издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Направление перегружено

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Директор одной иркутской турфирмы в неформальной беседе как-то сказал, что каждый иркутянин с середины июля считает своим долгом отдохнуть неделю на Байкале. «Из-за этого в выходные движение на трассе, ведущей в сторону Малого моря, иногда бывает такое же, как в рабочий день по улице Карла Маркса. Так что порой даже трудно перейти дорогу», – сравнил он. При этом часть этого потока неизменно направляется к самому труднопроходимому участку пути на Байкале – паромной переправе «МРС–Ольхон». Когда «Конкурент» решил в администрации посёлка Хужир выяснить, сколько туристов за лето переезжает c материка на остров, неодушевленный голос в телефонной трубке недвусмысленно ответил: «Направление перегружено».

Берег левый

Сегодня три километра, разделяющие материк с островом, – единственное препятствие на пути туристов, отправляющихся на Ольхон. Уже два лета подряд на переправе работает два парома. Несмотря на это, с середины июля до середины августа, когда наступает лучший период для отдыха на Байкале, череда машин в некоторые дни растягивается здесь до самого посёлка МРС (Сахюрта). В минувшие выходные, к примеру, к полудню там стояло уже более 80 машин. И с каждым часом они продолжали прибывать.

О том, что паром на Ольхон придётся ждать долго, сегодня знают все – от иркутян до иностранцев. Даже популярная интернет-энциклопедия «Википедия» в статье про Ольхон рассказывает про многочасовые очереди на переправе, «среднее время прохождения которых около 3–10 часов, однако в непредвиденных ситуациях (поломка одного из паромов) может затянуться до суток». Интересно, что проблемам переправы там посвящён самый большой раздел, в котором в том числе рассказывается про «коррупционный сговор работников паромов, службы ДПС и особо активных местных жителей с целью получения наживы посредством предоставления услуги переправления без очереди за отдельную плату». В реальности всё оказывается по-другому. 

Но трудности, с которыми отдыхающие из года в год сталкиваются на переправе, пугают немногих. Обратно поворачивают единицы. Большинство встаёт в конец очереди и начинает ждать, пока не закончится терпение. Муниципальный транспорт, рейсовые автобусы, специальные службы, а также местные жители образуют отдельную ветку, которую перевозит паром «Дорожник». Несмотря на то, что считается, будто они обслуживаются вне очереди, даже им приходится ждать переправы несколько часов. Для остальных – простых отдыхающих, которых уже второй год перевозит новый паром «Ольхонские ворота» вместимостью около 20 машин, – ожидание длится гораздо дольше. Самая типичная ситуация, когда группа туристов подъезжает к переправе в пятницу вечером, а переправляется на остров в лучшем случае в субботу к обеду. Причём для этого совсем не нужно, чтобы один из паромов вышел из строя. Если что-то всё-таки ломается, очередь уже точно стоит больше суток.

Утомлённые солнцем

Именно по этой причине отдых для многих, кто решил побывать на Ольхоне, начинается на материке. Назвать его приятным можно с большой натяжкой.

– Одни тут же ставят палатки, другие уходят купаться в соседние бухты, – рассказывает местный житель Алексей, торгующий на переправе сувенирами. – А если проходит больше суток, начинают потихоньку выбрасывать продукты. Жара ведь, а холодильников ни у кого нет.

Работников паромной переправы настойчивость, с которой туристы приезжают на Ольхон, удивляет

Примерно каждые 30–40 минут, когда приходит паром, в веренице ожидающих происходит всплеск активности: одни машины съезжают на материк, другие отправляются на остров. Инициативная группа, успевшая образоваться среди отдыхающих за время ожидания, при этом строго следит, чтобы машины на паром заезжали строго по очереди, сверяя по номерам, кто за кем стоит. Периодически эти же люди образуют живое оцепление и перегораживают путь местным жителям, которые пытаются заехать на паром без очереди. Больших беспорядков при этом нет. Именно поэтому пока происходящее на переправе похоже на то, что люди пытаются договариваться и как-то регулировать процесс.

– В прошлом году и драки здесь были, и из «калашей» стреляли, и ОМОН приходилось несколько раз вызывать, чтобы толпу успокоить. В этом году пока более-менее спокойно. Хотя сезон только начался, – рассказывает работник паромной переправы Дмитрий, который, как и все местные жители, недоумевает, что так тянет людей на Ольхон.

Генеральный директор туристической компании «Спутник Байкал» Константин Мамаджанов это недоумение объясняет просто: «Люди едут на Ольхон в силу привычки». Плюс, по его мнению, есть определённая физиологическая необходимость.

– Мы живём в холодном краю, и здесь у всех есть потребность за лето накупаться в тёплой воде, прогреться на солнце. А в заливах Малого моря сегодня везде довольно плотно расположены турбазы, так что там не так много свободных мест, поэтому люди и едут на Ольхон, – говорит он.

Берег правый

На острове в районе переправы всех туристов сегодня встречает бодрая надпись на одном из кафе «Добро пожаловать» и Центр мониторинга. Этот центр, который работает здесь с 2008 года, был создан местными властями с единственной целью – подсчитать, сколько туристов за лето посещает Ольхон. Правда, точных данных на этот счёт по-прежнему нет. По словам сотрудницы МУП «Байкал-Ольхон» Ольги Жилкиной, в прошлом году на острове за летний сезон, по данным Центра мониторинга, побывало чуть более 23,5 тыс. человек. Однако отследить удаётся не всех.

– Обычно регистрируется около 65–70% всех приезжающих на остров, так как процедура эта добровольная и мы никого не принуждаем, – рассказывает она. – В этом году свод данных мы ещё не делали. Но туристов будет точно больше, потому что поток отдыхающих на остров растёт с каждым годом.

Этой группе стоять в очереди ещё полдня. Им ничего не остаётся, как устроить пикник на обочине

Сейчас через паромную переправу ежедневно проходит в среднем более 100–120 машин. Увеличиваться поток транспорта, по словам Ольги Жилкиной, в этом году будет примерно до середины августа. Связано это с тем, что в этом году из-за холодной весны сезон начался с опозданием на две недели, следовательно, и закончится он также позже. Потом туристическая активность пойдёт на спад.

То, что поток транспорта на остров с каждым годом увеличивается, «Конкуренту» подтвердили и в Восточно-Сибирском речном пароходстве (ВСРП), осуществляющем паромную переправу по направлению «МРС–Ольхон». Правда, у пароходства данные о том, сколько человек и единиц техники за сезон прибывает на остров, немного другие, нежели у Центра мониторинга. За прошлый год, как подсчитали сотрудники ВСРП, на Ольхон было переправлено 75,6 тыс. туристов и около 40 тыс. единиц техники. «Хотя это приблизительные цифры, строгого учёта мы не ведём», – отметили там.

Ещё более впечатляющие показатели по посещаемости у администрации Ольхонского района. Там считают, что за сезон на Малом море и острове Ольхон отдыхает более 100 тыс. человек.

Доходы на отходы

Помимо проблем на переправе, которые появляются с увеличением потока туристов на Байкале, всё больше трудностей возникает и с вывозом мусора, который они оставляют как на острове, так и во всех бухтах Малого моря. Сегодня на этой территории действует экологическая программа «Чистые берега Байкала», которую с 2007 года реализует компания «Пивоварня «Хайнекен». Помимо этого, финансирование работ по уборке мусора осуществляется за счёт бюджетных средств и самих отдыхающих. Вот только последние узнают об этом, как правило, в последнюю очередь. Хотя на самом деле, по задумке местных властей, все приезжающие на остров должны сделать взнос на вывоз мусора при регистрации в Центре мониторинга. «Но это абсолютно добровольная экологическая мера. Размер взноса – 100 рублей», – уточняет Ольга Жилкина.

В реальности от уплаты отказывается около 30–40% из тех туристов, что регистрируются на въезде на Ольхон.

– В основном это люди, которые отдыхают на турбазах, – говорит Ольга Жилкина. – Они объясняют это тем, что уже заплатили за путёвку, в которую все эти расходы включены. Но турфирмы тратят эти средства всё-таки на свои нужды. Хотя они регулярно вывозят мусор, следят за территориями, но этого недостаточно.

Помимо вывоза мусора, на эти средства оборудуются контейнерные площадки в наиболее популярных местах отдыха. По словам заведующего сектором безопасного развития администрации Ольхонского района Сергея Беляева, сегодня на Малом море действует несколько десятков таких площадок, на каждой из которых стоит от трёх до пяти контейнеров. На Ольхоне их, как рассказала Ольга Жилкина, сегодня 15. Их обслуживание осуществляют три мусоровоза, которые курсируют по всей протяжённости острова – от паромной переправы до мыса Хобой (северная оконечность острова Ольхон. – «Конкурент»).

Полигон для бытовых отходов находится в местечке Имэл-Кутул, на материке, примерно в 10 километрах от Байкала. Правда, вывозить мусор с острова приходится на той же самой переправе. И хоть и вне очереди, но всё равно с ожиданием в течение нескольких часов. Впрочем, как говорят местные жители, чистить берег Байкала придётся ещё долго после окончания сезона. «Мы всю осень будем убирать мусор по бухтам, хотя к середине сентября здесь уже никого не будет», – говорит Ольга Жилкина.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры