издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сцена военного времени

Театральные артисты внесли свой вклад в Великую Победу

  • Автор: Виталий СИДОРЧЕНКО, заслуженный артист РФ, для «Восточно-Сибирской правды»

Воскресенье 22 июня 1941 года в Иркут-ском драматическом театре было обычным рабочим днём. В театре давали комедию белорусского драматурга Кондрата Крапивы «Кто смеётся последним». На утреннем спектакле с артистом, играющим дворника Нечипора, случился неприятный казус. Как отмечалось в докладной записке помощника режиссёра, «артист Кузьмин во втором акте первой картины не вышел на свой выход, ввиду чего сцена с профессором Черноусом (артист Шатров) была пропущена». И не избежать бы Кузьмину наказания за совершённый проступок, если бы в этот день радио не принесло страшную весь – началась война.

Сообщение это было настолько неожиданным, что для многих поначалу показалось даже неправдоподобным. Ведь Сибирь не бомбили и здесь не испытали того ужаса, который обрушился с тяжёлых бомбовозов на головы людей из приграничных городов. Те, кто не слышал сообщения лично, переспрашивали, не веря, что такое может случиться. Но вскоре организованный в театре короткий митинг расставил всё на свои места.

Скупые речи выступающих, произнесённые с тревогой и гневом, подтвердили, что настала пора испытаний, всю тяжесть которых придётся пережить каждому и всем вместе. Война резко изменила весь ход жизни в стране. Мужчины стали уходить на фронт. Оставались в тылу только те, кто не подходил или по возрасту, или по здоровью. 

Директор Иркутского драматического театра Владимир Иванович Бессараб, несмотря на так называемую бронь, всё-таки настоял на том, чтобы его отправили на фронт. Исполняющим обязанности директора с сентября 1941 года был назначен его заместитель Осип Александрович Волин. Кстати, за ушедшими на фронт должности сохранялись на всё время войны. 

В сложившейся обстановке военного времени иркутский театр стал подчинять свою жизнь, своё искусство задачам обороны страны. Прежде всего это касалось репертуарной политики. Из прежнего сезона 1940-41 гг. оставались спектакли, которые по достоинству были оценены зрителем: «Отелло» В. Шекспира, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьёва, «Царь Фёдор Иоаннович» А. Толстого, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера, «Живой труп» Л. Толстого, «Последняя жертва» А. Островского. Но война диктовала театру свои, новые задачи. Необходимы были спектакли, созвучные времени. Нужно было рассказывать зрителю о том, что несёт враг нашему народу, показать героические будни наших воинов, воодушевить на доблестную работу тружеников тыла.

В июле 1941 года творческий коллектив театра в весьма короткий срок – всего за две недели – выпустил яркий патриотический спектакль «Парень из нашего города» К. Симонова с прекрасной работой молодого артиста Бориса Ситко в главной роли (народный артист РСФСР Б.А. Ситко в последующие годы был одним из ведущих артистов Центрального театра Советской Армии). Спектакль «Парень из нашего города» прошёл на иркутских подмостках 45 раз и был оценён зрителем и критикой как замечательное произведение новой советской драматургии.

В 1942 году иркутский театр одним из первых в Советском Союзе поставил пьесу К. Симонова «Русские люди» и «Нашествие» Л. Леонова. В декабре 1942 года состоялась премьера пьесы А. Корнейчука «Фронт». В 1944 году в театре играли «Сталинградцев» Ю. Чепурина и «Так и будет» К. Симонова. Последняя постановка пользовалась особым, исключительным успехом и прошла 300 раз.

Работая над этими произведениями, театр старался создавать яркие патриотические спектакли, раскрывающие величие борьбы советского народа с силами немецкого фашизма, спектакли, проникнутые глубокой уверенностью в том, что враг, вероломно напавший на нашу страну, будет разбит.

В каждом из этих спектаклей, поставленных совершенно разными режиссёрами и художниками, театр стремился показать внутренний мир наших людей, партийных и непартийных, объединившихся перед великой бедой в одну по-настоящему дружную семью.

Общественность, газеты и многочисленные зрители в своих отзывах отмечали правдивые, выразительные образы героев сценических произведений. Этому способствовал крепкий актёрский ансамбль драматического театра – от ведущих мастеров сцены К.А. Прокофьева, Г.А. Крамовой, Е.Е. Барановой, В.И. Бурдина, Б.А. Ситко, Н.Н. Бодрова, А.С. Пантюшева, Н.П. Мануйловой, М.М. Каплун, Ф.Н. Белопольского, А.Н. Терентьева и до артистов вспомогательного состава. 

В первые годы войны театр, отвлекаясь на стремительно развивающиеся события в стране, в том числе и у нас в Сибири, решил создать специальные театрально-концертные бригады «Боевые теа-сборники». Эти бригады мобильно выезжали с концертами в воинские части, в госпитали, в рабочие и сельские клубы, производственные цеха и на колхозные полевые станы. Первый «Боевой теа-сборник» был подготовлен уже 11 сентября 1941 года.

Следует заметить, что в то время все спектакли и концертные номера обязательно просматривались уполномоченным Главрепеткома с составлением акта приёма, с указанием в нём всех замечаний и с разрешительной резолюцией контролирующего.

Вот этот теперь уже уникальный по времени и содержанию документ – «Боевой теа-сборник №1».

Постановщики:
Медведев Н.А.
Боганов Г.А.
Бурдин В.И.

Содержание сборника:

1) «Мы их не звали в нашу страну» – пьеса в 1 д. В.Смирновой.

2) «Партизаны, вперёд!» – отрывок из поэмы Д. Бедного исполняет Крамова Г.А.

3) «Частушки» – автор Яковлев. Исполняют Гаврилов В.И., Матвеев Н.Г.

4) «1812» – монтаж Маляревского П.Г. по произведениям М. Лермонтова и В. Соловьёва. Исполняют Ситко Б.А., Косцюкевич И.И., Бодров Н.Н., Иост Э.В., Штарк Г.Д., Прокофьева К.А., Леонтьев М.И.

5) «Дети» – очерк В. Василевской. Исполняет Крамова Г.А.

6) «В плену» – Г. Мдивани. Исполняют Шатров Д.К., Кузьмин В.И., Леонтьев М.И., Иост Э.В.

7) «Что несут фашисты» – И. Эренбурга. Исполняет Каплун М.М.

8) «За нашу советскую Родину» – монтаж Маляревского П.Г., вступление исполняет Бурдин В.И.

С репертуаром этого «Боевого теа-сборника» была выпущена специальная афиша. Уже через три месяца, в декабре 1941 года, был подготовлен и сдан представителю Главрепеткома второй «Боевой теа-сборник». 

Актриса А.Ф. Перегонец работала в иркутском театре в сезон 1927/28 гг. Во время войны участвовала в подпольной борьбе в Симферополе. Вместе с группой артистов была расстреляна

Газета «Восточно-Сибирская правда», откликаясь на выпуск подобных концертных программ, писала: «Теа-сборник» ещё более поднимает чувство священной ненависти к фашизму, горящее в груди каждого советского патриота. Он зовёт к новым трудовым подвигам во имя победы, в этом огромная заслуга театра».

С началом войны жизнь в Иркутске изменилась. Поведение людей стало более строгим, собранным. И дело было не в законах военного времени, а в том, что почти каждый чувствовал личную ответственность не только за жизнь своих близких, но и за судьбу страны.

С железнодорожного вокзала почти ежедневно на запад уходили воинские эшелоны, а с запада прибывали поезда с ранеными бойцами и командирами, которых размещали в лучших зданиях города, часто в школах и в других приспособленных под госпитали помещениях. В наше время в память об этих событиях на многих из этих зданий установлены мемориальные доски.

На иркутском вокзале можно было видеть бригады артистов, которые выступали перед отправкой на фронт воинских эшелонов. Эти бригады обслуживали и призывные пункты. 

В первые месяцы войны, когда враг захватывал города на Украине и в Белоруссии, про-двигаясь к Москве, советское правительство приняло решение эвакуировать в глубокий тыл страны фабрики и заводы, научные учреждения и даже театры. Так, в октябре 1941 года в Иркутск прибыл поезд с актёрами Московского театра сатиры. Было принято решение предоставить гостям из столицы сцену драматического театра. Иркутские же артисты вместе с декорациями и костюмами переехали в город угольщиков Черемхово. Здесь на базе местного театра и предстояло трудиться нашим актёрам. 

Труппу московских артистов возглавлял знаменитый Владимир Яковлевич Хенкин, за-служенный артист республики, первый комик советской эстрады, мастер юмористического рассказа, «любимец публики», как тогда говорили. Владимир Яковлевич в первые месяцы войны уже успел побывать на фронте с концертной бригадой и имел большой опыт выступления в воинских частях различных родов войск. Конечно, этот опыт ему пригодился и в сибирском городе, его выступления ждали всегда с нетерпением и в Домах культуры, и в госпиталях, и на заводах. 

В труппе театра сатиры кроме Хенкина были и другие знаменитые актёры, которых зрители знали и по кино, и по концертным выступлениям. Это один из героев популярного в те годы фильма «В шесть часов вечера после войны» И.А. Любезнов, заслуженный артист РСФСР П.Н. Поль, заслуженная артистка РСФСР Е.Я. Милютина, известные А.М. Бонди, Н.Н. Рыкунин, В.А. Лепко, В.И. Исаев, Н.И. Слонова, П.А. Голубецкий и знакомый уже и нынешнему поколению Г.Б. Тусузов. 

Теперь иркутяне могли видеть их в спектаклях «Пигмалион» Б. Шоу (постановщик – Л. Крицберг), «Весенний смотр» В. Шкваркина (постановщик – народный артист РСФСР В.О.Топорков), где одну из главных ролей играл сам В.Я. Хенкин, «Мелкие козыри» В. Ардова (постановщик – заслуженный артист РСФСР М.М. Яншин), «Таланты» и «Сашка» К. Финна (постановщик – заслуженный артист РСФСР Р.Г. Корф).

Естественно, все перечисленные спектакли пользовались у зрителей неизменным успехом. Ну а Иркутский драматический театр продолжал свою плановую работу в центре Восточно-Сибирского каменноугольного бассейна – Черемхово. Актёры играли спектакли для шахтёров, репетировали пьесы, выступали с концертами на так называемых раскомандировках перед пуском в шахту, а также в красных уголках и на клубных площадках.

Находясь в Черемхове в декабре 1941 года, актёры и подготовили упомянутый выше второй «Боевой теа-сборник», где учли все недостатки первого и прежде всего разнообразили репертуар, включили в него не только произведения героики, но и юмористические рассказы, а также лирические песни и частушки на местные темы. «Теа-сборник» состоял из десяти номеров. Актёры играли одноактные пьесы Саянского («Кафе Адольфия»), Ардова («Девушка с характером»), Бородина («Он приказал»), Динина («Ценное изобретение»), пели «песню Максима» Хипкинса, исполняли частушки Яковлева из журнала «Крокодил» и на местные темы, читали стихи П. Маркина «Красной Армии поступь тверда». В конце программы звучали стихи, написанные заведующим литературой частью театра драматургом П.Г. Маляревским.

Процитируем из них лишь одно четверостишие:

Ты работаешь в тёмном забое,
Чёрный уголь дробишь в глубине,
Помни – ты не рабочий, а воин.
Ты не в шахте, а на войне.

Эти незатейливые строки трогали сердца шахтёров, уходящих в забой, вселяли в них веру, что их труд вносил весомую частичку в общую победу. Артистам театра приходилось выступать с концертами не только перед шахтёрами. Они выезжали и на предприятия соседнего городка Свирска, в ближайшие колхозы, в госпитали, которых в Черемхове располагалось тоже немало.

Знаменитого комика Владимира Хенкина всегда с нетерпением ждали и в Домах культуры, и в госпиталях, и на заводах

В свой выходной день (понедельник) артисты обычно проводили шефские встречи. К примеру, в январе 1942 года состоялся литературный вечер памяти Л.Н. Толстого, где исполнялись сцены из «Анны Карениной», причём сбор от этого выступления был перечислен в фонд эскадрильи «Советский артист». В этот же фонд перечислялись сборы и от других концертов и выступлений, которые актёры организовывали и в другие свои выходные дни. А уж выступать перед ранеными бойцами и командирами в понедельники считалось само собой разумеющимся делом. 

Большое количество внеплановых концертов, требование свежести, злободневности и оригинальности исполняемых произведений породили другую проблему – нехватку литературных источников. Театром совместно с отделом искусств перед авторами, работающими в Иркутской области, была поставлена задача создания произведений малых форм, которые могли бы исполняться как на хорошо оснащённых, так и на необорудованных площадках. В результате было выписано несколько литературно-художественных «монтажей», посвящённых Великой Отечественной войне, а также составлено несколько программ на эту же тему. 

На стихи иркутских авторов Анатолия Ольхона и Константина Седых было написано несколько песен. Публицист и драматург Павел Маляревский постоянно писал стихи для эстрадных выступлений и был автором многих литературно-художественных монтажей. 

Иркутское отделение Всероссийского театрального общества через свою библиотеку продолжило начатую в первые дни войны работу по подбору репертуара для актёрских бригад, обслуживающих воинские части и госпитали, из газет и журналов, из книг и репертуарных сборников, изданных КОГИЗом и другими издательствами страны. Одновременно с этим подбирался свежий репертуар для концертных бригад, обслуживающих уборочные кампании. В театре было десять таких бригад. В порядке шефской помощи проводились беседы, консультации, подбор репертуара для красногвардейской самодеятельности. Для них же проходили занятия на тему «Практические задачи самодеятельных коллективов в военное время». 

Теперь, спустя многие десятилетия, просматривая материалы с конференции, записи воспоминаний, служебные театральные дневники режиссёра-администратора, докладные помощников режиссёров тех военных лет, поражаешься удивительной работоспособности актёров и всего театрального персонала. Ежедневный десяти-, а то и двенадцатичасовой рабочий день! Для подтверждения сказанного приведём расписание обычных двух рабочих и одного выходного дня актёров.

25 января 1942 года. г.Черемхово

С 10 час. утра до 13 час. – репетиция спектакля «Батальон идёт на запад».

С 15 час. до 17 час. – зрительская конференция с показом концертных номеров из «Боевого теа-сборника №2».

Затем выезд на два концерта в госпитали.

19 час. 45 мин. – приход на вечерний спектакль (за 45 мин. до начала. – В.С.).

20 час. 30 мин. – 24 час. – спектакль Ф.Шиллера «Разбойники».

26 января 1942 года, понедельник (день отдыха артистов)

 Концертное выступление в фонд эскадрильи «Советский артист».

Программа: художественное чтение, юмористические сценки, отрывки из спектаклей («Он прикован…», «Рыбачка с побережья», «В провинции», «Утка с грибами» и т.д.).

27 января 1942 года 

10 час. – 14 час. – репетиция спектакля «Батальон идёт на запад».

Затем выезд на два концерта в госпитали.

С 19 час. 45 мин. – приход на спектакль.

20 час. 30 мин. – 24 час. – вечерний спектакль М.Ю. Лермонтова «Маскарад».

В спектакле были заняты все актёры.

После 24 часов, ночью, нужно было разгримироваться, снять костюм и добраться до квартиры или гостиницы, приготовить ужин, немного успокоить нервную систему, подучить текст нового спектакля, а утром приехать к 10 часам на репетицию со знанием этого текста и в полной энергетической форме для работы над новым образом. 

Надо ещё учитывать, что в труппе было достаточно пожилых актёров (многие по здоровью не были мобилизованы в армию). Но люди трудились, не обращая внимания на недуги, недосыпания, недоедания. Война вселила в них неистребимую волю к жизни, силу духа и величайшую ответственность за судьбу своей Родины, своего народа.

4 февраля 1942 года Иркутский драматический театр возвратился в родной город. На его сцене доигрывал свои последние спектакли Театр сатиры. 15 февраля состоялось официальное закрытие гастролей москвичей. После трёхдневного отдыха иркутская труппа приступила к репетициям готовящихся премьерных спектаклей. Свободные от репетиций актёры почти ежедневно выезжали с концертами в госпитали и в подшефные войсковые части. Но при всей интенсивности концертной деятельности и занятости артистов в вечерних и выездных спектаклях сроки выпуска новых спектаклей не нарушались. 

Уже 21 февраля состоялась первая после возвращения театра премьера «Батальон идёт на запад» Г. Мдивани, 20 марта зрители увидели «Без вины виноватые» А.Н. Островского, 6 апреля – «Крушение» Д. Слепяна, 20 мая – «Урок жизни» В. Головчинера, 28 мая – «Русские люди» К. Симонова, 15 сентября – «Давным-давно» А. Гладкова.

После короткого отпуска 4 октября 1942 года театр показал спектакль по инсценировке романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», 3 ноября – «Фронт» А. Корнейчука, а 23 декабря – «Нашествие» Л. Леонова. Кроме того, не были забыты постановки прошлых лет: 

«Любовь Яровая» К. Тренёва, «Бешеные деньги», «Последняя жертва» А. Островского, «Живой труп» Л. Толстого, «Фландрия» В. Сарду.

Вся труппа была задействована в этих спектаклях и интенсивно работала, но в то же время при прокате репертуара можно было варьировать актёрским составом и освобождать тех или иных артистов для выездов с концертами в войсковые части и госпитали.

Окончание в номере «ВСП» от 8 мая

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер