издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Витает в облаках

Новый иркутский аэропорт не находит себе места

  • Автор: Лариса ШЕЛЕХОВА, Алёна МАХНЁВА

Власти Иркутской области создадут рабочую группу с Минтрансом РФ, чтобы рассмотреть варианты площадок под новый аэропорт. В «Сером доме» подтвердили, что проект «Позняково» получил отрицательное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза России» – уже третье за последние 15 лет. По одной из версий, площадка не прошла из-за сложного рельефа и сильных туманов в этой местности. По другой – проект признали некомплектным: в разработках есть только аэродромный комплекс и не хватает как минимум схем энергоснабжения и дорожной инфраструктуры. Всё это власти Иркутской области взяли на себя ещё в 2008 году, но так и не выделили средств на проектирование этих объектов.

Как ни крути

Площадка вблизи деревни Поздняково Иркутского района не получила одобрение «Главгосэкспертизы России», подтвердил министр строительства и дорожного хозяйства региона Руслан Болотов. «Есть разные предложения по другим территориям. Но я не готов комментировать окончательно, скажем, площадку в районе Усть-Орды, – заявил «Конкуренту» Болотов. – Мы сейчас создаём рабочую группу с Минтрансом РФ, чтобы эти вопросы снимать. Либо двигаться в одном направлении  или в другом. Проработаем проблемы, связанные с разногласиями по имеющейся площадке и с теми, которые рассматриваются». Как утверждает министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Пётр Воронин, отрицательное заключение Главгосэкспертизы совсем не означает, что «это сделано раз и навсегда, без возможности внесения изменений». «Просто смотрят: в бумажке где-то написано не так», – отметил Воронин.

По одной из версий, площадка в Позняково получила очередной отказ Госэкспертизы из-за сложного рельефа и сильных туманов в этой местности, полагает член Общественной палаты Иркутской области Сергей Босхолов. «Было посчитано, что экономически нецелесообразно перемещать 23 млн. кубометров грунта (равно объёму 3,5 плотины Иркутской ГЭС) для подготовки территории под аэропорт, – добавил ещё один источник «Конкурента», знакомый с ситуацией. – Кроме того, в районе Позняково есть линза вечной мерзлоты и туманов ещё больше, чем в Иркутске, – до 120 суток в году». По его словам, рельеф позволяет построить стоянку лишь на 30 мест, то есть меньше, чем в существующем аэропорту. «Учитывая сложности с площадкой, на средства для строительства объекта могут претендовать и другие регионы. В стране ещё десять городов в той же ситуации, что и Иркутск: нужно выносить аэропорты за пределы городской черты, например, в Нальчике, Омске», – предположил источник. 

Главный инженер проекта нового иркутского аэропорта, начальник отдела ГПИ НИИГА «Аэропроект» Андрей Покрамович подтвердил, что разработанная документация не прошла экспертизу. Но по другой причине. Основное замечание заключалось в том, что проект некомплектный. В нём не хватает схемы расположения инфраструктурных объектов и аэровокзала. «Согласно меморандуму, который в 2008 году подписали Есиповский и Левитин (тогдашний губернатор Иркутской области и министр транспорта РФ соответственно. – «Конкурент»), Росавиация брала на себя проектирование и строительство аэродромного комплекса. То есть взлётно-посадочной полосы, навигации и всего того, что необходимо для приёма самолётов, – пояснил Покрамович. – В свою очередь, правительство Иркутской области обязалось выделить средства на проектирование инфраструктуры – энергоснабжение, дороги и прочее. На инвестора оставалось здание самого аэропорта». По словам инженера, Росавиация финансирование обеспечила, но «остальные звенья – область и инвестор – не сработали». 

«Палки в колёса»

«Очевидно, в Иркутской области не особо заинтересованы в скорейшем появлении нового аэропорта, – предположил Покрамович. – Сейчас работы по проекту остановлены. Регион не может обеспечить финансирование на сумму около полумиллиарда рублей. Мы запрашивали информацию, когда это случится. Вместе с иркутским «Жилгорпроектом» подготовили специальную справку по суммам и отправили её региональным властям. Но ответа так и не получили». Впрочем, утверждает Покрамович, «палки в колёса вставляет и Роспотребнадзор», который настаивает на том, что близлежащие деревни попадут в зону повышенного шумового воздействия. «Но это лишь несколько десятков домов! Зато сейчас в эту зону попадает весь Иркутск», – считает специалист. 

Регион действительно не спешит выделять средства «Аэропроекту», чтобы завершить проект нового аэропорта. «Не слышал о том, что в бюджете должны быть заложены средства на часть работ по проектированию нового аэропорта. Насколько мне известно, этого и не предполагалось», – сообщил «Конкуренту» председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству регионального парламента Сергей Курилов. Он выразил сомнение, что «регион должен вкладывать средства в проект». «Для этого существуют частные инвестиции. Достаточно того, что аэропорт будет построен на нашей земле», – резюмировал депутат. Хотя денег инвесторов на объект тоже пока нет. В этом признался сам министр транспорта Игорь Левитин на совещании по празднованию 350-летия Иркутска. «Мы не сумели выполнить поручение президента о строительстве нового аэропорта, потому что не можем найти инвестора, который готов с нами пойти на его строительство. В связи с этим принято решение о реконструкции и приведении в нормативное состояние полосы существующего аэропорта. 70 миллионов в этом году – это проектирование, в следующем году – реконструкция», – процитировала министра пресс-служба регионального правительства. 

Перемена места

Между тем на роль инвестора будто бы уже нашёлся один претендент. Это швейцарская финансово-промышленная группа Gruppo ASG. ФПГ, как утверждают её представители, включает в себя пул финансовых и строительных структур из Европы, США и Канады. Консорциум уже реализовал проект строительства аэропорта в Бангкоке, терминалов и других объектов в аэропортах Торонто, Нью-Йорка, Мюнхена, Кёльна, Буэнос-Айреса, Каира. Отраслевым аналитикам эта ФПГ неизвестна. «Понятно, что оболочка может ведь называться как угодно. Особенно, если компания зарегистрирована где-нибудь в оффшоре, – отметил эксперт ФГ БКС Анатолий Каплин. – Из тех, кому в принципе интересен аэропортовый бизнес в России, можно назвать сами авиакомпании. Тот же «Аэрофлот», который развивает «Шереметьево». 

В официальном письме ФПГ губернатору Иркутской области Дмитрию Мезенцеву от 22 декабря 2009 года ASG изъявила желание «принять участие в проектировании и строительстве нового международного аэропорта «Байкал» вблизи Иркутска, а также формировании на его базе портовой особой экономической зоны». В качестве проектировщика ASG предложили ООО «ТрансПроект», а в качестве оператора – ОАО ФПГ «Северный мост». «Мы готовы действовать в рамках международных и российских правовых норм о концессиях и государственно-частном партнёрстве РФ и инвесторов. Предоставления финансовых гарантий со стороны России консорциуму не требуется», – указано в письме. В ответ Мезенцев официально пригласил гендиректора ASG Power SA (подразделение ФПГ, занимающееся транспортными проектами) Агиму Джинали прибыть в Иркутск «для проведения переговоров о возможности строительства нового аэропорта» и принять участие в Байкальском экономическом форуме. При этом совещание властей с ASG Power SA  состоялось в «Сером доме» ещё 19 марта, однако правительство предпочло его не афишировать.

Основное требование со стороны потенциального инвестора – сменить площадку. Вместо Позняково ASG предложила территорию вблизи посёлка Усть-Ордынского, в 56 километрах от Иркутска. Этот вариант уже не раз рассматривался в качестве участка под новый аэропорт, но так и не был окончательно одобрен. Чаще всего это объяснялось отдалённостью участка от Иркутска. Кулуарные переговоры относительно этой площадки возобновились, сообщили «Конкуренту» сразу несколько высокопоставленных чиновников в региональном правительстве. «Но, насколько мне известно, Росавиация этот вариант по-прежнему не рассматривает. Слишком далеко от Иркутска, если добираться автотранспортом. А от строительства железной дороги мы отказались даже для Позняково (15 километров от города). Это слишком затратно», – рассказал главный инженер проекта Андрей Покрамович. По его словам, Позняково остаётся утверждённой площадкой, которая получила акт выбора, подписанный всеми заинтересованными ведомствами вплоть до Минобороны. Однако из-за нынешних проблем собеседники «Конкурента» затрудняются назвать новые сроки проектирования и строительства аэропорта, будь он в районе Позняково, Усть-Ордынского или любого другого населённого пункта, которые рассматривались прежде.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер