издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Школа Галины Крамовой

К 160-летию Иркутского драматического театра

  • Автор: Юрий МАЙОРНИКОВ, для «Восточно-Сибирской правды»

Без прошлого нет настоящего, а без настоящего и прошлого нет будущего! Этим девизом решили руководствоваться мы в преддверии знаменательного события в жизни любимого города – красивого юбилея – 160-летия старейшего в Сибири Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова. Открывая рубрику «Имя со старой афиши», посвящённую творчеству выдающихся мастеров сцены, мы отдаём дань памяти великолепным артистам, режиссёрам, художникам, чьё творчество пришлось на разные годы ХХ века, ибо история любого театра есть жизнь и любовь безгранично преданных ему людей. Ведь не зря существует словосочетание «рыцарь театра». Героиня нашей первой истории – Галина Крамова.

В памяти иркутян старшего поколения она навсегда осталось Юдифью из «Уриэль Акосты»,  Ниной из «Маскарада», Ларисой из «Бесприданницы», Юлией Тугиной из «Последней жертвы», Любовью Яровой, Марией Стюарт. Галина Алексеевна Крамова отдала иркутскому театру, любимому театру своей долгой творческой биографии, более 30 лет, став первой в его истории народной артисткой РСФСР, Почётным гражданином города. Она родилась 110 лет назад, 17 апреля 1900 года, в Иркутске в семье Алексея Иннокентьевича и Агнии Михайловны Коровиных. Когда Галина закончила восемь классов гимназии, Сибирь была охвачена гражданской войной. Зарабатывать деньги для семьи, в которой, кроме Галины, росли ещё две сестры, приходилось репетиторством. Но неизменно каждую субботу, взяв самый дешёвый билет на галёрку и надев форменные платья, со своей сестрой Ольгой они бежали к театральному подъезду. Впечатлениями от спектакля делились с матерью, а Галина декламировала и разыгрывала перед домашними маленькие сценки. Скоро сцена стала увлекать её всё больше, и, позабыв об учительстве, которое, как надеялась мать, станет будущей профессией дочери, она увлечённо репетирует и играет в спектаклях самодеятельного коллектива рабочего клуба «Окраина». 

Свой путь на профессиональной сцене Галина Алексеевна начала в железнодорожном театре, но вскоре перешла в театр при Маратовском рабочем дворце. В эти годы она познакомилась со своим мужем – актёром и режиссёром Дмитрием Алексеевичем Хадковым, которого до конца своих дней считала учителем. В 1923 году Галина Алексеевна становится актрисой Иркутского драматического театра. Роли были разными, героини и эпизоды, играли спектакль за спектаклем, часто с нескольких репетиций. Были успех, аплодисменты, цветы, но не было удовлетворения от достигнутого; хотелось набраться опыта, поработать в других театрах, и супруги Хадковы приняли решение уехать на запад. Но, где бы ни работали они – в театрах Иванова, Рыбинска, Владимира, – вспоминался родной сердцу город, его старинные деревянные улочки. 

Уже в Якутском русском драматическом театре среди писем от старых иркутских друзей Галина Алексеевна получила приглашение от Осипа Александровича Волина войти в труппу областного драматического театра, на которое актриса и режиссёр, конечно же, ответили согласием. В родном для Хадковых Иркутске начались репетиции спектаклей, премьеры, вводы. Незадолго до премьеры пьесы А.Н. Островского «Бешеные деньги» в октябре 1939 года, где Галина Крамова репетировала роль Лидии Чебоксаровой, скончалась любимая мама Агния Михайловна. Глубоко переживая уход из жизни самого близкого ей человека, Крамова готова была уехать из Иркутска, но её ждали новые роли. 

Именно работа помогла актрисе пережить тяжёлое горе. Когда выдавалась свободная минута, Галина Алексеевна вдвоём с мужем, заядлым рыбаком, на собственной моторной лодке отправлялась в путешествие по Ангаре. В этот период и Дмитрий Алексеевич увлечённо работает, ставит яркие, интересные спектакли: «Стакан воды», «Женитьба Белугина», «Тартюф», «Царь Фёдор Иоаннович», «Шут Балакирев», «В степях Украины», «Без вины виноватые», «Лев Гурыч Синичкин», «Уриэль Акоста», «Дама-невидимка», «Старик», «Константин Заслонов», успех которых с режиссёром разделяют блестящие актёры Сергей Боровков, Любовь Деримарко, Борис Ситко, Тамара Кемарская, Константин Прокофьев, Екатерина Баранова, Виктор Бурдин, Евгения Карпова, Николай Залётный, Анна Светлова и, конечно, любимая жена – Галина Крамова. 

На вопрос о том, сколько ролей сыграла актриса за свою жизнь, Галина Алексеевна отвечала: «Не знаю, не считала, учёта не вела. Но если бы жили все женщины, сыгранные мною, любимые и нелюбимые, – они бы заполнили всю нашу сцену, да ещё, пожалуй, с трудом поместились бы на ней». В суровые годы Великой Отечественной войны Галина Крамова в составе прифронтовых бригад с артистами областного драматического театра выезжает на Восточный фронт, много выступает в иркутских госпиталях перед ранеными. Одной из первых в городе Галина Алексеевна сделала вклад в размере двух тысяч рублей в Фонд обороны страны. 

Каждая новая роль актрисы, будь то старая хозяйка из пьесы «Каменное гнездо», Богаевская в «Варварах», Бережкова в «Обрыве» или мадам Буткевич из спектакля «Год 1919-й», удивительно тепло принималась зрителями, критиками и коллегами. Молодые и начинающие актёры, стоя в кулисах, с замиранием сердца наблюдали за игрой Галины Алексеевны: это была удивительная, настоящая школа мастерства, постижения глубин актёрской профессии. В мае 1957 года, нескольких месяцев не дожив до 60-летия, скоропостижно ушёл из жизни Дмитрий Алексеевич Хадков. Потеря любимого мужа стала для Галины Алексеевны большой бедой. И в эти тяжкие моменты её опять спасала работа. Активная подготовка к ответственным гастролям в столице, ставшим триумфальным событием театральной жизни тех лет, помогала справляться с грустными мыслями. Спустя год, в 1958-м, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Галине Алексеевне Крамовой было присвоено почётное звание «Народная артистка РСФСР». Мягкая лиричность и удивительная доброта отличали характерные, возрастные роли актрисы. На смену ярким героиням знаменитых пьес мировой и отечественной драматургии в 50-х пришли многочисленные мамы и бабушки в произведениях советских и зарубежных авторов: «Мы тоже не ангелы», «Совесть», «Суббота, воскресенье, понедельник», «Иркутская история».

В течение нескольких лет Галина Алексеевна возглавляла работу Иркутского отделения Всероссийского театрального общества. Неоднократно избиралась депутатом городского  и областного Советов депутатов трудящихся, была членом президиума Иркутского областного Совета мира, всегда помогая нуждающимся людям, среди которых были и пенсионеры, и молодёжь, не только словами, но и конкретными делами. За большую общественную работу актриса была награждена орденом Трудового Красного Знамени. В 1967 году первой из иркутских артистов Галина Крамова удостоена звания «Почётный гражданин города Иркутска».

С большим интересом и увлечённостью репетировала актриса свою последнюю роль – Этель Сэвидж в спектакле режиссёра Бориса Дубенского «Странная миссис Сэвидж». Последний раз народная артистка РСФСР Галина Алексеевна Крамова вышла к любимому зрителю 17 января 1973 года. Тяжёлая продолжительная болезнь не позволила ей больше играть на театральной сцене. Уход актрисы из жизни 28 ноября 1974 стал невосполнимой утратой для театра и города, которому была отдана без остатка целая жизнь. 

В самом центре Иркутска, на пересечении улиц Горького и Ленина, стоит дом с установленной на фасаде мемориальной доской, напоминающей проходящим мимо иркутянам, что более 40 лет назад здесь жила выдающаяся актриса Галина Алексеевна Крамова, театральная звезда которой не погаснет никогда. 

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер