издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Байкальский ЦБК потерял особый статус

Президент РФ Дмитрий Медведев исключил ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» (БЦБК) из списка стратегических предприятий. Вместе с указом президента комбинат официально потерял свою особую значимость для оборонной промышленности, в которой так долго уверяли противников БЦБК. Лишение его статуса стратегического одни эксперты «Конкурента» называют «чисто техническим», другие – «обнадёживающим». Сходятся в одном: процедура приватизации 49-процентного госпакета акций БЦБК станет существенно проще, если власти в ближайшее время решат избавиться от «обременительного актива».

Статус стратегического предприятия с БЦБК снят 18 июня 2010 года. Соответствующий Указ «О внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ от 4 августа 2004 года» подписал Дмитрий Медведев, сообщается на сайте Кремля. Вместе с Байкальским ЦБК особого статуса лишились ещё пять предприятий в Иркутской области – Алексеевская ремонтно-эксплуатационная база флота, «Востокэнергомонтаж», Осетровский речной порт, Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота и «Востоксибэлектросетьстрой». В указе президента объясняется, что из перечня выбыли, в частности, предприятия, находящиеся на различных стадиях банкротства и не имеющие адекватной стратегии восстановления платёжеспособности. Кроме того, из списка исключён «ряд федеральных государственных предприятий, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, но имеющих незначительный государственный оборонный заказ либо его отсутствие». 

Как отмечается в официальном заявлении администрации Медведева, по ряду организаций уже приняты решения о передаче пакетов акций, находящихся в федеральной собственности. Они были внесены «в уставные капиталы различных интегрированных структур». 

Будет ли принято аналогичное решение в отношении 49% акций Байкальского ЦБК, принадлежащих государству, неизвестно. Как сообщили «Конкуренту» в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (Росимущество), предложения по выводу предприятий из перечня стратегических готовило Министерство экономического развития, от которого и будет зависеть дальнейшая судьба госпакета БЦБК. «Проекты и мероприятия, планируемые в обозримом будущем, Росимущество не комментирует. Сообщаем исключительно по факту принятых решений», – добавила начальник отдела по связям с общественностью и средствами массовой информации ведомства Татьяна Зубанова. «Речь о передаче государственной доли БЦБК муниципалитету не ведётся. Более того, так и не возобновились переговоры насчёт получения оставшихся акций комбината, принадлежащих «Континенталь Менеджменту», – рассказал мэр Байкальска Валерий Пинтаев. По его мнению, лишение БЦБК статуса стратегического предприятия является «чисто формальным», как и наличие такого статуса. «О том, что мы в перечне, узнали, лишь когда начали отстаивать работу комбината. Раньше это никак не чувствовалось. Было понятно, что нашей «оборонке» комбинат уже не нужен, ведь практически вся его продукция идёт за рубеж», – отметил Пинтаев. 

Собеседники «Конкурента» в целом соглашаются, называя решение о выводе БЦБК «чисто техническим». «Вряд ли комбинат по факту имел стратегический статус в последнее время, – полагает председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Законодательного Собрания Иркутской области Юрий Фалейчик. – Насколько логично решение президента? Не возьмусь анализировать все противоречия в нашем государстве». Фалейчик добавил, что вместе с БЦБК особого статуса лишились ещё ряд предприятий для «активизации инвестиционной деятельности» на бывших стратегических объектах. «Особый статус только связывал предприятие, которое взамен государственной поддержки не получало. С другой стороны, сомневаюсь, что для инвесторов есть резон для покупки государственного пакета акций комбината, ведь его закрытие предрешено исторически», – заключил депутат. Учёный секретарь научного совета по Байкалу СО РАН Ирина Максимова называет исключение из стратегически важных предприятий БЦБК «обнадёживающим». «Действие явно демонстративное, пусть даже при этом и чисто техническое. Его можно рассматривать как шаг к закрытию предприятия», – отметила эксперт. По её словам, особый статус БЦБК был присвоен, чтобы сохранить госпакет акций комбината. Теперь, очевидно, в этом исчезла необходимость, хотя «до сих пор людей пытались убедить в важности 300 тонн белёной целлюлозы для «Булавы» (российская ракета для размещения на подводных лодках, для изготовления которой нужна белёная целлюлоза. – «Конкурент»). 

На процедуре банкротства вывод БЦБК из особого списка никак не отразится, заверил временный управляющий комбината Сергей Решетников. «Единственное отличие – арбитражный управляющий на следующем этапе банкротства БЦБК не должен будет обладать специальным статусом для управления стратегическим предприятием», – пояснил Решетников. По словам другого источника, лишение статуса означает, что банкротящийся комбинат будет легче приватизировать. «Проще говоря, раньше государству вменялось прилагать больше усилий для спасения БЦБК при его банкротстве. Теперь эта обязанность с власти снята. Плюс исчез ряд ограничений по включению БЦБК в прогнозный план приватизации», – отметил собеседник «Конкурента». Вслед за лишением предприятия стратегического статуса государство, скорее всего, продаст свой пакет акций на конкурсной основе, добавил аналитик УК «Атон» Михаил Пак. «Это распространённая практика. Однако без тендера Росимущество не сможет передать акции БЦБК кому-либо из остальных акционеров. Даже если на долю не заявится ни один претендент, – рассказал Пак. – Думаю, государство хочет избавиться от проблемного актива, передав его в частные руки».

[title=»Экологическая опасность» width=»100%»]
В том случае, если государство продаст свою долю БЦБК, остальные акционеры вряд ли смогут ответить за все последствия работы комбината, уверены собеседники «Конкурента». Нести ответственность за будущее предприятия уже отказалось ООО «ЛПК «Континенталь Менеджмент» (КМ), подконтрольное «Базэлу» Олега Дерипаски. В этом году КМ передал четверть всех акций БЦБК группе «Континентальинвест» Николая Макарова. Так Росимущество превратилось в мажоритарного акционера БЦБК, а частные компании – в миноритарных. Если от управления комбинатом отойдёт и государство, то он уже вряд ли получит федеральное финансирование на ликвидацию отходов. В этом случае Байкалу грозят самые серьёзные последствия, уверены экологи. Они уже пообещали придать максимальной огласке ситуацию вокруг Байкальского ЦБК за границей. Сейчас Гринпис пытается обжаловать решение Верховного суда, который отказал «зелёным» в удовлетворении иска об отмене постановления, разрешившего БЦБК возобновить сброс стоков в Байкал. «Надеемся, что кассационная коллегия Верховного суда объективно оценит доводы сторон, – говорится в официальном заявлении представителя Гринпис Михаила Крейндлина. –  Если нет, дело о Байкале перейдёт в Страсбург. Это приведёт к раздуванию международного скандала вокруг БЦБК, который не нужен никому – ни экологам, ни российским властям». В Иркутской области возобновлять публичные акции против работы БЦБК летом не планируется. По словам сопредседателя «Байкальской экологической волны» Марины Рихвановой, «маленький митинг будет хуже молчания». 
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры