издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Контроль качества

«Сибирский энергетик» решил выяснить состав бензина с иркутских заправок

«Тема следующая – залил 95-й, катался без проблем, а на следующий день машина не завелась» – такие или очень похожие сообщения регулярно появляются на интернет-форумах автовладельцев. Наверняка каждый автомобилист хотя бы раз, но сталкивался с проблемой некачественного топлива. Корреспондент «Сибирского энергетика» решил выяснить у специалистов, на каких АЗС в Иркутске продают качественный бензин и как можно защитить свою машину от плохого топлива. И узнал, что способ есть только один – заправляться в уже проверенных местах и избегать стоящих на отшибе заправок с подозрительно низкими ценами.

Специалисты отмечают, что низкокачественное топливо может привести как минимум к повышенным выбросам отравляющих веществ в атмосферу, а как максимум – к повышенному износу или поломке двигателя. Наверное, каждый автовладелец может рассказать о том, как его машина пострадала от некачественного бензина. 

Одна из коллег регулярно заправляет свою 11-летнюю японскую малолитражку на заправках ЗАО «Крайснефть» на улицах Трактовой и Полярной в Иркутске (о последней ходят слухи, что там заправляется то ли начальство Иркутского авиазавода, то ли руководство самой топливной компании). Но однажды она была вынуждена заправиться на АЗС в Университетском. Машина после этого даже доехала до места назначения, но на следующий день завести двигатель уже не удалось. «В автосервисе моторист сказал, что масло превратилось в какое-то подобие желе и виной тому либо его низкое качество, либо бензин», – рассказала она. Ремонт двигателя после этого обошёлся приблизительно в 7 тыс. рублей. Ещё один собеседник «Сибирского энергетика» столкнулся в автомастерской с обладателем Nissan R’nessa, который залил полный бак на АЗС «Омскнефть» на Ширямова и успел доехать только до середины плотины. Итог – машина встала и её пришлось тащить в автосервис на тросе. А затем сливать бензин и промывать всю топливную систему. При этом, признаёт мужчина, на заправках, входящих в крупные розничные сети, такие проблемы редки. «Например, я всегда заправляюсь на «Крайснефти», и пока не «хватал» некачественного бензина, – отметил он. – А на заправках «ОМНИ» бывает так, что топливо идёт хорошее, а потом попадается брак».

Процент выбраковки 

Начальник испытательного центра ФГУ «Иркутский центр стандартизации, метрологии и сертификации» Дмитрий Баженов подтвердил, что в основном с некачественным топливом сталкиваются те, кто заправляется либо от бензовозов, либо на небольших заправках на периферийных дорогах. «А у крупных сетей – «Иркутскнефтепродукта», «Крайснефти» и «ОМНИ» – бензин, как правило, хороший», – заметил он. По крайней мере, те образцы, которые они представляют для контрольных испытаний, соответствуют стандартам.

Всего за 2009 год в испытательном центре было исследовано около 500 образцов бензина, из которых 12,8% не подходили под стандарты по октановому числу, фракционному составу или содержанию серы. «Больше всего браковалось проб, которые к нам поступали по линии госнадзора», – заметил Дмитрий Баженов. Впрочем, полагает он, в реальности процент выбраковки может быть выше. «Думаю, если бы у нас были полномочия проводить регулярные проверки АЗС, так бы и было, – добавил начальник центра. – Но это компетенция проверяющих органов, мы занимаемся только испытаниями». 

Тем не менее даже статистика, которую ведут его сотрудники, весьма красноречива. Например, в прошлом году физические лица принесли на испытание примерно 90 образцов бензина и дизельного топлива, из которых семь оказались некачественными. Причинами стали завышенное октановое число, наличие примесей, превышающее норматив содержание бензола. «В общем, по любому показателю могли быть забракованы», – констатировал эксперт. Впрочем, ни разу в проверенных образцах не обнаружилось свинца или марганца, которые повышают токсичность выхлопа. Единожды или дважды было зафиксировано превышение содержания железа. Сталкивались сотрудники центра и с бензином с повышенной долей серы. «Это очень агрессивный компонент, нежелательный и в экологическом плане, и для двигателя тоже, – пояснил Дмитрий Баженов. – Хотя соединения серы тоже разные бывают – какие-то более вредные для двигателя, какие-то менее, но на экологию они всё равно влияют отрицательно».

Кроме того, в бензине могут содержаться и другие экологически небезопасные компоненты, содержание которых не регламентировано в действующих ГОСТах на бензин (ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002. – «СЭ») и техническом регламенте «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Например, это толуол, который добавляют для повышения октанового числа топлива. Технология проста – дешёвый прямогонный бензин смешивают в определённой пропорции с более качественным и добавляют это вещество. «Толуол льют без меры, это часто бывает, – констатировал собеседник газеты. – Хотя толуол и бензол – вещи одного «порядка вредности».

Впрочем, некоторые умудряются производить бензин, подходящий под более жёсткие экологические требования. Например, АНХК даже на устаревшем оборудовании выпускает топливо, по массовой доле серы подходящее под экологический стандарт Евро-3, который в России планируют ввести с 1 января 2011 года. 

Как проверяют бензины 

После этого рассказа Дмитрий Николаевич продемонстрировал оборудование, на котором проверяют качество топлива. Первый аппарат, попавший в объектив «СЭ», – АРН-ЛАБ-02, который, как пояснила инженер-химик Эрика Фриц, позволяет узнать фракционный состав бензина. «Когда он работает, выглядит это весьма красиво», – заметила она перед запуском оборудования. И перед нажатием кнопки запуска надела резиновые перчатки. «Маникюр жалко, – усмехнулась она на вопросительный взгляд журналистов. – Мужчины без них работают». 

Из 90 образцов бензина и дизельного топлива, которые принесли на испытание иркутяне в прошлом году,
семь оказались некачественными

Помимо проверки на фракционный состав образцы топлива проходят хроматографический анализ на содержание бензола и оксигенатов. Кроме того, для проверки бензина на соответствие стандартам качества применяются спектрометры. Причём оборудование в испытательном центре позволяет осуществлять два вида спектрометрии: атомно-абсорбционную и ИК-фурье спектрометрию. «Первый метод является арбитражным, то есть его результаты учитываются в случае судебных разбирательств», – отметил Дмитрий Баженов. 

Прибегнуть к нему может не только топливная компания, которая представляет контрольные анализы, но и обычный человек, обратившийся в испытательный центр. Проверка бензина обойдётся ему в 1700 рублей (без НДС), а дизельного топлива – в 1600 рублей. Правда, в этом случае октановое число будут определять октанометром, который не отличается высокой точностью. Доплата за меньшую погрешность – 1500 рублей – берётся за испытания на моторной установке. Всего в испытательном центре находятся две установки – для определения октанового числа бензина и цетанового числа дизельного топлива.

«В Иркутске таких больше нет – другие лаборатории используют октанометры, – не без гордости демонстрирует Дмитрий Баженов установку для определения цетановых чисел. – На АНХК есть американская установка, но воспользоваться её услугами практически невозможно». Те установки (одна – для определения октанового числа бензина, вторая – цетанового числа дизельного топлива), которые находятся в испытательном центре Иркутского ЦСМ, произведены в России. По словам его начальника, по своим характеристикам внешне они практически не отличаются от американских аналогов, но стоят в пять раз дешевле: 3,5 млн. вместо 17 млн. рублей, однако воспользоваться их услугами практически невозможно.

«Может быть, выглядит установка не очень эффектно, но это единственный способ точно определить октановое число», – заметил наш собеседник, показывая вторую установку. Кстати, определяют его двумя методами – моторным и исследовательским. Их ещё сравнивают с «мягким» стилем езды по шоссе и «жёстким» по городу, который отличается резкими ускорениями и остановками. Определяют его, сравнивая образец с эталоном. И относительно высокая цена проверки связана с дороговизной эталонного топлива. Дмитрий Баженов показал приблизительно литровую бутылочку с эталонной смесью для дизельной установки, которую производит единственное предприятие в России – Московский ВНИИ НП. «Она стоит примерно полторы тысячи рублей, а стоимость импортной – на порядок выше», – сказал он.

Вдобавок сотрудникам испытательного центра необходимо тратиться на контрольное топливо, по которому каждый день проверяют работу моторных установок. Погрешность при такой проверке должна составлять не более 0,5 октанового числа, если она превышена, то специалистам приходится искать причину неполадки и устранять её. А при проверке тех образцов, которые поступают в испытательный центр, погрешность может составлять до 1,1 октанового числа. 

Дедовский способ страхования рисков

В том случае, если проверка показывает низкое качество топлива, испытательный центр выдаёт на него отрицательное заключение. Если образец поступил от органов технадзора, то они могут добиваться штрафов с владельца АЗС. На этом методы воздействия со стороны контролирующих организаций на продавцов некачественного топлива ограничиваются – поскольку их работа не требует лицензирования, даже лицензию отобрать у них нельзя. «А штрафовать на три тысячи – это смешно. Они выплачивают штраф и продолжают продавать бензин», – высказал своё мнение Дмитрий Баженов. 

Так что водителям остаётся только обходить, точнее, объезжать заправки, образцы с которых оказались некачественными, стороной. Или отстаивать свои права в суде. Но проще страховаться по старинке – заправляться на уже проверенных АЗС. Многие так и стараются поступать. Например, Дмитрий Баженов признался, что в свою машину он старается заливать бензин только с одной заправки.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры