издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Взаимная ответственность – гарантия качественного теплоснабжения

  • Автор: Марина ЗЕЛЕНЦОВА

Квартальная теплосеть по улице Чайковского в городе Усолье-Сибирском была проложена не более семи лет назад – этот срок составляет менее трети от нормы эксплуатации тепловой сети. Однако жалобы на неудовлетворительное теплоснабжение от жителей улицы поступали в адрес участка тепловых сетей (УТС) регулярно. В этом году проблемная зона по улице Чайковского была включена в программу летних ремонтных работ участка тепловых сетей ТЭЦ-11. С чем столкнулись специалисты УТС в процессе ремонтов и станут ли их мероприятия гарантией качественного теплоснабжения потребителей этого района предстоящей зимой, корреспондент «Сибирского энергетика» выяснял у начальника технического отдела УТС ТЭЦ-11 Максима Никитеева.

Взаимосвязь причин и следствий

Поводом для расследования нарушений режима теплоснабжения послужили жалобы крайних потребителей, подключённых к распределительной сети по улице Чайковского. Но о причинах острых проблем энергетикам было известно давно. «Эксплуатируя тепловые сети с 2006 года, мы постоянно сталкивались с многочисленными технологическими повреждениями, – поясняет Максим Никитеев. – Со временем у нас сложилась объективная картина взаимосвязи причин и следствий, вызванных различными нарушениями».

Трубопроводы тепловых сетей проложены предыдущим арендатором бесканально, с нарушением всех требований нормативных документов – без антикоррозионной защиты, теплоизоляции и устройств компенсации температурных расширений. Отсюда – колоссальные потери тепла. Кроме того, учитывая отсутствие компенсаторов, а также значительное утончение стенки трубопроводов в периоды наиболее низких температур наружного воздуха, были выявлены многочисленные факты разрыва металла трубопровода.

Второй причиной нарушения теплоснабжения являлась полная анархия, допущенная предыдущим арендатором при подключении потребителей к действующим тепловым сетям. При инвентаризации подключений после вскрытия теплотрассы было обнаружено несколько незаконных врезок, остальные потребители были подключены к теплотрассе глухими врезками, т.е. врезка выполнена в трубопровод без наличия запорной арматуры и тепловой камеры, которая позволила бы проводить персоналу УТС осмотры и необходимые мероприятия по наладке режима теплоснабжения. Кроме этого выявлено множество нарушений технических условий на подключение – несоответствие договорной нагрузки, наличие многочисленных перемычек с подающего на обратный трубопровод, что приводило к нарушению необходимого перепада давления и отрицательно сказывалось на качестве теплоснабжения.

Отдельным пунктом комплексной проблемы являлось ещё и то, что жители, зная о собственных нарушениях режима теплопотребления, не допускали на свою частную территорию персонал УТС и энергосбытовой компании.

Согласно приоритетам

«Подобные проблемы существуют и в других районах Усолья-Сибирского, в которых расположены потребители частного сектора. Их мы тоже обязательно будем решать – в соответствии с расставленными приоритетами, – говорит Никитеев. – Все проблемы единовременно решить невозможно. Для этого потребуются очень большие материальные затраты».

На месте многих домов построены коттеджи.
Их фактическое теплопотребление намного больше договорного

По этой причине ремонт участка по улице Чайковского, как особо сложного и проблемного, было решено провести уже в эту ремонтную кампанию, по другим проблемным участкам для устранения замечаний будут привлечены подрядные организации в будущем.

Для капитального ремонта теплосети будет освоено около 3 миллионов рублей. Работы начались в начале августа и продлятся около месяца. В ходе ремонта используются новейшие технологии – индустриально изолированные трубопроводы с пенополиминеральной изоляцией, которая на сегодняшний день по сравнению с другими типами в наибольшей степени отвечает требованиям по качеству, надёжности, долговечности. Прокладка останется бесканальной, но будет выполнена в соответствии со всеми требованиями нормативных документов, с организацией тепловых камер для цивилизованного подключения всех потребителей, установкой запорной арматуры, а также устройств, позволяющих производить наладку гидравлического режима.

«Работа очень серьёзная, – говорит Максим Сергеевич. – Но мы обязуемся завершить её согласно утверждённому и согласованному графику».

Однако обязательства тепловиков привести сеть в соответствие к отопительному периоду ещё не являются гарантией того, что тепло в дома жителей частного сектора всё-таки поступит. Существуют обязательства, которые должен выполнить сам потребитель для подготовки к отопительному сезону. Речь идёт о тепловых узлах, расположенных в данном случае в каждом жилом доме, вернее, об их готовности принимать тепловую энергию.

На этом этапе потребители должны взаимодействовать с энергосбытовой компанией, которая определяет степень этой готовности и в дальнейшем даёт разрешение УТС на отпуск тепла. «Некоторым потребителям потребуется перезаключение договоров на отпуск тепла, – считает Максим Никитеев. – Дело в том, что на месте многих бревенчатых домов, которые первоначально подключались к теплоснабжению, построены коттеджи. Их фактическое теплопотребление намного больше договорного».

Трубопроводы с пенополиминеральной изоляцией в наибольшей степени отвечают требованиям по качеству и надёжности

Для того чтобы на законных основаниях получать нужное количество тепла, необходимо выполнить ряд организационных и технических требований. «В конце прошлого отопительного сезона все потребители получили предписания о том, что именно нужно сделать к началу этого отопительного сезона. Времени на выполнение этих мероприятий до начала подачи тепла остаётся всё меньше, но пока никаких действий со стороны жителей мы не видим», – сожалеет Максим Сергеевич.

В случае неисполнения обязательств со стороны потребителей возможно решение об отказе в подключении неготовых теплопотребляющих установок.

«Если потребители не получат актов готовности, мы в свою очередь не получим наряды на их подключение к нашим тепловым сетям, – объясняет процедуру включения тепла Максим Никитеев. – Если же никто не получит соответствующего разрешения, то циркуляция теплоносителя по рассматриваемой распределительной сети вообще не будет организована. Принимать столь жёсткое решение не в компетенции тепловиков, – продолжает Максим Сергеевич. – Это прерогатива энергосбытовой компании как держателя договоров. Мы в данном случае отвечаем за правильность процедуры подключения».

«Иркутскэнерго» в лице УТС ТЭЦ-11 сделает всё, чтобы обеспечить качественное теплоснабжение жителей в отопительный период – теплотрасса будет полностью отвечать требованиям нормативных документов.

Далее развитие ситуации во многом зависит от самих потребителей – вложат ли они свои средства на приведение индивидуальных тепловых узлов в порядок и получат ли наряды на подключение. Если и далее с их стороны будет наблюдаться полное бездействие, возможно, им придётся вспомнить об альтернативных источниках тепла – например русских печках.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры