издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Клубника, твой выход!

Звонкие голоса, народные песни под баян – на обочине федеральной дороги М-53 разворачивается красочное действо. Гостей встречает Утулик – форпост клубничной провинции на юге Байкала. Присмотревшись, можно заметить чёткую разницу – продавцам ягоды фестивальные напевы не помеха, но и особо отвлекаться им некогда. В воскресный день от покупателей отбоя нет: с вёдрами за ягодой едут и из Иркутска, и из Улан-Удэ, останавливаются полакомиться и случайные транзитники, но эти берут стакан-другой. Бывает, что люди возвращаются домой после отдыха в Тункинской долине и тоже успевают проскочить до Утулика, специально за клубникой. Оттого и цена держится твёрдо – 450–500 рублей за ведро, не ниже. В будний день, говорят, отдают и дешевле, но другие «участники рынка» такую инициативу могут не одобрить.

Шоу-группа в пёстрых сарафанах с плодово-ягодной тематикой продаёт не столько саму ягоду, сколько клубничные лакомства. Хорошо идут «клубничные шашлычки», выпечка с ягодной начинкой, напитки. Тут же и стенд с работами деревенских мастериц, однако это скорее фестивальный антураж. Песенники оказываются и вовсе из Усолья-Сибирского. Тем, кто интересуется творчеством самодеятельных коллективов, вокальный ансамбль «Грушица» под управлением Валерия Шипицына хорошо известен. Усольчане поют на клубничном фестивале уже второй год, но подробности не разглашают. «Нас попросили – мы приехали», – лукаво улыбаются женщины.

«А вы знаете, что у нас фестиваль?» – сразу спрашивает администратор гостиницы «Байкал». Чувствуется, что к «клубничному фесту» в Байкальске готовились, на каждом углу можно получить брошюрку с программкой, выполненную в наивной красно-зелёной гамме. По программе виден замысел организаторов: здесь и турнир по мини-футболу, и битва DJ «КлубНика», и игровая программа для детей «Клубничка-малышка»… Приезжие журналисты зачитывают программу вслух. На пунктах «Карнавал-шествие лесных и водных божеств, эндемиков местной флоры и фауны» и «Праздник «Омулёвая бочка» с регатой на бочках и рыбными деликатесами» сдержать хохот уже невозможно.

Идея клубничного фестиваля впервые была презентована в прошлом году. Тогда организаторы, подсчитывая число участников и гостей фестиваля, ориентировались на цифру восемь тысяч человек. В этом году их количество будет наверняка не меньше – в день «клубничную столицу» Иркутской области посещают не менее тысячи страждущих добраться до ароматной ягоды. 

Гостей в Байкальске ждали не только с ягодой – местные предприниматели подготовили сувенирную продукцию, значки, кружки и футболки. Перед спортивным комплексом «Байкал» – кстати, с бассейном очень приличного уровня – продавали омуль и шашлыки, лечебные травы и экскурсионные туры по Байкалу. И – из песни слов не выкинешь – море пива, которому хозяева и гости фестиваля воздавали должное с энтузиазмом, достойным лучшего применения. Оставаться в толпе до обещанной битвы диджеев как-то не хотелось, тем более что градус отдыхающей публики был уже чреват простой пьяной дракой.

В воскресенье все ждали обещанного конкурса на лучшее блюдо из клубники. Но видит око, да зуб неймёт: сначала организаторы устроили пресс-показ. Фотографы и операторы деловито расхаживали перед ломящимися прилавками, искали лучший ракурс и просили переставить подносы с пирожными иначе. Толпа страждущих угощения отпускала едкие шуточки в адрес журналистов, плакали дети. Но и после того, как пресса удалилась, народ к еде не пустили – ждали комиссию, которая должна была оценивать сладкие блюда. В толпе назревал клубничный бунт. В конце концов невероятно вкусных блюд из клубники хватило всем. И, кстати, за весьма скромные деньги. Но праздник был если не испорчен, то омрачён.

Нет спору, что клубничный фестиваль «Виктория» – идея блестящая. Стремление привлечь в город дополнительный поток приезжих за счёт событийного туризма – мысль здравая. Примеров такой инициативы тьма – взять бесчисленное количество праздников, которые проводятся в маленьких городках Европы. Помимо всего прочего, фестиваль – это попытка «завести» в городской бюджет клубничные деньги, которые пока проплывают мимо муниципальной казны.

Однако на полноценный туристический праздник «Виктория» ещё не вытягивает. Не хватает притягательной мощи, чтобы увеличить в разы редкий поток машин, сворачивающих с тракта в Байкальск. Мало рекламы, мало здоровых коммерческих инициатив, которые смогли бы сделать фестиваль Клондайком для муниципального бюджета. И даже то, что делается, порой отдаёт пресловутой административной «галочкой». Похоже, что сами организаторы пока так и не поняли, для кого они делают свой праздник – для своих же горожан или для гостей города. Схема «делаем, как для себя, но пытаемся немножко заработать на приезжих», к сожалению, себя не оправдывает.

А на клубничных рынках по-прежнему оживлённо. Тем, кто надеется, что цена на ягоду упадёт, садоводы намекают, что они могут прогадать: июльская жара убьёт клубнику, и те, кто не успел запастись ягодой, могут остаться ни с чем. Но пока… пока фестиваль продолжается!

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры