издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На свой страх и риск

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

С начала летнего сезона укусы клещей в Приангарье получили более 9,5 тысячи человек. Эпидемиологи утверждают, что ситуация штатная: количество укусов, а также случаев заболевания по-прежнему ниже уровня прошлого года. Однако делать выводы, по их мнению, пока рано, потому что в этом году клещевой сезон начался с опозданием. Население области при этом сохраняет спокойствие. Причём для многих страховка на случай укуса клеща по-прежнему является главной «прививкой» от страха. Бдительность жителей пыталась пробудить ТАТЬЯНА ПОСТНИКОВА.

Цифры не кусаются

Кусаются клещи: с конца апреля этого года, когда были зарегистрированы первые случаи, от их укусов в области уже пострадали более 9,5 тыс. человек. Но, как рассказала «Конкуренту» эксперт эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Ирина Чумаченко, это меньше, чем было на аналогичную дату в прошлом году. Тогда в области было зарегистрировано более 10,5 тыс. случаев. «Ниже и уровень заболеваемости: в этом году у нас 22 заболевших энцефалитом и 42 – боррелиозом. В прошлом году их было 26 и 48 соответственно», – говорит она.

Специалисты такую статистику объясняют тем, что в этом году сдвинулись сроки активности клещей. По данным Роспотребнадзора, первые случаи укусов в этом году были зарегистрированы в конце апреля. Тогда за неделю в медицинские учреждения области обратились 32 человека. Для сравнения: в прошлом году на ту же дату количество обратившихся достигло 519 человек. Однако, как объясняет Ирина Чумаченко, низкая активность клещей в начале сезона имеет и обратную сторону. Так, в прошлом году в конце июня количество укусов за неделю составило 781, что почти в два раза ниже, чем в этом году: за неделю с 18 по 25 июня количество пострадавших достигло 1473 человек.

Опасная активность

В Иркутский центр диагностики и профилактики клещевых инфекций на улице Карла Маркса первые посетители приходят ещё до начала рабочего дня. Два дня назад, во вторник, к примеру, самый ранний визит был зарегистрирован в 7.38 утра, при том что центр работает с 8.00. Его сотрудники к таким ранним укушенным клещом посетителям относятся с пониманием и открывают двери. К 10 утра в тот же день число обратившихся перевалило уже за 20 человек. 

Очередей нет. На вопрос «почему?» директор центра Ирина Петрова объясняет: «Потому что на регистрацию одного человека уходит в среднем 3-5 минут. Таким образом, за час через одного регистратора успевают пройти 15–20 человек. Сейчас у нас работают два регистратора, в начале июня было четыре. Все процедуры быстрые (забор крови на анализ, удаление впившегося клеща. – «Конкурент»), потому что мы здесь никого не лечим. Наша задача – провести своевременную диагностику и профилактику».

Ситуацию с клещевыми укусами в центре оценивают как штатную. «Всего с начала года к нам обратились около 5,3 тысячи человек. Если сравнивать с прошлым годом, то цифры сопоставимые и из привычного числа обращений не выбиваются», – говорит Ирина Петрова. 

Самый «жаркий» день в Центре диагностики и профилактики клещевых инфекций – понедельник. Именно по понедельникам здесь бывает самый большой наплыв посетителей, за выходные успевших нахватать насекомых на загородных пикниках и дачах. 7 июня, например, за день обратились 202 человека, при том что в течение недели среднее количество посетителей в день было чуть более 100. Через неделю, 14 июня, количество пострадавших от укусов клещей было уже меньше – 178 человек, 21 июня – 164 человека, 28 июня – 133 человека. «Конечно, это не значит, что в выходные клещи активнее, – объясняет простую закономерность Ирина Петрова, – активнее люди, которые получают больше контактов с насекомым». Кроме того, по её словам, эти цифры свидетельствуют о том, что пик клещевой активности в этом году пройден.

Кто кого

Места массового отдыха населения можно также автоматически отмечать на карте как наиболее опасные в период активности насекомых. Хотя здесь действует тот же принцип, что и с возрастающим за выходные количеством укушенных. Чаще всего иркутяне «привозят» клещей с Байкальского тракта, затем идёт Иркутский район, побережье Байкала, Иркутского водохранилища, Голоустнинский тракт и Мельничная падь. Ежегодно фиксируются случаи присасывания насекомых и во всех микрорайонах города.

А вот единого мнения о том, кого чаще кусают клещи, у специалистов нет. Ирина Петрова считает, что риску в равной мере подвержены практически все. «Это и молодёжь, и люди среднего возраста, и пенсионеры. А также дети, которых среди наших пациентов примерно 20%. Поэтому выделить кого-то по возрасту или виду деятельности очень сложно. Не рискует разве что только тот, кто из дома не выходит», – говорит она. Ирина Чумаченко при этом утверждает, что наиболее подвержены риску укуса клеща в основном неорганизованные слои населения, которые весной и летом оказываются на природе. И отдельно выделяет туристов и дачников.

Что касается насекомых, то чаще всего на людей нападают самки таёжного клеща. «Самцы также впиваются, но реже. При этом они могут укусить и уползти, а самки должны напиться крови», – объясняет Ирина Петрова. Переносчиками инфекций среди них является лишь небольшой процент: энцефалита – около 4% насекомых, боррелиоза – около 15%. 

Прививка от страха

Лучшим способом обезопасить себя от заболевания энцефалитом, по мнению врачей-эпидемиологов, по-прежнему остаётся прививка. А от боррелиоза вакцины не существует, поэтому специалисты также советуют применять и другие меры предосторожности, суть которых сводится к простому правилу: «Нет контакта с клещом – нет заболевания». Что значит носить светлую закрытую одежду, использовать репелленты, а также регулярно осматривать себя и друг друга во время пребывания в лесу.

В прошлом году в области, по данным Роспотребнадзора, прививки от энцефалита имели чуть более 13% населения. «Для того чтобы обеспечить значительное радикальное снижение заболеваемости клещевым энцефалитом, иммунизировать нужно не менее 95% населения», – говорит Ирина Чумаченко. В Центре диагностики и профилактики клещевых инфекций «Конкуренту» также подтвердили, что число людей, с начала 2010 года обратившихся к ним за прививкой, составило около 3 тысяч человек. Впрочем, ежегодно количество привитых людей в области всё же растет: так, в 2009 году вновь привито было более 77 тысяч человек, что на 8% больше, чем в предыдущем году. И подобная тенденция к увеличению, по словам Ирины Чумаченко, сохраняется уже на протяжении нескольких лет.

Но гораздо большая часть населения по-прежнему предпочитает прививке страховку на случай укуса клеща. Так, по словам Ирины Петровой, в этом году из всех обращающихся в центр пациентов страховой полис есть примерно у половины. «Надо понимать, что он позволяет избежать только лишних финансовых расходов, связанных с диагностикой и профилактикой клещевых инфекций, – уточняет она. – От последствий укуса заражённого клеща сама по себе страховка не спасает». 

Однако, как признался один из собеседников «Конкурента», купить страховку для большинства всё же проще, чем поставить прививку. При этом стоимость прививки и страховки сегодня примерно сопоставимы (одна доза российской вакцины «Энцевир» стоит около 100 рублей, страховой полис – 100–150 рублей). А вот затраты на диагностику и профилактику при укусе клеща будут значительно выше: исследование насекомого на наличие вируса энцефалита или боррелиоза обойдётся в 480 рублей, одна доза иммуноглобулина – 750 рублей.  

Мы – бесстрашные

На активности туристов, по словам директора одной из турфирм, которая занимается организацией экстремального отдыха, Игоря Михалева, активность клещей никак не сказывается. Причём это относится как к местным жителям, так и к приезжим из других регионов страны и иностранцам.

«Кунсткамера» Центра диагностики и профилактики клещевых инфекций. Эти клещи не кусаются,
а служат для опознания напавших на людей насекомых

– Вообще это же как русская рулетка, какой клещ укусит – заражённый или нет, – философски рассуждает Игорь Михалев. – Хотя у нас на сайте стоит обязательное требование иметь прививку от энцефалита, но есть она в основном у туристов, которые часто ходят в походы. Помогает избежать укуса клеща и практика взаимных и самоосмотров.

Хотя рисковать по-настоящему турфирмы отнюдь не собираются. Именно поэтому большинство из них сегодня в обязательном порядке включают в путёвку ту же самую страховку на случай укуса клеща. «Когда человек застрахован, клещи его начинают бояться», – то ли в шутку, то ли всерьёз говорит директор другой турфирмы Юрий Иванов. «У нас есть договор со страховой компанией, и мы сами за свой счёт страхуем наших туристов, – рассказал он. – Плюс используем различные репелленты. Также во время прогулок по лесу рекомендуем ходить только по тропе, не заходя в глубь леса. Количество экскурсий при этом не сократилось. Просто наши инструкторы в период активности клещей стараются быть более внимательными, да и сами туристы становятся дисциплинированными».

Капля осторожности

Хотя некоторые организации всё-таки предпочитают не рисковать. К примеру, как рассказала координатор летних проектов Большой Байкальской тропы (ББТ) Татьяна Юрченко, основная часть лесных работ рассчитана на июль-август. «В июне у нас было всего два небольших проекта. И в целом то, что мы не ведём сейчас большого количества работ, связано в том числе с активностью клещей в этот период», – объясняет она.

При этом, как пояснили «Конкуренту» участники проекта ББТ, у многих из волонтёров, в том числе из-за рубежа, прививки от энцефалита есть.

– Большинство иностранцев знает о том, что здесь существует опасность укуса клеща, – рассказывает Татьяна Юрченко. – Мы сами также предупреждаем их обо всём примерно за год до поездки, а уже на месте проводим полный инструктаж. Впрочем, некоторые из них предварительно всё-таки предпочитают поставить прививку и даже специально для этого заказывают вакцину, порой с другого континента. К примеру, в этом году один наш гость из Австралии, перед тем как ехать сюда, заказал вакцину из Европы. Тем более что в мире с таким явлением, как клещи и энцефалит, тоже знакомы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры