издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Байкал под прикрытием

На момент сдачи номера обращение к генеральному директору ЮНЕСКО с требованием не допустить загрязнения Байкала подписали 13253 человека. Протестное письмо президенту Медведеву адресовали более 150 организаций. 97% опрошенных на сайте Росприроднадзора выступили категорически против возобновления работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Движение в защиту Байкала быстро набрало обороты, но его участники от экологических требований стали переходить к политическим. Субботний митинг за спасение озера предоставил трибуну для одиозного сопредседателя движения «Солидарность» Бориса Немцова. Здесь звучали и антипутинская пропаганда, и выпады столичных провокаторов. К концу акции про Байкал, казалось, уже никто не помнил. В какую сторону развивается общественная борьба за озеро, наблюдала ЕКАТЕРИНА АРБУЗОВА.

Тема не раскрыта 

Митинг в защиту Байкала, второй за последние полтора месяца, предварялся различными опасениями наблюдателей. Будто бы внимание иркутян попытаются отвлечь на акцию протеста против повышения тарифов ЖКХ или на концерт приезжих звёзд. Сначала анонсировали Ирину Аллегрову, потом  Гарика Сукачёва, под занавес – группу «Челси». Но опасения не оправдались. В сквере Кирова устроили праздник «Молодость. Творчество. Весна». Студенческие ансамбли, чебуреки по десять рублей и даже чай по рублю не подействовали на горожан, собравшихся на митинг в защиту Байкала. К часу дня на площади у Дворца спорта «Труд» собрались сотни иркутян. 

Не дожидаясь кульминации митинга, в толпе начали проявлять себя провокаторы. «Смотрите, хулиганы плакаты рвут. Милиция, прошу принять меры к ликвидации беспорядков и задержать нарушителей!» – призвал участник «Байкальского движения», бывший лидер иркутских нацболов  Максим Воронцов. Двоих хулиганов увели, плакат со словами «Дерипаска, нагадил – убери за собой» склеили скотчем. После чего организаторы митинга совершили, пожалуй, свою главную ошибку – сообщили, что «темой экологии не ограничиваются» и «будут выступать по разным проблемам, в том числе за свободу собраний, гарантированную Конституцией РФ». 

[/dme:i]

Митинг постепенно приобретал политический накал. «Наша партия власти рьяно поддержала олигарха и постановление, которое разрешило гадить в Байкал и сделало его общественным сортиром. При этом уровень жизни населения у нас один из самых низких. Долой такую власть! Сохраним Байкал для потомков!» – выступила жительница Байкальска. «Ура, Советский Союз!» – захихикали рядом две девушки.  

«Политический унитаз»

На трибуне появился Борис Немцов. «Из-за него сюда многие и не пришли», – поделился соображениями дедушка с фотоаппаратом. Связь митинга в защиту Байкала и одиозной личности Немцова, по слухам, действительно не понравилась части горожан. К примеру, Антону Романову и новому мэру Иркутска Виктору Кондрашову, которые ранее уже митинговали против БЦБК 13 февраля. Рассказывают, что последнему не советовало появляться вместе с лидером «Солидарности» руководство местного отделения Компартии, выдвинувшей его на выборах мэра. Однако придумывать повод для отказа в участии в митинге Кондрашову не пришлось. Он появился сам собой: в прошлую субботу у нового мэра родился сын и он находился с женой в роддоме. Одна из организаторов митинга, сопредседатель «Байкальской волны» Марина Рихванова, призналась, что пока не уверена, какие цели преследует Немцов,  не зарабатывает ли политические очки на резонансной теме. «От «Солидарности» уже есть помощь. Они привлекли своих юристов, чтобы составить обращение в Верховный суд. Оно готово. Может быть, они здесь скажут об этом», – отметила Рихванова. 

[/dme:i]

Но Немцов ничего об этом не сообщил. «Сегодня в пятидесяти городах нашей страны проходят митинги протеста против коррупции, роста тарифов ЖКХ, за то, чтобы народ мог поставить под контроль опостылевшую власть». Далее он напомнил иркутянам про выборы мэра, проехался по «кандидату от Дерипаски  и его друга Путина», похвалил горожан, что те «смыли эту бригаду в политический унитаз», и назвал иркутян «красавцами». Немцов скандировал антиправительственные лозунги. «Те, кто за Байкал, должны требовать Путина в отставку», – кричал политик, игнорируя законы логики. Иркутяне поддержали его жидкими аплодисментами. 

«Кто детей моих кормить будет? Вы тут будете стоять, а мы останемся без работы?! Дайте выступить, я имею право!» – надрывался крепкий мужчина из толпы, скромно одетый в «Reebok». «Руки уберите! Вы орёте – и я ору!» – поддержал его второй. «Работники» байкальского комбината брызгали слюной, катались по земле и толкались. Милиционерам пришлось взять их на руки, чтобы оттащить от толпы. Всего в тот день было задержано четыре провокатора – ими оказались жители Санкт-Петербурга и Подмосковья братья Сергей и Алексей  Петровы, их однофамилец Андрей Петров и Владимир Щупов. Суд по делу о мелком хулиганстве состоялся в тот же день, лжеработникам выписали штраф по 500 рублей и отпустили домой. 

В чём сила

За всеми событиями организаторы будто бы забыли о цели митинга. Следом возникла тема тарифов ЖКХ и пошлин на ввоз иномарок. Многие участники акции ушли, не дождавшись традиционного запуска голубых воздушных шаров. Они недоумевали, почему защита Байкала превратилась исключительно в антиправительственную агитацию. «Жаль, что на трибуне не оказалось авторитетных учёных, экспертов, – констатировала одна из участниц митинга. – Ведь именно их поддержка создала вес Байкальскому движению, когда речь шла об изменении маршрута ВСТО и переносе трубы от Байкала». Представители научного сообщества предпочли остаться в стороне от мероприятия, по крайней мере, публично не высказывали своей позиции. 

«Хорошо, что жители консолидируются под природоохранными лозунгами. Но хочется, чтобы на таких акциях было чуть больше истины и конструктивизма. Пока я не вижу каких-то практических шагов по реализации заявлений митингующих», – отметила впоследствии министр природных ресурсов и экологии Иркутской области Ольга Гайкова. Однако, по мнению руководителя Центра независимых социальных исследований и образования Михаила Рожанского, пока рано говорить о неудаче движения за Байкал и его маргинализации. «В отсутствие социального диалога появляются люди,  которые ищут массовую площадку, чтобы высказать свою позицию. Организаторы не всегда могут предвидеть это. Так что, думаю, нельзя судить о движении только по последней акции», – отметил Рожанский.  

Высшая мера

[/dme:i]

Перспективы нынешнего движения по охране озера пока определить сложно, признаются организаторы. Предыдущие обращения к президенту и акции протеста в защиту озера результата пока не дали. Сейчас коалиция «За Байкал», созданная 15 марта, собирает подписи под обращением к генеральному директору ЮНЕСКО Коитиро Мацууре. В объединение вошли «Гринпис России», Всемирный фонд дикой природы, экологические организации из Иркутска, Майкопа, Южно-Сахалинска, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска, Петрозаводска, Петропавловска-Камчатского. На момент сдачи под посланием коалиции отметились 13253 человека. Параллельно сбор подписей под петицией, призывающей закрыть БЦБК, начал американский биолог, работающий в государственном университете штата Айова, Денис Лавров. В петиции говорится, что «Байкал – озеро, очень важное для всего мира», оно является «уникальной лабораторией для изучения эволюционных процессов». Кроме того, 27 марта митинги в защиту Байкала пройдут в Санкт-Петербурге и Улан-Удэ, 28 марта – в Москве и Петрозаводске. 

Не делая ставки на традиционные протестные акции, экологи направили обращение в Верховный суд с требованием оспорить Постановление Правительства РФ № 1, разрешившее на Байкале работу целлюлозно-бумажных производств при разомкнутом водообороте. Иск принят к рассмотрению. В качестве заявителя выступил московский учитель информатики Маргулев Андрей Игоревич, лидер объединения «Царицыно для всех», регулярно участвующий в судебных разбирательствах и экологических акциях. Первое заседание по делу по отмене правительственного постановления назначено на 22 апреля.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры