издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дмитрий Шумеев: «Достигнутых результатов всегда мало»

За 10 лет работы можно узнать всю подноготную компании – от производственных процессов до её экономического устройства. И построить вполне успешную карьеру, раз в несколько лет кардинально меняя род занятий, но не меняя места работы. Подробным рецептом того, как стать эффективным и востребованным менеджером, с корреспондентом «Сибирского энергетика» поделился начальник управления по стратегии ОАО «Иркутскэнерго» Дмитрий Шумеев. Одна из его составляющих сводится к девизу, когда-то прозвучавшему в песне: «Don’t stop at the top». Иными словами – не останавливайся на достигнутом.

– Каким образом вы пришли в профессию, стали работать в энергетике? Ваше образование имеет какое-то отношение к энергетике?

– У меня профессиональное образование как раз энергетическое. Я окончил энергетический факультет Иркутского государственного технического университета по специальности «Тепловые электрические станции» в 2000 году. Собственно говоря, с 2000 года и работал в «Иркутскэнерго».

– То, что вы пришли в компанию сразу после университета, было предопределено?

– Пожалуй, да. Потому что «Иркутскэнерго» – это лидер в энергетике Иркутской области. И работать в лидерской компании было, наверное, суперцелью, сверхзадачей для всех студентов.

– А чем был обоснован выбор профессии, когда возникло такое решение – поступать на энергетический факультет ИрГТУ?

– Такое решение появилось ещё на этапе выбора, куда пойти учиться. И у меня, честно говоря, всегда была склонность к техническим вещам, к каким-то производственным циклам. Это с одной стороны. А с другой – всегда была склонность к информационным системам, разработке программных продуктов. Взвесив всё, я в итоге выбрал энергетику. Хотя свою профессиональную деятельность в энергетике начинал как раз с автоматизированных систем контроля управления.

– Что стало главными вехами вашей карьеры в «Иркутскэнерго» за те 10 лет, что вы работаете в компании?

– Начал я работать в подразделении, которое занималось промышленной автоматизацией. Сейчас оно реорганизовано и включено в состав теплотехнической службы. Тогда в задачи этого подразделения входила разработка и подготовка технических и программных комплексов управления промышленной автоматизацией. То есть это регулирование технологических процессов, системы контроля и защиты. Я там проработал технологом три года. За это время побывал практически на всех станциях «Иркутскэнерго». Пожил на них, ознакомился с технологическими процессами в деталях. Соответственно, через три года я понял, что перспектив активного развития у данного направления нет в силу экономических и других причин. И поменял вид деятельности на экономику – перешёл в производственно-экономический отдел, в группу тарифов. И в этой группе проработал, кажется, года два. За это время я занимался расчётами и обоснованием для регулирующих органов тарифов на тепловую, электрическую энергию, на услуги по транспорту энергии. Получается, эта работа мне позволила детально разобраться в том, как устроена экономика компании, что в ней более важно, что менее. И понять процесс тарифного регулирования, приоритеты государственных органов и приоритеты компании. Я оцениваю эту работу как очень позитивную в своём профессиональном развитии, поскольку она позволила понять связь различных видов деятельности компании. После этого я стал заместителем начальника отдела, далее – начальником производственно-экономического отдела и занимался уже больше подготовкой производственных программ для целей бюджета, сметами расходов, отчётами, деятельностью, связанной с управлением производственными услугами.

– А когда вы возглавили управление по развитию?

– В 2007-м из производственноэкономического отдела я перешёл на должность начальника управления по развитию.

– Профессию часто выбирают, исходя из примера родителей. У вас в семье энергетики были?

– Нет, я первый.

– Конечно, вопрос уже звучал в предыдущих интервью с вашими коллегами, но всё же сложно удержаться и не задать его. А есть ли надежда, что ваши дети будут энергетиками?

– Ну, у меня есть сын. Не знаю, я предоставлю ему выбор.

– А можно поинтересоваться – сыну сколько лет?

– Ему и месяца нет.

– Тогда примите поздравления с рождением сына. А насколько вы свою карьеру считаете успешной?

– Такой вопрос с подковыркой. Хочется всегда большего. В планах обычно смотришь вперёд, и полученных результатов всегда мало. Наверное, это нормальное состояние, оно позволяет себя организовывать на более плодотворную работу. На какие-то достижения, собственное профессиональное развитие.

– В СМИ часто на вас ссылаются в связи с проектами «Север» и «Юг». Можете кратко рассказать об этих проектах и о том, какую лепту вы в них внесли?

«Работать в лидерской компании было, наверное, сверхзадачей», – заметил Дмитрий Шумеев

– Управление по стратегии занимается на первом этапе всеми новыми темами, оценивает экономическую эффективность различных вариантов, определяет возможные пути реализации. Когда предварительная оценка показывает целесообразность реализации того или иного проекта, подключаются подразделения компании, которые более подробно прорабатывают области проекта, находящиеся в зоне их функциональной принадлежности. Проект «Север» разработали, когда наша компания увидела, что потенциально в области могут появиться новые промышленные предприятия, новые виды экономической деятельности и существенным условием их появления и развития является энергетическая инфраструктура, в первую очередь – электрические сети (которых нет и по сей день). Для нашей компании этот проект – развитие бизнеса, расширение сферы деятельности, тем более что на начальном этапе проекта элекросетевые активы входили в состав холдинга «Иркутскэнерго». Сейчас он интересен энергокомпании с точки зрения появления новых потребителей и развития генерации. Но надо заметить, что масштабы строительства и инвестиций, скажем так, далеки даже от средних. Это грандиозный проект, он потребует десятков миллиардов рублей. Единственным механизмом, способным его профинансировать, был и остаётся Инвестиционный фонд РФ. Мы представили проект в администрации Иркутской области и получили одобрение. Прорабатывали возможность подачи заявки в Инвестфонд. Однако, в соответствии с действующими правилами подачи этих заявок, для обоснования целесообразности реализации проекта в Инвестиционном фонде требуется довольно большое количество информации (в том числе коммерческой), в первую очередь от потенциальных потребителей – пользователей инфраструктуры. От них тоже необходимы и определённые действия, и обязательства, и гарантии. И мы пришли к пониманию, что лучшим и единственным координатором этой работы может быть правительство Иркутской области. Получается, мы как бы передали им лидерство в этом вопросе. Там сформирована своя рабочая группа, куда входят наши представители, при этом, как было отмечено ранее, компания сохраняет заинтересованность в реализации проекта.

– Проект «Юг» менее масштабный. Насколько я помню, он рассчитан на Иркутск и Ангарск, высвобождение тепловых мощностей.

– В первоначальной конфигурации он предполагал объединение тепловых систем Ангарска и Иркутска. И смысл его был в загрузке более эффективных мощностей в Ангарске. Рассчитан проект был в первую очередь на активный рост потребления в Иркутске. В связи с финансовым кризисом изменились планы потребителей, изменились прогнозы. Мы были вынуждены скорректировать свои планы – разделили проект на два этапа. Сейчас идёт первый этап – это как раз развитие теплосистем Ангарска и Иркутска, его финансирование предусмотрено в бюджете этого года, завершение этапа запланировано на следующий год. Второй этап – это строительство транзита Ангарск – Иркутск. Недавно принято решение о том, что мы реализуем первый этап и возвращаемся к анализу необходимости реализации второго по мере восстановления прогнозного спроса на тепловую энергию. При этом первый этап, рассмотренный как самостоятельный проект, остаётся эффективным окупаемым проектом.

– Вы говорите, что ваше управление фокусируется на новых проектах. Одним из них стала газовая электростанция в Усть-Куте, про неё уже много писали, наша газета в том числе. Я с вами встречался в феврале, вы тогда говорили, что там ещё остаётся много нерешённых вопросов вроде конкурса на выбор подрядчика и выбора площадки для размещения станции. Какие-то изменения в этом проекте есть или пока ещё нет сдвигов?

– Изменения в проекте есть. В феврале мы говорили о конкретных действиях по исследованию возможности, где можно эту станцию построить. Такие работы в первом приближении сделаны силами компании «СИБУР Восток» и Иркутской нефтяной компании. Это потенциальные поставщики газа, которые заинтересованы в строительстве газоперерабатывающего завода. И газоперерабатывающий завод, вероятнее всего, разместится на одной площадке с электростанцией. С одной стороны, это выявление технической возможности размещения станции в определённой географической зоне. Но для реализации проекта, для того, чтобы он был возможен и экономически эффективен, необходимо соблюсти ещё ряд условий. Это как раз то самое развитие электросетевой инфраструктуры, которое обеспечит подключение новых потребителей в области. И долгосрочный рынок электрической мощности, который до сих пор не функционирует, но который должен создать финансовый механизм, делающий строительство такой станции экономически целесообразным. Вот эти два вопроса на сегодняшний день не имеют окончательного решения и являются, по сути, главным препятствием активной реализации проекта. Соответственно, сейчас мы продолжаем проводить мониторинг и анализировать ситуацию, но непосредственное решение о строительстве ещё не принято.

Однако строительство газовой ТЭС в Усть-Куте является не единственной «газовой» темой, с которой работает наше управление, – сейчас активно развиваются вопросы строительства новых и перевода существующих генерирующих мощностей на газ в Братске, Иркутске, Ангарске, Саянске. В настоящий момент мы ведём обсуждение с правительством Иркутской области, ОАО «Газпром», ООО «Межрегионгаз» условий и сроков поставок газа на наши объекты.

– Вы упоминали, что управление занимается новыми проектами, так или иначе имеющими отношение к энергетике. Можете назвать те из них, которые возникли недавно? И которые сейчас вы рассматриваете?

– Есть такое направление, которым занимаемся только мы, – проекты, реализуемые в рамках Киотского протокола. Не сказать, что оно появилось недавно, но оно остаётся, тем не менее, достаточно новым, поскольку активные законодательные изменения, делающие реализацию этих проектов возможным, произошли только в прошлом году. И вот недавно мы завершили утверждение документации по проекту замены рабочих колёс на Братской ГЭС и совместно с «Еn + Group» подали заявку на участие в конкурсе проектов, который проводит Сбербанк. Провели верификацию (подтверждение того, что проектные показатели достигнуты. – «СЭ») сокращений выбросов углекислого газа за 2008 год, готовимся проводить верификацию за 2009 год. Также сейчас в разработке находится ряд других киотских проектов.

Другой сравнительно «молодой» темой является риск-менеджмент. Сейчас в рамках этой деятельности мы разрабатываем подходы, которые позволят оценивать различные инвестиционные проекты и иные расходы с точки зрения управления рисками. В первую очередь речь идёт об инвестиционной программе повышения надёжности работы компании, где все проекты направлены на снижение тех или иных рисков (риски отказа оборудования, перерыва энергоснабжения и т.д.). Разрабатываемые подходы позволят взглянуть на вопрос необходимости реализации тех или иных мероприятий под несколько иным углом зрения, скорректировать приоритеты и оптимизировать работу в условиях ограниченных финансовых ресурсов, отдавая предпочтение мероприятиям, реализация которых в большей степени снижает риски компании.

Интервью записал Егор ЩЕРБАКОВ 

Дмитрий Шумеев родился 2 февраля 1979 года в Иркутске. В 2000 году окончил Иркутский государственный технический университет по специальности «Тепловые электрические станции». Работает в ОАО «Иркутскэнерго» с 2000 года, начинал как инженер-технолог центра опытно-конструкторских разработок и внедрения систем контроля и управления компании. С марта 2007 года возглавляет управление по развитию ОАО «Иркутскэнерго», которое в ноябре 2009 года было переименовано в управление по стратегии. Женат, есть сын.
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры