издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Киберправительство

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА

К середине 2012 года жители Иркутской области смогут отправлять чиновникам документы в электронном виде. К 2013 году – отслеживать движение заявлений, а к 2015 – даже получать от властей ответ, заверенный электронной подписью. Всего через Интернет жители региона смогут воспользоваться 158 госуслугами.

«Ни сроки, ни качество государственных услуг у нас давно не меняются, – констатировал Пашков. – Поэтому внедрение новых технологий позволит пробить эту стену непонимания, закрытости, отсутствия понятных правил взаимоотношений между государством и обществом». «Новые технологии» в понимании министра – это интернет-портал, на котором  пользователям будет предложено 158 госуслуг. Сейчас в «Сером доме» разрабатывают соответствующие регламенты  и правовую базу, в режиме ручного управления делают выгрузку этих услуг на сайт областного правительства. Это первый этап создания электронного правительства в регионе, который планируется завершить уже летом, отметил Пашков. К тому времени любой пользователь Сети сможет выйти в Интернет и ознакомиться со списком услуг, доступных в электронном виде. 

Второй этап завершится в середине 2011 года и позволит людям заполнять электронные бланки-заявки дома. После третьего этапа (середина 2012 года) появится возможность и заполнять, и отправлять электронные документы чиновникам, а не идти в то или иное учреждение, выстаивать очередь. К 2013 году люди смогут отслеживать движение документов, а к 2015 году – получать по Интернету ответ от чиновников, к  примеру, разрешение на строительство, заверенное электронной подписью. В идеале на оказание электронных услуг должны перейти и муниципалитеты.  В результате, пообещал Пашков, «серьёзно сократится плечо доступа от гражданина до чиновника».  

Управлением электронного правительства сначала займётся экспертный совет, создание которого сейчас утверждается. «Но, скорее всего, в дальнейшем, чтобы системно вести эту работу, придётся передать управление электронным правительством  либо отдельному органу власти, либо сторонней организации на аутсорсинг», – отметил Пашков и добавил, что «это вопрос безопасности информации, то есть функция капиталоёмкая, интеллектуальная». Не исключено, что по примеру других регионов в Иркутской области будет создано отдельное министерство или ведомство в качестве менеджмента электронного правительства.  

«Я вот вижу, многие улыбаются, и у всех такой скепсис в глазах. Я ничего смешного не говорю, – предупредил коллег Пашков. – Конечно, скепсис чиновника  на предмет прозрачности и эффективности электронного правительства на сегодняшний день пока ещё уместен. Можно говорить о темпах, объёмах, качестве работы. Но задача успешно решается в крупных корпорациях, а усилия федерального центра внушают оптимизм». Иркутская область, как оказалось, «продвинулась  в создании электронного правительства не хуже большинства регионов, а наши соседи не могут похвастать серьёзными результатами». Разумеется, до лидеров вроде Москвы, Ханты-Мансийского округа, Казани или Уфы Приангарью ещё далеко, но это ведь «финансово обеспеченные» регионы, в отличие от нашего. Пашков признал, что правительство Иркутской области технически пока не готово к переходу на электронную форму. Но к июлю этого года власти рассчитывают улучшить техническую базу. «В деньгах это 3-3,5 млн. рублей, а в терабайтах – не помню», – уточнил министр.  

«Звучит сумма в 3,-3,5 млн. рублей, при том что мы десятки миллионов тратим на направление, связанное с информатизацией. Всего более ста миллионов рублей только из областного бюджета», – отметила министр финансов Иркутской области Татьяна Поронова. Она припомнила, что в прошлом году работал комитет по информатизации органов исполнительной власти, но ни одно предложение не дошло до реализации. «Мы начинаем новые проекты, а старые забрасываем. Та же проблема будет у электронного правительства», – добавила министр. Следовало бы завершить старые идеи и получить финансирование для новых, к примеру, объединить каналы связи по минфину, полагает Поронова. Это дало бы плюсом 2,4 млн. рублей в год. «В целом предлагаю проанализировать расходы по направлению, связанные с информатизацией, – добавила Поронова. –  В прошлом году мы выяснили, сколько тратят министерства по этой статье, и получили потрясающие результаты. Например, минфин тратит 20 млн. рублей, министерство социального развития – столько же, а министерство сельского хозяйства – 40 млн. рублей. Или, скажем,  уполномоченный по правам человека тратит на информатизацию столько же, сколько всё Законодательное Собрание».

Череду сомнений продолжил руководитель службы государственного финансового контроля Иркутской области Александр Анчугин. Он поинтересовался, хватит ли сотрудников для обеспечения работы электронного правительства. «Сейчас в каждом органе власти есть люди, которые занимаются информационным обеспечением. Думаю, они смогут обслуживать электронное правительство, – ответил Пашков. – В муниципалитетах, за исключением глубоко дотационных, тоже есть трудовые ресурсы. Так что с численностью всё в порядке, а обучить можно. Это ведь не какая-то там высшая математика, которая под силу только уникальным людям, единицам в мире». «А у меня есть возможность  выйти из зала и посмотреть с рабочего места что-то из сделанного? Дайте, пожалуйста, ссылку!» – попросил Анчугин. «На вопрос «Можно ли посмотреть?» отвечу: нельзя. Нам высылали две или три версии интернет-портала. Но они, извините за сленг, все 158 услуг не жуют. Надеюсь, в конце мая сможете увидеть хотя бы список услуг на сайте правительства», – заключил Пашков. 

Работа электронного правительства может быть неэффективна и из-за низкой информационной грамотности, отметил проректор по научной работе БГУЭП Виктор Самаруха. «Информационная обеспеченность в регионе очень низкая. Есть люди, которые боятся сотового телефона или банковского терминала. Около 60% нашего населения не пользуются банками. И не каждый человек сможет разобраться с  этими вопросами до конца дней своих», – заявил Самаруха и добавил, что интеллигенция и вузы должны будут посодействовать обучению по примеру проекта «Бабушка-онлайн». С Самарухой не согласился  зампред правительства Иркутской области Александр Моисеев. Он напомнил: «Пять лет назад  не было мобильных телефонов и никто не знал, что это такое и какую кнопку нажимать. Зато теперь каждая женщина, каждый старик в любом возрасте пользуется мобильным телефоном без особого труда». Тем не менее, как полагает Моисеев, «проект концептуально не проработан», «нет чёткого понимания, где начало, а где конец». В итоге чиновники сошлись на том, что экспертному совету по электронному правительству сначала придётся проанализировать существующую техническую базу и составить конкретное задание по реализации проекта.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры