издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Энергообъединение по-научному

Симпозиум, объединяющий две традиционные для Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева СО РАН конференции, пройдёт в Иркутске с 30 августа по 3 сентября. Организаторы решили одновременно обсудить развитие энергетики России и возможности энергетической кооперации в Азии. Корреспондент «Сибирского энергетика» Егор ЩЕРБАКОВ пытался заглянуть в историю конференций и выяснить, что послужило причиной их объединения.

Дважды о футурологии 

Первая научная сессия в Сибирском энергетическом институте (он был переименован в Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева – ИСЭМ СО РАН в 1997 году) состоялась в 1963 году, спустя всего три года с момента его основания. Однако проходила она не в нынешнем здании по адресу: Лермонтова, 130, сданном только в 1966 году, и была посвящена методам математического моделирования и использованию ЭВМ в энергетике. Это же было темой следующей конференции, состоявшейся в 1966 году. «Тематика этих симпозиумов, если ретроспективно посмотреть, отражает взгляды института на ключевые проблемы российской энергетики», – заметил учёный секретарь ИСЭМ Алексей Михеев. Так, в 70-е годы они были посвящены вопросам управления большими системами энергетики. 

В 1980 году в названии мероприятия впервые прозвучало словосочетание «тенденции развития», два года спустя состоялась первая «футурологическая» конференция, на которой, как следует из этого неофициального названия, обсуждалось будущее отрасли. Забегая вперёд, скажем, что к широкому обсуждению проблем прогнозирования учёные-энергетики вернулись в 2002 году. В 1985-м они обсуждали комплексные проблемы развития и методы управления системами энергетики страны и районов. После этого крупные конференции в ИСЭМ стали проходить раз в пять лет.

Прикладное значение

«В 90-е  был некоторый провал, – признал Алексей Михеев. – Но в 1998 году в стране начали появляться какие-то новые ориентиры как в экономике, так и в энергетике. Тогда же встал вопрос о выходе российского топливно-энергетического комплекса за пределы страны, о взаимосвязях с восточными соседями – Китаем, Кореей и Японией». Поэтому в год дефолта в сентябре состоялась первая международная конференция «Восточная энергетическая политика России и проблемы интеграции в энергетическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона». Как отметил наш собеседник, с которым соглашаются и другие сотрудники Института систем энергетики, она имела немалое стратегическое значение для ТЭК восточных регионов России. Именно на ней впервые обсуждалась возможность объединения энергосистем нашей страны и её соседей. О значимости мероприятия говорит и перечень делегатов конференции: среди трёх сотен участников из России, Великобритании, Германии, Канады, Китая, Республики Корея, США, Швеции и Японии значились заместитель министра топлива и энергетики РФ Елена Телегина, руководитель департамента стратегического развития ТЭК Минтопэнерго Алексей Мастепанов, генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев. 

Следующая международная конференция состоялась уже в рамках Байкальского экономического форума в сентябре 2000 года. «Практические результаты от неё можно разделить на две части, – отметил Алексей Михеев. – Первая подразумевает общий научный результат, погружение в проблемы энергетики, дискуссии, общение специалистов, что очень важно для формирования новых идей и направлений исследований. Если говорить о второй части, то на каждой конференции принимается общее решение, в котором содержатся определённые рекомендации органам власти всех уровней». Так, десять лет назад было предложено разработать долгосрочную энергетическую стратегию Иркутской области, учитывающую перспективы выхода энергетических и топливных предприятий области на рынки Северо-Восточной Азии. А результатом конференции 2002 года стало учреждение Международного исследовательского центра энергетической инфраструктуры «Азия-Энергия», при участии которого впоследствии выполнялись исследования по объединению энергосистем Северо-Восточной Азии и возможностям экспорта электроэнергии в Китай. К последней теме возвращались и на «Энергетической кооперации в Азии», конференции 2004 года, – тогда заместитель главы администрации Иркутской области Ирина Думова заявила, что проект строительства ЛЭП Братск – Пекин рассматривается местными властями как приоритетный для региона, а обсуждать его готовы в Госсовете КНР. Впрочем, пока этот проект так и не реализован, но и не забыт. 

Из практических соображений

Между тем конференция «Энергетика России в XXI веке» (впервые прошедшая под таким названием 10 лет назад, в год 40-летия Института систем энергетики) носит сугубо научный характер и посвящена прогнозным исследованиями по развитию национальной энергетики. Она проводится раз в пять лет, а в 2010 году совпала с обсуждением вопросов энергетической кооперации в Азии. И организаторы решили провести объединённый симпозиум, приуроченный к 50-летию ИСЭМ. «Свою роль здесь сыграли чисто практические соображения, – пояснил учёный Алексей Михеев. – Ведь по тематике обе конференции хорошо дополняют друг друга: Россия стала открытым государством, так что энергетическое сотрудничество с другими странами так или иначе касается всей национальной энергосистемы». 

Поэтому неудивительно, что состояние российского топливно-энергетического комплекса и перспективы его развития будут рассматриваться в связке с международным сотрудничеством в сфере энергетики. Кстати, о международных отношениях: симпозиум пройдёт под эгидой Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества – АТЭС, объединения 21 страны, которое специалисты называют едва ли не главным интегратором в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вдобавок акцент мероприятия сместился к глобальным проблемам, в частности к использованию возобновляемых источников энергии. Параллельно с ним будут обсуждаться и темы, касающиеся только нашей страны, например, реализация Энергетической стратегии России до 2030 года и перспективы развития российской электроэнергетики в ближайшие 20 лет. Не забудут на симпозиуме и о потенциале объединения энергосистем Северо-Восточной Азии, которое, возможно, всё-таки станет реальностью. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры