издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Летает с места на место

Новый иркутский аэропорт меняет площадку

В деревне Поздняково не будет аэропорта «Иркутск Новый». ФГУ «Главгосэкспертиза» в третий раз отказалось утвердить строительство объекта на этой площадке. Причины – сложный рельеф территории, туманы и огромные инвестиции. Что будет предложено взамен Поздняково, в региональном правительстве официально не комментируют. Но, как стало известно «Конкуренту», власти на пути к старой площадке на 56-м километре Качугского тракта, вблизи Усть-Ордынского. В своё время участок получил все технические согласования, но не был утверждён по политическим причинам.

Концепция поменялась

Главгосэкспертиза запретила ФГУП ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» продолжать работы по проектированию и строительству нового аэропорта вблизи деревни Поздняково Иркутского района, сообщил «Конкуренту» член Общественной палаты Иркутской области Сергей Босхолов. Решение было принято ещё в апреле. Госэкспертизу остановили сложный рельеф площадки и сильные туманы в этой местности. «Было посчитано, что экономически нецелесообразно перемещать 23 млн. кубометров грунта (равно объёму 3,5 плотины Иркутской ГЭС) для подготовки территории под аэропорт. 

В советское время вообще не рассматривали перемещение больше 3 млн. кубов, – подтвердил ещё один источник «Конкурента», знакомый с ситуацией. – Кроме того, в районе Поздняково есть линза вечной мерзлоты и туманов ещё больше, чем в Иркутске – до 120 суток в году». По его словам, рельеф позволяет построить стоянку лишь на 30 мест, то есть меньше, чем в существующем аэропорту. Плюс нерешённой проблемой оставался перенос военных объектов с площадки: инвесторы не хотели нести дополнительные затраты, да и для самого переноса требовались дополнительные соглашения, вплоть до международных, уточнил источник. «Получается, федералы заранее не хотели давать денег на аэропорт. Ведь в стране ещё десять городов в той же ситуации, что и Иркутск: нужно выносить аэропорты за пределы городской черты, например, в Нальчике, Омске», – заключил собеседник «Конкурента».

Отказ от площадки в Поздняково был предсказуем, считает Сергей Босхолов. О её «минусах» говорили и раньше. Согласно обоснованию инвестиций в новый аэропорт, в Поздняково «ограниченная перспектива развития» и «большой объём по освоению площадки». «Вспомните, при Тишанине (Александр Тишанин – губернатор Иркутской области в 2005 – 2008 годах. – «Конкурент») рассматривали вариант строительства в пади Ключевой (участок между Иркутском и Ангарском). Потом при Есиповском (Игорь Есиповский – губернатор Иркутской области в 2008-2009 годах. – «Конкурент») остановились на Поздняково, в котором, впрочем, Главгосэкспертиза отказала уже трижды – в 1995, 1996 и 2010 годах. Всего за историю выбора площадки под новый аэропорт рассматривалось более 30 вариантов», – отметил Босхолов. По его словам, Иркутск не оставлял мысли найти место под новый крупный аэропорт, чтобы организовать через него кросс-полярные перелёты. «Если бы проект удалось реализовать, аэропорт стал бы для Иркутской области курицей, которая несёт золотые яйца. Ежегодная прибыль от кросс-полярных перелётов составила бы более 250 млн. долларов», – добавил Босхолов. 

Хорошо забытое

Где всё-таки «приземлится» новый аэропорт, в правительстве региона официально не комментируют. Но, как стало известно «Конкуренту», власти решили вернуться к площадке на 56-м километре Качугского тракта, не доезжая 11 километров до Усть-Ордынского. Этот участок в своё время получил все технические согласования, в том числе Минобороны, имелось и соответствующее поручение правительства РФ, вспоминает Босхолов. «Но тогда по политическим причинам площадку всё-таки зарубили, – говорит он. – Малеев и Говорин (экс-главы Усть-Ордынского округа и Иркутской области. – «Конкурент») не могли договориться, куда пойдут налоги аэропорта, ведь его территория заходила бы в границы Усть-Орды. После объединения субъектов вопрос исчез сам собой». 12 марта региональное правительство рассмотрело участок под Усть-Ордой на заседании в «Сером доме».

Площадка под Усть-Ордой практически идеальна: мало туманов, есть место для развития, считает Андрей Скулин, бывший президент ОАО «Международный аэропорт «Байкал». Предприятие было создано в 90-е годы специально под проект на этом участке. Скулин сейчас представляет интересы финансово-промышленной группы «Gruppo ASG» (в неё входят корпорации ASG POWER SA, ASG COSMO SA, ASG SKY SA). ФПГ была готова инвестировать в проект ещё несколько лет назад, когда рассматривался усть-ордынский вариант. «Мы понимаем, что это единственная площадка вблизи Иркутска, которая подходит под строительство крупного международного аэропорта. Для этого придётся переместить всего 1,8 млн. кубометров грунта вместо 23 млн. кубов, которые планировались в Поздняково», – отметил Скулин. По его словам, Gruppo ASG возобновила свои планы по инвестированию в новый иркутский аэропорт. ФПГ уже направила в Минтранс РФ и правительство Иркутской области документы о готовности инвестировать в строительство аэропорта и всей окружающей его инфраструктуры, заверил Скулин. Сейчас вместе с проектным институтом ООО «ТрансПроект» компания готовит материалы по выбору площадки. Точная сумма инвестиций будет определена после их обоснования. Однако, по предварительным оценкам, только аэродромный комплекс будет стоить не менее 1,5 млрд. долларов.

«Северный мост»

Согласно плану «ТрансПроекта», в рамках создания аэропорта будет построен комплекс на две взлётно-посадочные полосы (в перспективе их количество увеличится до девяти), до 200 мест на стоянке, дистрибьюторский центр по перераспределению грузопотоков, аэрогородок на 50 тыс. человек, железная дорога от Мегета, новая автомобильная дорога от Иркутска, керосинопровод от Ангарска и водовод. «Ангарская нефтехимическая компания может только частично обеспечивать аэропорт – подавать 2 млн. тонн топлива в год. Остальные 10 млн. тонн будут поставляться по железной дороге с Ачинского, Омского нефтеперерабатывающих заводов, – отметил Скулин. – В партнёры по строительству мы намерены пригласить «Иркутскэнерго», РЖД, «Газпром». Вблизи аэропорта запланированы также технические центры «Airbus» и «Boeing» и завод для авиационного топлива на основе природного газа». 

По мнению руководителя иркутского подразделения «ТрансПроекта» Евгения Шелковникова, инфраструктура будущего аэропорта сблизит окружающие его территории и создаст естественную агломерацию. Одной из главных целей, по мнению проектировщиков, останется обеспечение на базе аэропорта кросс-полярных перелётов, – «северного моста» между Северной Америкой и Юго-Восточной Азией. «Красноярцы рады бы развивать «Емельяново», но их подводит география – через Красноярск получится на полторы тысячи километров дальше», – добавил Скулин. По его словам, первая очередь аэродромного комплекса будет готова через три года после начала строительства, на сооружение всех объектов уйдёт около 10 лет. «Первые работы по строительству аэрогородка могут быть начаты уже в этом году: мэр Иркутского района заверил нас, что проблем с отводом земель не будет», – рассказал Скулин. Предполагается, что после завершения работ аэропорт будет передан в концессию инвестору, который сам намерен отвечать за сроки окупаемости объекта. Когда инвестор получит  прибыль и окупит вложения, то уйдёт с аэропорта. Впрочем, смелые планы инвесторов и проектировщиков пока отказываются подтверждать и поддерживать региональные власти, от которых зависит выбор площадки. Губернатор Дмитрий Мезенцев отказался ответить корреспонденту «Конкурента» на вопросы о смене участка, предложив подождать, пока всё объявят официально.

Источник: http://turmouse.ru

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер