издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На возрождённой пашне

– Есть у нас в хозяйстве люди, называем их «полубичами», – рассказывает генеральный директор ЗАО «Иркутские семена» Юрий Матвеевич Ширяев. – В страдную пору берём на работу. Взяли, смотрим – работают, стараются. Надо зарплату платить, а вдруг «развяжутся»?.. Выплатили. Видели бы их, какими гордыми они потом выглядели. Почувствовали, что нужны они обществу и этот рубль честным и напряжённым трудом заработан.

С Юрием Матвеевичем мы знакомы очень давно. Он никогда не покидал родные края надолго. После школы уезжал в Иркутск, чтобы вернуться сюда же дипломированным агрономом. Не думайте, что вернуться – это так просто. Среди студентов нашего агрофака было распространено мнение: «В какой угодно колхоз, совхоз поеду, но только не в родной. Потому что тебя там знают как Петьку, Ваську, а в другом месте ты Пётр Иванович, Василий Степанович».

А Юрий Ширяев… Не думаю, что ему было намного легче при своём отце-бригадире. Там кроме отца имелись такие зубры, крепкие, тёртые… И все намного старше Юрия. Дело, конечно, не только в возрасте. Взять Иннокентия Филипповича Казакова, который руководил Лыловской бригадой. К крестьянскому труду приучался ещё в то время, когда колхоза не было, в коммуне жил и очень сожалеет, что не отстояли её во время коллективизации. А вот другой бригадир, противоположность Казакову. Влияние его на две деревни, которыми командовал, было огромное. Однако имел он одну известную слабость. А при его весьма крупной комплекции да при его могучем здоровье эта слабость длилась и день, и два, и три без особых последствий для организма. «Да сколько можно терпеть такое?! – взрывались иногда руководители колхоза. – Снять! Освободить!». Ставили на его место человека трезвого, степенного, выдержанного. Всё хорошо, только дела словно через пень-колоду. Месяц проходит, другой. И тогда – «Принимай бригаду, но только чтобы без фокусов». И снова как надо пахалась зябь, корма подвозились, коровы доились, молоко шло в рост. Так до очередного длительного срыва. Трижды снимали бригадира, трижды ставили его на старое место. Вот с какими бригадирами на первых порах пришлось столкнуться молодому агроному. Попробуй покомандовать ими.

…В середине 60-х годов было решено разделить огромный колхоз «Знамя Ленина», в который входили девять бригад и десять населённых пунктов. На пост председателя вновь образующегося колхоза «50 лет Октября» райком партии решил рекомендовать секретаря парткома. Собирается народ на общее колхозное собрание. Только ведущий заявил о рекомендации, как зал взорвался немыслимым шумом: «Не нужен нам такой!» И начали высказывать в глаза правду-матку. Как ни пытались райкомовцы взять ситуацию в свои руки, ничего не получилось. «Прокатили». Вот и говори после этого, что не было тогда демократии.

После в хозяйство прибыл Василий Константинович Петров, ветврач по образованию, по прежней должности секретарь парткома  соседнего совхоза «Гороховский», а по призванию всё-таки лидер. Не шумлив, часто улыбался, шутки любил, но при сильном раздражении голос его становился твёрдым. И он начал наводить порядок. Быстро со всеми колхозными специалистами и руководителями среднего звена встретился, познакомился, но никак не мог поймать бригадира отдалённой бригады. День проходит, второй, третий. Наконец, сам появляется. «Знаю, что искали. Был грех. Обещаю, что этого больше не будет». Шло время, и та отдалённая бригада стала подниматься всё выше и выше. Растёт урожайность. Двадцать два  центнера, двадцать пять, двадцать восемь. Бригадира награждают орденом Ленина. Здесь, в среде неоднозначных деревенских вожаков, и проходил свою школу жизни молодой агроном Ширяев. Да, в только что образовавшемся колхозе он был уже главным агрономом.

Кстати, о бригадирах и о механизаторах. Самую отдалённую бригаду, Тихонову Падь, возглавлял Григорий Николаевич Половников. Удивительный человек. Как верили ему люди, как слушались его! А тракторист Прокопий Алексеевич Ченских. За ним не надо было проверять, перепроверять. Дали задание, и он чуть свет в поле. Даже на обед не покидал его, хлеб да молоко – вот его обед. Или комбайнёр Михаил Степанович Давыдов, один из лучших в районе, у которого Ширяев был штурвальным.

В конце 70-х начался карьерный рост Юрия Матвеевича Ширяева. Секретарь райкома, зам. начальника областного агропрома, генеральный директор ЗАО «Иркутские семена». С последним хозяйством много интересного связано. В период начала рыночных реформ основной упор оно делало на коммерцию. Предприятие поставляло селу не только огромное количество семян, подчас закупленных в западных регионах (кукурузы, подсолнечника и т.д.), но и ситец, «обувь» для тракторов, электропилы и электродрели. Но был в штате мудрый человек – Виктор Михайлович Шишкин, бывший секретарь обкома КПСС по сельскому хозяйству. Именно он и сказал, что «эта лафа» слишком долгой не будет, надо заниматься производством. А село в это время начало катиться в пропасть. Родной колхоз Ширяева «50 лет Октября» развалился первым в Иркутском районе. В это же время «Иркутские семена» начинают выращивать посадочный материал картофеля на безвирусной основе. И не где-нибудь поближе к городу, а на его бывшей колхозной земле. Именно там появляются первые делянки «Иркутских семян». Затем первые поля, где выращивается посевной материал зерновых, трав. И вот уже на сотнях и тысячах гектаров ведутся полевые работы. Ожила пашня, вернулся к ней крестьянин.

Что теперь представляет из себя база ЗАО «Иркутские семена»? За последние три года сданы 52 квартиры. Кто ещё у нас в области может похвастать таким размахом жилищного строительства? А рядом – новые производственные объекты. Механизированная  площадка для откорма крупного рогатого скота. Новый свинарник. Большой картофелесортировальный пункт. Каждый год расширяется и модернизируется мехток,  всё новые земли вводятся в оборот, всё больше полей засевается. А ведь в 90-е годы почти ничего из перечисленного не было на окраине села Горяшино. Да и земля мёртвой тогда выглядела. И сейчас Юрий Матвеевич совершенно искренне признаётся: ни в одном министерском кресле не чувствовал бы себя так хорошо, как здесь, в своей деревне, среди своих земляков. Это и есть крестьянское счастье уроженца села Ширяево.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры