издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Работа с двумя выходными в год

  • Автор: Марина ЗЕЛЕНЦОВА

Особенность работы любого угольного предприятия заключается, по словам директора разреза «Черемховуголь» Сергея Беседина, прежде всего в непрерывности самого процесса. «У нас только два официальных выходных, – говорит Беседин, – 1 и 2 января. Все остальные дни в году идёт добыча угля». И идёт добыча, несмотря ни на 40-градусный мороз, ни на летний зной. Увидеть своими глазами и «прочувствовать» на себе работу черемховских угольщиков решил корреспондент «Сибирского энергетика».

В состав филиала «Черемховуголь» сегодня входят три производственных участка: разрез, обогатительная фабрика и участок железнодорожного и автотранспорта – всего работающих 1850 человек. На основных участках, где непосредственно добывается уголь, бригады работают по непрерывной рабочей неделе по 12 часов, добывая «чёрное золото» даже ночью. 

«Прежде чем начать горные работы, – описывает процесс добычи угля Беседин, – необходимо снять верхний плодородный слой почвы, который мы обязаны сохранить, а после полного завершения работ восстановить. Затем производятся взрывные работы, вскрышные работы, и только после этого можно приступать к добыче угля». В сложном процессе добычи участвует разного вида техника. На вскрышных работах задействованы экскаваторы ЭШ-20.90 весом более 2 тысяч тонн. Один только ковш этой машины способен почерпнуть 20 кубических метров грунта, а стрела достигает в длину 90 метров. После того как вскрышной экскаватор снимет в глубину около 25 метров грунтов, к делу приступает добычной экскаватор. На добычных работах применяются экскаваторы марки ЭКГ с ёмкостью ковша от 4 до 8 кубических метров. В сравнении с первым он, конечно, выглядит несколько меньше, но работа на нём также требует специальной квалификации. 

Надёжные кадры – основа успеха

По словам Сергея Беседина, проблем с кадрами нет, и текучка небольшая – 4-5% в год. «Сегодня почти 1000 работников разреза имеют среднее техническое и высшее образование, – рассказывает Беседин. – Они работают помощниками машинистов и машинистами горно-добывающего оборудования. Как правило, молодые кадры к нам приходят после окончания Черемховского горно-технического колледжа или ИрГТУ. Многие из них проходили производственную практику на нашем предприятии и вернулись в родной город к нам на разрез. Ребята надёжные, у многих из них стаж по 10 лет и более – управляются с тяжёлой техникой без особых проблем. Многие достаточно перспективны – в будущем могут стать квалифицированными горными инженерами». И всё-таки дефицит кадров на разрезе имеется, прежде всего рабочих специальностей не горного профиля, – не хватает кузнецов, токарей, в погрузочно-транспортном управлении – машинистов тепловозов, монтёров путей. 

Техника не подведёт

После того как вскрышной экскаватор снимет в глубину около 25 метров грунта, к делу приступает добычной экскаватор

В подавляющем большинстве на предприятии применяется горное оборудование отечественного производства. Исключение на сегодня составляют только несколько единиц небольших экскаваторов импортного производства на одном из участков горных работ. В общей сложности на трёх участках работают около 25 вскрышных и добычных экскаваторов. «Это очень надёжная техника, – рассказывает о машинах Сергей Беседин. – Как говорят сами горняки, при хорошем обслуживании она не подведёт». По правилам один раз в месяц экипаж проводит на своей машине предупредительно-плановый ремонт. Летом, когда нагрузки несколько снижаются, технику ремонтируют. А раз в пять лет обязательно производится капитальный ремонт – на это уходит до 4 месяцев. 

Кроме того, здешние умельцы не раз модернизировали свою технику. Например, полностью автоматизирован процесс смазки основных элементов экскаватора. Модернизации подвергались механические и электрические части экскаваторов, буровых станков, тепловозов, бульдозеров, «БЕЛАЗов». «В 90-х годах, во времена нестабильности, процесс рационализации сошёл на нет, – вспоминает Сергей Владимирович. – Сегодня мы вновь возвращаемся к хорошо забытому старому. Создан отдел повышения эффективности производства, куда работники предприятия обращаются со своими новаторскими предложениями, ведущими к улучшению производственного процесса, что руководством приветствуется и поощряется». 

Выигрышное объединение

Объединение энергетиков и угольщиков в единую компанию, по мнению Беседина, дало предприятию только положительные результаты. «Раньше были большие колебания по добыче угля, – рассказывает он. – Сейчас отклонений от плана практически нет. За шесть месяцев текущего года мы добыли 1900 тонн угля, что превысило показатель по добыче на 55 тысяч тонн. И уголь востребован. Сегодня добыча его идёт стабильно. Также разрез имеет возможность при отсутствии вагонов принимать уголь на угольные склады. «Вспоминая низкие температуры прошедшей зимы, – говорит Беседин, – когда технику нельзя было эксплуатировать, мы производили отгрузку угля потребителям в этот период с угольных складов, чтобы не сорвать планы поставок. Поэтому сейчас мы стараемся не только обеспечить регулярные отгрузки, но и наполнить склады. Сегодня в среднем за сутки филиал «Разрез Черемховуголь» отгружает потребителям до 13 тысяч тонн угля, в год эта цифра достигает 4200 тысяч тонн. Примерно 90% от общего объёма предназначается для теплоэлектроцентралей ОАО «Иркутскэнерго».

Сложные вопросы должны решаться

За последние годы руководству разреза совместно с головной компанией удалось решить немало сложных вопросов. Один из них – дорога на участок горных работ № 3. «После ввода его в эксплуатацию возникла проблема с вывозом угля, – объясняет Сергей Беседин. – Небольшая сельская автодорога, слегка посыпанная щебёнкой, не была предназначена для тяжёлой техники, тем более для перевозки грузов. Начиная с 2008 года с разреза стали вывозить до 100 тысяч тонн угля в месяц. Большегрузные машины, масса которых достигала 20 тонн, везли по 25 тонн угля каждая. Очень быстро дорога стала приходить в негодность – появились выбоины, ямы. Страдали местные жители, затруднялись и перевозки угля».

«Волнение жителей можно было понять, – соглашается Сергей Владимирович. – Несколько домов стояло в непосредственной близости от дороги, и проходящие большегрузные автомобили поднимали столбы густой пыли. В другой деревне обеспокоенность вызывал тот факт, что ежедневно местный автобус забирал детей в школу неподалёку от проезжей части, некогда считавшейся относительно безопасной. Теперь же гружёная техника могла стать угрозой для детей». 

Руководством компании в 2009 году было принято решение восстановить дорогу и в дальнейшем не допускать ухудшения её технического состояния, вовремя производя ремонты. На это, по словам Беседина, выделяется достаточно средств – в этом году, например, после проведённого обследования в ремонт будет вложено около 15 миллионов рублей. 

Участок дороги, вплотную прилегающий к домам, заасфальтировали, а вопрос безопасности детей удалось снять простым решением. У автобуса появились опознавательные знаки, и водители разреза, завидя впереди транспорт с детьми на борту, притормаживают, создавая безопасные условия для их проезда. Администрацию Аларского района, дорожную службу Иркутской области и ООО «Компания «Востсибуголь» такое взаимовыгодное партнёрство вполне устраивает. Кроме того, претензии от жителей деревень больше не поступают. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры