издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Закон умножения добра

Под занавес 82-го театрального сезона в Иркутском областном ТЮЗе имени А.В. Вампилова беседа с его директором – заслуженным работником культуры РФ Виктором Токаревым.

– Вы заметили, Виктор Степанович, что театральный сезон почти один к одному совпадает по срокам… с отопительным? Только коммунальщики согревают наши жилища и тела, а деятели искусства – души. Речь сейчас о служителях Мельпомены.

(Смеётся от неожиданности сравнения). Согласен, тепло любят все. И физическое, и, так сказать, духовное. В театре оно идёт в первую очередь со сцены. Если, конечно, режиссёр и артисты сумели возжечь в себе и в спектакле внутренний огонёк. Знаете,  я смотрел от начала до конца почти все наши представления, посвящённые 65-летию Великой Победы. Необычная постановка, называется «Всё что угодно – только не война!». Это по стихам поэтов фронтового поколения, в котором из каждых ста воевавших – вдумайтесь, переведите дыхание – уцелело лишь трое. И по песням тех лет. Играли в основном наши молодые артисты, недавние выпускники Иркутского театрального училища. Им двадцать лет. Но они старались овладеть этим материалом, пропустить его через себя,  причём в труднейшем для освоения и воплощения поэтическом жанре.

– Справились?

– Просто молодцы ребята! Мы ведь, признаться, сомневались, достучимся ли, скажем, до шести- и семиклассников. Но в атмосфере, созданной не бытовым, а поэтическим языком, музыкальным, пластическим, юные зрители, что ценно и дорого, вдруг затихали, смолкали и полностью погружались в происходящее. Воспринимали всё очень искренно и доверчиво, сопереживали. В такие минуты я ловил себя на волнении, у меня подкатывал комок к горлу. А один момент был просто потрясающим, у многих слёзы навернулись.

– От чего? Такая реакция сегодня мало характерна.

– На майские празднества приехали в ТЮЗ на этот спектакль приглашённые со всей области ветераны. С трепетом и почтением к этим людям, знающим цену жизни и смерти, мы их усадили впереди остальных зрителей, поприветствовали, и молодёжь в зале разразилась долгими аплодисментами. Причём такое происходило перед началом каждого представления. А в этот раз один ветеран встал, повернувшись к залу, за ним остальные, и они вдруг все вместе поклонились молодой публике. Был шок. Аудитория как будто ахнула внутри и ещё неистовее забила в ладоши. Минута поистине святая, потрясающая. Не забыть. Минута единения поколений и благодарности младших старшим.

– Вы так эмоционально этот момент воспроизвели, Виктор Степанович… Но до этой завершающей премьеры сезона были же и другие?

– Ещё целых девять.

– Невероятно!  Решили догнать столичный РАМТ Алексея Бородина, где нынче «выдали на гора» аж 14 спектаклей?

– Стало уже немодно говорить о кризисе. Но именно он заставил нас напрячь все скрытые силы, уплотнить свой режим. Обычно мы в сезоне выпускали пять-шесть спектаклей, а сейчас репетируем уже десятый – «Золушку» Е. Шварца. Причём за те же деньги.

– А как, простите, это количество соотносится с качеством?

– Отвечу, может быть, не вполне скромно. Но со всей определённостью: мне не стыдно ни за одну из нынешних премьер. Мы возродили традицию обсуждения худсоветом новых спектаклей перед выпуском, и должен сказать, что разговор бывает жёстким, без скидок. В частности, одну из постановок худсовет одобрил только с третьего захода.

– Можете воспроизвести вкратце афишу 82-го сезона?

– Всего в репертуаре тридцать названий. Включая новые: «Вождь краснокожих» О. Генри, «Чудеса в новогоднем лесу» Н. Абрамцевой, которые в зимние каникулы с удовольствием посмотрели младшеклассники. Замечу, что чудеса их ждали и в нарядном фойе вокруг крутящейся ёлки с Дедом Морозом, Снегуркой и Метелицей в красивых, ручной работы, костюмах.

– Вампиловцы, давно замечено, с подчёркнутым вниманием относятся к своим зрителям, особенно к юным.

– На том стоим! (Смеётся). Известный кинорежиссёр сказал в телеинтервью, что искусство предназначено  для укрепления человека в этой жизни, для укрепления сердец. Я бы продолжил: для возвышения ума, для облагораживания чувств. Чтобы души не черствели, им нужен свет. И не в конце туннеля, а каждодневный свет участия, доверия к молодым, свет дружбы и любви. Мы пытаемся на каждом спектакле вызвать у зрителя озноб сердца. Судя по записям в Книге отзывов, такое случается. Причём и на дневных, и на вечерних встречах с нашей аудиторией.

– Готова это подтвердить, поскольку перед интервью придирчиво изучала упомянутые вами, Виктор Степанович, записи. Но приведу лишь одну из них, лестную для театра, поскольку критической, на которую рассчитывала, не нашлось, если игнорировать претензию к техническому параметру – громкой музыке. Цитирую отзыв о «Юбилее» и других шутках Антоши Чехонте» в постановке Сергея Болдырева к 150-летию писателя: «Спасибо за свидание с Чеховым. Какое счастье в переполненном зале вашем убедиться, что наш ТЮЗ – это доброта без слабости, строгость без придирчивости, ласковость без приторности, а главное – постоянная разумная деятельность во имя красоты и силы искусства! От имени старых учителей Л.А. Щепина». Немножко пафосно, на мой взгляд, но вообще-то заработать за один сезон больше тысячи письменных изъявлений любви и восторженных благодарностей чего-нибудь да стоит.

– А на сайте нашем порадовал отзыв о постановке Ксении Торской по сценарию  завлита Лины Иоффе «Всё что угодно – только не война!». Девушку как раз больше всего поразило и понравилось ей в спектакле то, что он «без лживого пафоса, артисты читали стихи проникновенно и с душой». Без похвальбы скажу: выразительные слова можно было бы привести из Книги отзывов о каждой премьере. Но я только перечислю остальные новые спектакли, даже без актёрских имён – ради экономии дефицитной газетной площади. Это своеобразная экспериментальная работа режиссёра Александра Лабыгина «Дом окнами в поле» с использованием других произведений А. Вампилова. В содружестве Ксении Торской с той же Линой Иоффе в литературном клубе «Элегия» вышел тоже весьма необычный спектакль – «Граф Нулин» по А.С. Пушкину. На малой сцене Александр Булдаков поставил пьесу о выборе жизненной позиции и первом чувстве любви – «Пора тополиного пуха» А. Сергеева.

– Прямо «семь пудов любви» в репертуаре сезона! Шутка Чехова, в духе самоиронии.

– А как без любви и её то драматических, то комедийных нюансов в разговоре с молодыми? О чуде преображения любовью поставлена Львом Титовым, главным режиссёром нашего театра в 70-е годы, и комедия Лопе де Вега «Дурочка». В его же режиссуре малыши познакомились с Мымрёнком и Чудом в перьях по забавной сказке В. Афонина.

– Не ошибусь, наверно, предположив, что труппа сейчас загружена до предела и скучать в ожидании ролей никому из артистов не приходится?

– Работают в поте лица! Но и с удовольствием. Им не до интриг или разрушительных рефлексий: они востребованы. И с каждым новым сезоном вампиловцы стараются поднимать для себя творческую планку. На это стремление позитивно реагируют и общественность, и публика, и пресса.

– Пусть соглашаются или спорят с оценками типа «Спектакль не уступает столичным» (это о судьбе Марины Цветаевой в «Я тоже была, прохожий…»), но побольше вам благожелательных зрительских отзывов! Без обратной связи не работает закон умножения добра.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры