издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Весна. Достать тулуп и мёрзнуть

Февраль в Иркутске закончился одно- временно с Олимпиадой в Ванкувере, и нам пора подводить неутешительные итоги. Как одно связано с другим? В то время как в Канаде проходила Белая Олимпиада, в Иркутске шло собственное морозное состязание: февраль пытался поставить свой абсолютный рекорд по суммам отрицательных среднесуточных температур. Но, как и наши спортсмены, разочаровал, правда, заняв утешительное второе место. Мы мёрзли зря.

«Иркутский репортёр» уже писал, что нынешняя зима стала аномальной по продолжительности и устойчивости сильных морозов. Но февраль заставил затаить дыхание даже синоптиков. По суммам отрицательных среднесуточных температур он стремительно подбирался к абсолютному рекорду за всё время инструментальных наблюдений. До этого первое место по этому показателю держал 2001 год.

И вот подведены последние итоги. По словам заместителя начальника Иркутского гидрометцентра Владимира Гонтаря, в разных районах области отставание от рекорда 2001 года составило 30–120 градусов.

– Что такое «сумма отрицательных среднесуточных»?

– Именно сумма. Каждый день мы прибавляем среднюю температуру за сутки, в конце месяца подводим итог и сравниваем с  показателями предыдущего месяца этого года и тех же месяцев прошлых годов наблюдений. Самый холодный февраль за 123 года наблюдений был в 2001 году.

– Насколько холодный в сравнении с нынешним февралём?

– Данных по Иркутску у нас ещё нет, мы посчитали только итоги по области. Но вот самая близкая к областному центру точка, Хомутово: в 2001 году сумма средних значений февраля составила минус 2741 градус, а в прошлом месяце – всего минус 2670. Ближайший крупный город, по которому есть данные, – Черемхово. Февраль 2001-го – минус 2554 градуса, в этом году – минус 2489.

– То есть рекорд не состоялся.…

– Не надо так трагично, молодой человек. В крайних западных районах области средние месячные суммы сравнялись, а кое-где даже превысили данные за февраль 2001 года. Так, в Куйтунском и Тулунском районах суммы отрицательных температур равны тем, которые были в 2001 году, а в Нижнеудинском и Тайшетском превысили их на 120–150 градусов.

– А вообще, насколько холодной была эта зима?

– Не самой холодной. Есть такой «народный» показатель суровости зимы – насколько лёд приблизился к старому Ангарскому мосту. Так вот в этом году кромка льда не дошла до моста три километра, а в 2001-м – два. За всю историю наблюдений она достигла моста только зимой 1969 года. 

И немного о погоде на завтра. Первая декада марта будет очень холодной, предупреждают в Иркутском гидрометцентре. И вообще весь март будет холодно. Подекадный прогноз специалисты давать не рискуют из-за сиюминутности погодных настроений, но уже сейчас заверяют, что среднемесячная температура первого весеннего месяца будет на два градуса ниже нормы, которая для областного центра составляет –10,8 градуса. 

– Если это вас утешит, давайте сравним с тем же самым 2001 годом, – Владимир Иванович достаёт гроссбух, в котором хранят многолетние наблюдения. – Нет, это вас не утешит – март 2001 года был на 1,8 градуса теплее нормы. Так что могу уверенно предположить, что к 10 марта мы превзойдём по низкой температуре тот год.

– Почему же такое невезение?

– По той же причине, о которой мы говорили в прошлый раз (см. «Иркутский репортёр» № 4 от 12 февраля): в атмосфере Сибири преобладают процессы, открывающие дорогу холодным арктическим и закрывающие её тёплым атлантическим массам.

На школьных партах с застойных времён до сих пор принято писать: «Терпите, люди, скоро лето!». Больше и добавить-то нечего.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры