издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Алюминий на вырост

ИркАЗ намерен увеличить объём производства более чем на 15%

В апреле ОАО «Иркутский алюминиевый завод» (ИркАЗ), принадлежащее ОК «РУСАЛ» Олега Дерипаски, намерено вывести на полную мощность новую, пятую серию электролизеров. Её запуск даст плюсом более 100 тыс. тонн алюминия. На заводе верят в высокую рентабельность проекта. Тем более что себестоимость продукции ИркАЗа уже в прошлом году удалось снизить на 17%, в частности за счёт сокращения в семь раз затрат на соцкультбыт и на 20% – на персонал. Отраслевые аналитики между тем полагают, что вряд ли планы структуры РУСАЛа оправданы при нынешнем, сильно упавшем в прошлом году рынке и скорее рассчитаны на рост потребления лишь в перспективе.

В 2009 году объём производства на ИркАЗе упал на 9 тыс. тонн – на 2%,
сообщил глава предприятия Игорь Гринберг. Завод выпустил 349 тыс. тонн
продукции. А из работы была выведена старая, вторая серия
электролизеров. Снизилась и прибыль, признался Гринберг, но размер её
падения и сумму налоговых выплат уточнить отказался. В 2009 году из-за
кризиса мировые компании сократили объёмы производства примерно на 2,5
млн. тонн. Из-за отсутствия инвестиций было приостановлено создание
новых мощностей, которые должны были дать прирост в размере около 3,5
млн. тонн, рассказал Гринберг. По итогам 2009 года мировое производство
алюминия сократилось приблизительно на 6%, спрос упал на 8,2%, цена – 
на 35%.

Несмотря на падение мирового рынка, в апреле ИркАЗ планирует вывести
новую производственную серию на полную мощность. «В прошлом году были
запущены 154 электролизера на пятой серии. Осталось ещё 46, из которых
16 уже запустили, – сообщил Гринберг. – После ввода новой серии завод
будет производить более 400 тыс. тонн даже с учётом отключения второй
серии электролизеров». Сейчас, по его словам, на второй серии всё
остановлено. В будущем возможна модернизация её оборудования – в этом
случае старые корпуса придётся отдать «под бульдозер» и полностью
заменить оборудование. «Но кризис продолжается, и средств на это пока
нет. Тем более что на очереди у РУСАЛа приоритетные проекты Богучанской
ГЭС и Тайшетского алюминиевого завода», – добавил директор ИркАЗа.

Торговать алюминием в этом году станет выгоднее, уверены на заводе.
Себестоимость продукции уже сократилась примерно на 17% за тонну
алюминия, несмотря на рост тарифов на электроэнергию и цен на топливо
(электроэнергия – пятая часть от себестоимости). Во многом это произошло
благодаря сокращению затрат: на соцкультбыт – в семь раз, на персонал –
на 20%, признаются на предприятии и утверждают, что уволено при этом
было только семь человек из всего трёхтысячного персонала. Рынки сбыта,
считает Гринберг, это в основном Китай и внутреннее потребление.
«Неплохая перспектива повышения потребления в автомобильной
промышленности. Есть надежда на строительный сектор и авиапром, –
пояснил Игорь Гринберг. – Радует, что на 10% увеличили внутренние
поставки. Теперь около 30% продукции идёт на российский рынок, 70% – на
экспорт. В прошлом году завод отправил продукцию на 54 отечественных
предприятия и на 24 зарубежных».

Аналитики скептически оценивают надежды алюминщиков на внутренний
рынок. «Вероятно, на заводе лукавят. Программы стимулирования спроса у
нас практически не работают. На днях, к примеру, должен был запуститься
проект по утилизации старых автомобилей, но с ним тянут. Продукцию
охотнее купят в Китае и США, где экономика, по прогнозам, начнёт
восстанавливаться уже с середины этого года», – полагает  Олег
Петропавловский из ФГ БКС. По его мнению, в целом на рынке пока нет
дефицита: на Лондонской бирже металлов, по данным БКС, запас составляет
около 4,5 млн. тонн, что больше годового объёма производства РУСАЛа, а
сами потребители остались бы довольны прошлогодним уровнем производства.

«Не исключено, что компания собирается снизить выпуск продукции за
счёт других заводов и увеличить его на более рентабельных площадках, в
частности на ИркАЗе. Тогда ничего удивительного в планах предприятия
нет», – отметил Петропавловский. «Завод же не принуждают увеличивать
объём производства под дулом пистолета», – добавил ведущий аналитик УК
«Финам» Дмитрий Баранов. Он полагает, что рано или поздно алюминий
понадобится в строительстве и электроэнергетике. Кроме того, на этот
год, по его словам, запланирован серьёзный рост производства в
Объединённой авиастроительной корпорации. РУСАЛ  рассчитывает на
восстановление экономики, признают эксперты. Но по-прежнему основную
роль будет играть экспорт, особенно в юго-восточные страны.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры