издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Новые технологии на Мугунском

  • Автор: Алексей СИВЕНЯ

Осенью этого года на Мугунском участке филиала «Разрез «Тулунуголь» начнётся выполнение принципиально нового вида работ – вскрыши угольных пластов с использованием автомобильной техники. Ранее на тулунских угледобывающих предприятиях практиковалась только бестранспортная технология вскрышных работ – мощный экскаватор-драглайн берёт грунт в одном месте и высыпает его непосредственно в отвал. Так дешевле, конечно, несколько быстрее, чем при использовании автомобилей или железнодорожного транспорта. Но особенности месторождения, вопросы производственной мощности предприятий по добыче угля требуют внедрения новых технологий.

При рассмотрении вопроса о внедрении на Мугунском участке «Тулунугля» автомобильной вскрыши преследовали сразу две цели. Первая – поддержка существующей производственной мощности Мугунского участка. Она составляет на сегодня шесть миллионов тонн угля в год. Однако по мере отработки месторождения меняются его геология, залегание угольных пластов, структура грунтов, покрывающих угольный пласт. При имеющейся сегодня на участке горно-добывающей технике поддерживать существующую производственную мощность становится всё сложнее. Группой специалистов Мугунского участка было рассмотрено и просчитано несколько вариантов дальнейшего развития предприятия. В их числе как увеличение производственной мощности, так и меры по поддержке мощности на существующем уровне. Внедрение вскрышных работ – это как раз мера, направленная на поддержку производственной мощности предприятия.

Попутно же была достигнута и вторая цель. Проблема состояла в том, что на Западном блоке верхний слой грунтов (мощностью около десяти метров) представляет собой песчано-глинистую смесь. При вскрыше шагающими экскаваторами эти слабые грунты оказывались в самом низу отвалов, а сверху на них наваливались глубинные, более тяжёлые породы. Отвал из-за слабых грунтов в основании оказывался неустойчивым, случались оползни, негативно сказывающиеся на производственной деятельности предприятия. Приходилось выполнять работу по укреплению и формированию отвалов после оползней. При внедрении же автомобильной вскрыши верхние десять метров породы будут сниматься экскаватором и вывозиться в отвал. А шагающий экскаватор будет вести вскрышу уже более тяжёлых, плотных пород и формировать из них отвал, не подверженный оползням.

Возможность внедрения на Мугунском участке вскрыши при помощи автомобильной техники рассматривалась ещё в конце прошлого года. Несколько месяцев проект изучался специалистами, учитывающими все плюсы и минусы нового для Тулуна метода. И вот, наконец, было принято решение – автомобильной вскрыше в Тулуне быть. Немедленно вслед за административным решением последовали и практические меры по внедрению нового метода. На монтажной площадке Мугунского участка «Тулунугля» уже полным ходом ведётся монтаж экскаватора ЭКГ-5А, перемещённого сюда с Азейского месторождения, где он находился на консервации. При этих работах происходит детальная диагностика экскаватора, тестируются все узлы и механизмы, при необходимости изношенные узлы заменяются новыми. Больше чем наполовину сформирован экипаж, и буквально через несколько недель смонтированная и опробованная машина должна будет приступить к работе на Западном блоке Мугунского участка.

В то же самое время в компании «Востсибуголь» продолжается работа по определению подрядчика, которому предстоит заниматься непосредственно вывозкой. Несколько автотранспортных предприятий уже представили свои заявки. Рассмотрены они будут в середине августа. После определения подрядчика, предложившего самые оптимальные условия, с ним будет заключён договор, после чего начнётся непосредственно выполнение работ по вскрыше. 

В дальнейшем для стабилизации вскрышных работ с использованием автомобильной техники на Мугунском участке «Тулунугля» и увеличения её объёмов планируется переместить на Мугунский участок ещё один экскаватор ЭКГ-8И из Черемхова. При формировании отвалов автомобилями, возможно, потребуется дополнительная техника, но  это уже забота подрядчика. Мугунский участок будет только выполнять погрузку грунта в автосамосвалы и оплачивать выполнение дальнейших работ.

При помощи автомобильной вскрыши на Западном блоке Мугунского участка будет сниматься слой грунта мощностью в среднем около десяти метров. Ширина заходки по проекту составляет шестьдесят метров. Однако решено увеличить её до восьмидесяти, чтобы на «лишних» метрах устроить дороги для движения автосамосвалов. Первые два-три года вскрышные работы с использованием автотранспорта будут вестись именно в таких параметрах. 

Объём вскрышных работ только до конца 2010 года составляет внушительную цифру – 870 тысяч кубических метров грунта. А уже в следующем году планируется объём автомобильной вскрыши на Мугунском участке довести до двух миллионов кубических метров грунта и сохранить такие темпы в течение нескольких лет.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры