словам Виктора Низовцева, число обращений граждан по этому вопросу увеличилось на треть.

«В последнее время в отдел всё чаще обращаются клиенты одной из компаний по установке пластиковых окон, которая активно рекламировала свои услуги, — рассказал начальник отдела защиты прав потребителей. – Собрав 100-процентную предоплату, индивидуальный предприниматель, создавший компанию, начал рассылать своим клиентам письма, где говорилось, что «в связи с непредвиденными экономическими проблемами, влекущими нерентабельность моего бизнеса, мной принято решение о прекращении предпринимательской деятельности в области оказания услуг по установке пластиковых окон». Но все заключённые договоры предприниматель обещал исполнить в срок и в полном объёме. Он просил заказчиков обращаться по новым телефонам или направить ему заказное письмо по указанному адресу. «Если мы не сможем договориться, прошу вас обращаться в суд по месту прописки», — сообщил он своим клиентам.

Однако, как выяснилось потом, указанные телефоны не отвечали. Клиентов этой компании сотрудники отдела по защите прав потребителей направили в ОБЭП, чтобы оценить возможность возбуждения уголовного дела. Но признаков мошенничества сотрудники милиции не нашли, поэтому всем клиентам сотрудниками отдела защиты прав потребителей было рекомендовано составить исковые заявления для обращения в суд.

«Аналогичная ситуация – деньги приняты, офисы закрыты, а телефоны не отвечают – сложилась с ещё несколькими оконными и мебельными фирмами», — рассказал Виктор Низовцев. Именно поэтому он порекомендовал перед заключением договора проконсультироваться со специалистами отдела по защите прав потребителей: «Мы всегда говорим клиентам, что они могут выбирать поставщика услуг или подрядчика самостоятельно, ориентируясь на собственные критерии. Но перед тем, как поставить свою подпись под договором, было бы неплохо прийти с ним к нам или к другим специалистам, чтобы оценить, насколько он безопасен для клиента».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры